Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Плюснина Татьяна Николаевна

 Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационные правила, проводится лексическая работа, работа по анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Морфемика. Повторение. 5 класс53 КБ

Предварительный просмотр:

Плюснина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 62   г. Санкт-Петербург

Урок русского языка в 5 классе

Урок-путешествие

 

МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД

  ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД

 

Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Цели:

  • Обобщить знания по теме «Морфемика»
  • Формировать умение выполнять частичный и полный морфемный анализ

Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

  • Воспитывать интерес к русскому языку через использование занимательного материала.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  

  •  опорные плакаты
  • дидактический распечатанный материал
  • кроссворд

Ход урока

1. Ребята. Я рада вас приветствовать на моём уроке. Сегодня мы совершим  небольшое путешествие. Но сначала мы разгадаем кроссворд. Для его решения вам необходимо вспомнить правила по теме « Морфемика»

1

3

2

4

5

6

 

 

По вертикали:

  1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

3. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

5. Часть слова, стоящая после крня и служащая для образования новых слов.

По горизонтали:

  1. Общая часть родственных слов.

4. Часть слова без окончания.

6. Значимая часть слова.

2.  Поверим, какие же слова вы вписали в кроссворд.

 

Ответьте на вопросы:

  • Что общего у приставки и суффикса?
  •  А чем они различаются?
  • Чем отличается окончание от приставки и суффикса?
  • Какова роль окончания?
  • Назовите главную морфему в слове. Почему корень -главная морфема в слове?

3. Сегодня мы с вами будем тренироваться в выполнении морфемного разбора слова, т. е.в разборе слова по составу, одновременно повторим основные понятие по теме.

 Мы совершим путешествие в летний лес. А зачем?  Угадайте загадку:

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

(Прикрепляем к доске рисунок корзинки, в неё будем складывать грибы ( рисунки) в процессе работы  , уч-ся узнают гриб и кладут его в корзинку)

4.  Словарный диктант.

Но не так-то просто попасть среди зимы в летний лес. Необходимо вспомнить написание «лесных слов» . Напишем без ошибок.

Удивительные растения, ароматная земляника, сладкая малина, коричневый орех, багровые листья, хрустнуть веткой,  косолапый медведь, соловьиная трель, белоствольная берёзка.

  • -С  какими орфограмма вам встретились слова в диктанте?
  • Подчеркните глагольное словосочетание.
  • Укажите слова , в которых  два корня.
  • Объясните лексическое значение слова « трель», подобрав синоним.

Ну что ж , теперь нам путь в летний лес открыт

6. Первое задание: ( Карточки )

  По грибы

Шел гри..ник изд..лека
А в к..рзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только тра..ка и листочки.
Ут..мился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Погл..дел на грибника
Лес др..мучий свысока.
Пок..чался – скрип да скрип! –
Пок..зал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?
                               
В. Шульжик

  • Прочитайте выразительно.
  • Объясните написание слов с пропущенными буквами -орфограммами.
  •  -Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.
  •    Выпишите глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
  • Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.
  •   Почему автор употребил  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
  • Объясните значение слова «дремучий», подобрав синонимы.
  • Объясните постановку тире .

 7. Задание второе.

  1. В т..сноте.

На п..нечке сто опят.
- Очень тесно тут! – в...пят. –
Поз..вите гр..бника
Соб..рать опят с пенька.
                         
Е. Серова

  • Прочитайте выразительно.
  • Почему стихотворение называется  « В тесноте»?
  • Объясните значение слова «вопят», подобрав синонимы.
  • Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением., объясните орфограмму.
  • Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием гласной.
  • Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Минутка отдыха: отгадываем загадки, грибки складываем в корзинку.

1) Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

2) Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

3)  Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

4)  В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

5)  Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор не должен оказаться в корзинке)

  • А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? .

 8. Задание третье. ( Карточки)

Кто сеял лисич?ки?

Клим спр..сил у Алексея
Кто в лесу лисич?ки сеял
Звери дикие иль птицы
Ну, понятно кто — лисички.

                           И. Мельничук 

  • Прочитать выразительно.
  • Списать, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.
  • Являются ли слова «лисички и лисицы однокоренными»? Почему нет:
  • Запишите их в два столбика, подберите однокоренные слова. К какому слову и почему нельзя подобрать их?(лисички-грибы).

9. Четвёртое задание.

  1.  Послушайте загадку. Угадайте , что это за гриб.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик)

  1. Прочитаем стихотворение. ( карточки)

Подб..резовик

Подб..рёзовик
Что ж ты  спрятался
Под б..резою.
Да не прячься ты
Так ст...рательно –
Я найду тебя
Об..зательно.
         
Е. Серова 

  • Списать первое предложение.
  • Почему слово «подберёзовик» выделено запятой?
  • Выполните морфемный разбор слова «подберёзовик».
  • Запишите к нему как можно больше однокоренных слов.

 

  1. Работа  с текстом. ( Карточки)
  1. Ра.... ей  осен?ю  р..бята  пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш...л под березой красивый подберезовик  а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж...лтые листья под которыми пр...талсь   боровики..4.  В роще они набрали полные к...рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут.  7. 7.  Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.

  • Определить тему текста. Озаглавить.
  • Определить стиль текста, тип речи.
  • Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )
  • Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.
  • Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.

11.Подведение итогов.

Продолжите:

  • Сегодня на уроке …
  • Я учился различать...
  • Я учился выполнять...
  • Я узнал...

Домашнее задание: записать загадку , стихотворение про любой гриб, указать морфемный состав всех слов.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_griby.html — загадки про грибы
  2. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html — стихи о грибах

Resource id #2622

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию.  Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...

Урок русского языка в 5 классе в по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова" разработан с учётом требований ФГ и рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: ...

Урок русского языка в 5 классе в по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова" разработан с учётом требований ФГ и рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: ...

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова»

Урок обобщения знаний о морфемике, на котором ученики 5 класса совершенствуют свои навыки морфемного разбора, а также самостоятельно составляют алгоритм разбора слова по составу....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование. Орфография»

Технологическая картаурока русского языка в 5 классепо теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование.  Орфография»...