Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационные правила, проводится лексическая работа, работа по анализу текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Морфемика. Повторение. 5 класс | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Плюснина Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 62 г. Санкт-Петербург
Урок русского языка в 5 классе
Урок-путешествие
МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД
ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД
Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
Цели:
- Обобщить знания по теме «Морфемика»
- Формировать умение выполнять частичный и полный морфемный анализ
Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- Воспитывать интерес к русскому языку через использование занимательного материала.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- опорные плакаты
- дидактический распечатанный материал
- кроссворд
Ход урока
1. Ребята. Я рада вас приветствовать на моём уроке. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Но сначала мы разгадаем кроссворд. Для его решения вам необходимо вспомнить правила по теме « Морфемика»
1 | 3 | ||||||
2 | |||||||
4 | 5 | ||||||
6 | |||||||
| |||||||
|
По вертикали:
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
3. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
5. Часть слова, стоящая после крня и служащая для образования новых слов.
По горизонтали:
- Общая часть родственных слов.
4. Часть слова без окончания.
6. Значимая часть слова.
2. Поверим, какие же слова вы вписали в кроссворд.
Ответьте на вопросы:
- Что общего у приставки и суффикса?
- А чем они различаются?
- Чем отличается окончание от приставки и суффикса?
- Какова роль окончания?
- Назовите главную морфему в слове. Почему корень -главная морфема в слове?
3. Сегодня мы с вами будем тренироваться в выполнении морфемного разбора слова, т. е.в разборе слова по составу, одновременно повторим основные понятие по теме.
Мы совершим путешествие в летний лес. А зачем? Угадайте загадку:
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
(Прикрепляем к доске рисунок корзинки, в неё будем складывать грибы ( рисунки) в процессе работы , уч-ся узнают гриб и кладут его в корзинку)
4. Словарный диктант.
Но не так-то просто попасть среди зимы в летний лес. Необходимо вспомнить написание «лесных слов» . Напишем без ошибок.
Удивительные растения, ароматная земляника, сладкая малина, коричневый орех, багровые листья, хрустнуть веткой, косолапый медведь, соловьиная трель, белоствольная берёзка.
- -С какими орфограмма вам встретились слова в диктанте?
- Подчеркните глагольное словосочетание.
- Укажите слова , в которых два корня.
- Объясните лексическое значение слова « трель», подобрав синоним.
Ну что ж , теперь нам путь в летний лес открыт
6. Первое задание: ( Карточки )
По грибы
Шел гри..ник изд..лека
А в к..рзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только тра..ка и листочки.
Ут..мился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Погл..дел на грибника
Лес др..мучий свысока.
Пок..чался – скрип да скрип! –
Пок..зал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?
В. Шульжик
- Прочитайте выразительно.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами -орфограммами.
- -Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.
- Выпишите глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
- Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.
- Почему автор употребил слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
- Объясните значение слова «дремучий», подобрав синонимы.
- Объясните постановку тире .
7. Задание второе.
- В т..сноте.
На п..нечке сто опят.
- Очень тесно тут! – в...пят. –
Поз..вите гр..бника
Соб..рать опят с пенька.
Е. Серова
- Прочитайте выразительно.
- Почему стихотворение называется « В тесноте»?
- Объясните значение слова «вопят», подобрав синонимы.
- Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением., объясните орфограмму.
- Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием гласной.
- Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Минутка отдыха: отгадываем загадки, грибки складываем в корзинку.
1) Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
2) Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
3) Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
4) В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
5) Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор не должен оказаться в корзинке)
- А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? .
8. Задание третье. ( Карточки)
Кто сеял лисич?ки?
Клим спр..сил у Алексея
Кто в лесу лисич?ки сеял
Звери дикие иль птицы
Ну, понятно кто — лисички.
И. Мельничук
- Прочитать выразительно.
- Списать, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.
- Являются ли слова «лисички и лисицы однокоренными»? Почему нет:
- Запишите их в два столбика, подберите однокоренные слова. К какому слову и почему нельзя подобрать их?(лисички-грибы).
9. Четвёртое задание.
- Послушайте загадку. Угадайте , что это за гриб.
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
- Прочитаем стихотворение. ( карточки)
Подб..резовик
Подб..рёзовик
Что ж ты спрятался
Под б..резою.
Да не прячься ты
Так ст...рательно –
Я найду тебя
Об..зательно.
Е. Серова
- Списать первое предложение.
- Почему слово «подберёзовик» выделено запятой?
- Выполните морфемный разбор слова «подберёзовик».
- Запишите к нему как можно больше однокоренных слов.
- Работа с текстом. ( Карточки)
- Ра.... ей осен?ю р..бята пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш...л под березой красивый подберезовик а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж...лтые листья под которыми пр...талсь боровики..4. В роще они набрали полные к...рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут. 7. 7. Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.
- Определить тему текста. Озаглавить.
- Определить стиль текста, тип речи.
- Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )
- Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.
- Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.
11.Подведение итогов.
Продолжите:
- Сегодня на уроке …
- Я учился различать...
- Я учился выполнять...
- Я узнал...
Домашнее задание: записать загадку , стихотворение про любой гриб, указать морфемный состав всех слов.
Интернет-ресурсы
- http://www.razumniki.ru/stihi_pro_griby.html — загадки про грибы
- http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html — стихи о грибах
Resource id #2622
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"
Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию. Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...
Урок русского языка в 5 классе в по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова" разработан с учётом требований ФГ и рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: ...
Урок русского языка в 5 классе в по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова" разработан с учётом требований ФГ и рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: ...
Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова»
Урок обобщения знаний о морфемике, на котором ученики 5 класса совершенствуют свои навыки морфемного разбора, а также самостоятельно составляют алгоритм разбора слова по составу....
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»."
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование. Орфография»
Технологическая картаурока русского языка в 5 классепо теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование. Орфография»...