Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Щепетьева Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка в 5 классе

(учебник под редакцией А.Д. Шмелёва)

                                                     Тема урока: «Распространённые и нераспространённые предложения»

Цель деятельности учителя

Ознакомить с понятиями распространённые и нераспространённые предложения, учить понимать роль родного языка в развитии личности, овладению приёмами работы с информацией.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать главные и второстепенные члены предложения, уметь определять члены распространённого и нераспространённого предложения.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Распространённые и нераспространённые предложения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово:

-Ребята,  о чём мы говорили на прошлом уроке? Правильно, о предложениях. Всё ли вы знаете о них? Нет. Хотели бы узнать? Сегодня мы будем знакомиться с видами предложений. Для этого сегодня мы совершим прогулку по самым живописным местам, полюбуемся картинами природы.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Личностные: положительное отношение к учёбе, желание приобрести новые знания, умения, навыки.

Познавательные: осознание поставленной задачи.

Регулятивные: совместное планирование необходимых действий, операций.

2.Актуализация

-Назовите главные члены предложения. Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Чем может быть сказуемое?

-Ребята, а какую речь приятно слушать? Правильно, размеренную, спокойную.  О ком в народе сложили поговорку: «Говорит, словно горох сыплет о стену»?. Правильно, о тех, кто быстро говорит.

-А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на слайде. (презентация)

Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

-О чём текст? Какую пользу приносит дерево? А что ещё вам о нём известно? Тополя неприхотливы. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко дождём смывается пыль. Он свисает на длинном черенке, поэтому листья очень подвижны, хорошо улавливают пыль.

-Назовите главные члены  каждого предложения.

-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены. Всё ли понятно? А что помогает уточнить прочитанное? Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания; осуществляют взаимопроверку по учебнику.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что недостаточно знаний для полных  ответов.

Фронтальная, индивидуальная

фронтальная

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою  точку зрения.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебника.

3.Выявление места и причины затруднения

-Ребята, откройте учебник на странице 29. Найдите ответы на вопросы:

Какие члены предложения называются второстепенными?

Почему подлежащее и сказуемое  не являются второстепенными членами?

Прочитайте задание упр. 26. Выполните его в паре. Найдите «третье лишнее». Придумайте и запишите  подобную  группу таких предложений.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отвечают на вопросы, работают с учебником

Индивидуальная,  работа в парах.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

Регулятивные: осознают недостаточность знаний

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения для решения проблемы информации.

4.Целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения

-Рассмотрите внимательно схему на стр. 29 и сделайте вывод: какое предложение можно назвать распространённым, а какое нераспространённым?

Отвечают на вопросы, работают с учебником.

Индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности, стремиться их преодолевать; проявляют способность к рефлексии.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, работают со схемой.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения для решения проблемы информации.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

-Прослушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Октябрь». Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Грусти и печали. Давайте составим очень красивое распространённое предложение. Запишем то, которое больше понравилось. Докажите, что это предложение не является нераспространённым.

Слушают музыку, отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют предложения.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его для решения учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют деятельность  с учётом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы для уточнения последовательности работы.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

А теперь прослушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева.

Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

Встретили ли вы нераспространённые предложения? Какие? Распространите их,  добавьте второстепенные члены. Сделаем микровывод: Чем больше в предложении второстепенных членов, тем богаче и ярче звучит наша речь.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве делают вывод.

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: осуществляют логические операции, делают выводы.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполняем упражнение 27. Читаем текст, делим на предложения,  списываем, находим нераспространённые предложения, подчёркиваем грамматические основы. Повышенный уровень: найти распространённые предложения с второстепенным членом – обстоятельством. Подчеркнуть все члены этих предложений.

Выполняют задания, в том числе повышенного уровня

Индивидуальная

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут пути их преодоления

Коммуникативные: формируют собственные мысли

8. Включение в систему знаний и повторение.

На стр. 30 выберите правильные утверждения. Обоснуйте свой выбор.

Выбирают правильные ответы, оценивают себя и товарищей.

фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

9.Домашнее задание.

Упражнение 28, п.5.

Познавательные: учиться принимать решение, обосновывать свой выбор

10.Рефлексия учебной деятельности.

Беседа:

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности  появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение? Дайте оценку нашей работе: поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и исследовательских , аналитических умений; приобретаютумение мотивированно  организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...