Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок обобщения знаний о морфемике, на котором ученики 5 класса совершенствуют свои навыки морфемного разбора, а также самостоятельно составляют алгоритм разбора слова по составу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya5.docx | 42.78 КБ |
prilozhenie_1.doc | 35 КБ |
prilozhenie_3.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку для 5 класса по теме
«Морфемика. Морфемный разбор слова».
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщение знаний о морфемах слова;
- совершенствование навыка морфемного разбора слова;
- научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
- Оборудование:
- Листы с рабочими материалами для учащихся.
- Вид работы: групповая.
- Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оформление доски:
1. Тракторист Велосипед Соломенная Аптека Программа Карикатура Медальон Перрон | Классная работа. Морфемика. Морфемный разбор слова. | |
Хозяйство Спортсмен Деревня Лекарство Компьютер Карандаш Память Вокзал | 2. 3. стекло – сущ. стекло – глаг. |
Ход урока:
І. Создание психологически благоприятного настроя в классе
- Здравствуйте! Уверена, что сегодня поработаем очень плодотворно. Запишите сразу число и тему урока.
Начать сегодняшний урок я хочу стихотворением Сергея Острового:
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
-Что хочет нам сказать автор?
Если вы будете внимательно прислушиваться и присматриваться к словам, то проникните в их суть и «слово тебе сотворит добро»: откроет свои тайны, и вы будете более грамотными и более богатыми духовно, потому что осознаете красоту и глубину родного языка. И если к людям хорошо относиться, то и к вам будет такое же отношение. Почаще в своей речи употребляйте «волшебные» слова: извини, спасибо, пожалуйста и т.д. Помните: Слово тебе сотворит добро! А мы с вами сейчас как раз изучаем слова. Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? Кстати, что изучали вчера?
II. Фронтальный опрос.
Что такое словообразовательный разбор, что он показывает?
Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?
Назовите способы образования слов.
III. Целеполагание.
Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова».
Что значит «морфемный»?
- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)
- Чем отличается окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова и служит для связи слов в предложении).
- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)
- Что нужно узнать на этом уроке?
-Чему нужно научиться?
А может, и учиться нечему, и вы уже всё знаете? Возможно. Как вы думаете, есть ли какой-нибудь порядок разбора слова по составу или всё равно, в каком порядке выделять морфемы? Давайте исследуем этот вопрос!
IV. Решение проблемной задачи.
Посмотрите на доску:
-Как вы думаете, одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Разберите их. Можно советоваться с соседом по парте.
Доска: окно – ровно дышать; движение быстро – быстро оделся.
А теперь разберите слово хлопок. (хлОпок, хлопОк имеют разный состав)
Проверяем.
Делаем вывод: можно ли просто по внешнему облику судить о морфемном составе слова?
-Итак, наша задача – составить алгоритм (план) морфемного разбора слова, а потом уже мы вместе научимся выполнять этот разбор.
V. Работа в группах: составить план морфемного разбора.
Проверка, выработка общего плана: 1. Определить часть речи. 2. Определить лексическое слово. 3. Выделить окончание (если оно есть) и основу слова. 4. Выделить корень. 5. Выделить приставки и суффиксы, если они есть.
- Запишите предложение (один ученик пишет на доске):
Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла.
- Какое слово встречается в предложении дважды?
- Одинаков ли морфемный состав слова "мыла"? Разберите их по составу, используя алгоритм.
- Итак, чему мы научились? Откликнулись слова добром, приоткрыли свои тайны? (Учились составлять план работы, учились слушать друг друга, утвердили алгоритм морфемного разбора) Теперь осталось проверить алгоритм в действии и потренироваться в разборе слов.
VI. Самостоятельная работа. Выполните задания на листочках. (2-3 минуты)
VII. Повторение словарных слов.
(На доске записаны два столбика словарных слов)
- Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (Дети читают вслух по одной паре слов)
- Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика)
- Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (Дети пишут)
- Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически.).
– Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы. - Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («тракторист» и «соломенная»).
VIII. Связь морфемики с орфографией.
-Так для чего же нужны знания по морфемике? Зачем нужно уметь выполнять морфемный разбор? -Вспомните, правописание каких орфограмм зависит от того, в какой морфеме она находится? Приведите примеры.
(ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК:
СДЕЛАТЬ, ОТБРОСИТЬ, НАДПИСАТЬ, ПОДДЕЛЬНЫЙ
О-Ё-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ:
ЧЁРНЫЙ, ШЁПОТ, ШОРОХ, ЧАЩОБА, ВРАЧОМ, ТУЧЕЙ, ХОРОШО, ТЯЖЁЛЫЙ, ШОКОЛАД, НОЖОМ, КАЛАЧОМ)
От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.
IX. Творческое задание.
- Придумайте предложения или мини-текст со словами
стекло - существительное
стекло - глагол
(Учитель открывает запись этих слов на доске)
- Прочитайте свои работы. (Заслушиваются несколько учащихся)
Жидкое стекло в форму стекло.
Я сегодня мыла стекло и мыло по стеклу стекло.
За окном дождь. Я сижу у окна и смотрю на улицу через стекло. Вот несколько капель стекло.
X. Подведение итогов урока.
- Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Предварительный просмотр:
1. Изменяемая часть слова
А) суффикс;
Б) окончание;
В) корень.
2. В ней заключено основное значение однокоренных слов
А) приставка;
Б) основа;
В) корень.
3. Все слово без окончания
А) основа;
Б) приставка;
В) суффикс.
4. Изучает состав слова
А) синтаксис;
Б) морфемика;
В) фонетика.
1. Изменяемая часть слова
А) суффикс;
Б) окончание;
В) корень.
2. В ней заключено основное значение однокоренных слов
А) приставка;
Б) основа;
В) корень.
3. Все слово без окончания
А) основа;
Б) приставка;
В) суффикс.
4. Изучает состав слова
А) синтаксис;
Б) морфемика;
В) фонетика.
1. Изменяемая часть слова
А) суффикс;
Б) окончание;
В) корень.
2. В ней заключено основное значение однокоренных слов
А) приставка;
Б) основа;
В) корень.
3. Все слово без окончания
А) основа;
Б) приставка;
В) суффикс.
4. Изучает состав слова
А) синтаксис;
Б) морфемика;
В) фонетика.
Предварительный просмотр:
Прибежал Солнышко Учебник Светленький | Напишут Затмение Серенький Стульчик | Сетчатый Волейболистка Напиться Смелость |
Прибежал Солнышко Учебник Светленький | Напишут Затмение Серенький Стульчик | Сетчатый Волейболистка Напиться Смелость |
Прибежал Солнышко Учебник Светленький | Напишут Затмение Серенький Стульчик | Сетчатый Волейболистка Напиться Смелость |
Прибежал Солнышко Учебник Светленький | Напишут Затмение Серенький Стульчик | Сетчатый Волейболистка Напиться Смелость |
Прибежал Солнышко Учебник Светленький | Напишут Затмение Серенький Стульчик | Сетчатый Волейболистка Напиться Смелость |
Прибежал Солнышко Учебник Светленький | Напишут Затмение Серенький Стульчик | Сетчатый Волейболистка Напиться Смелость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы
2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...
урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы
Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс " Фонетический разбор"
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс " Фонетический разбор"Конспект урока по русскому языку 5 класс на тему: " Фонетический разбор слова"Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить с п...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Урок по русскому языку. 5 класс. Синтаксический разбор простого предложения.
Конспект урока и презентацмя по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс ФГОС....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...