Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок обобщения знаний о морфемике, на котором ученики 5 класса совершенствуют свои навыки морфемного разбора, а также самостоятельно составляют алгоритм разбора слова по составу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya5.docx42.78 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc35 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 5 класса по теме

 «Морфемика. Морфемный разбор слова».

Задачи урока:

Образовательные:

  •   обобщение знаний о морфемах слова;
  •  совершенствование навыка морфемного разбора слова;
  •  научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
  • Оборудование:
  • Листы с рабочими материалами для учащихся.
  • Вид работы: групповая.
  • Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оформление доски:

1.

Тракторист

Велосипед

Соломенная

Аптека

Программа

Карикатура

Медальон

Перрон

Классная работа.

Морфемика. Морфемный разбор слова.

Хозяйство

Спортсмен

Деревня

Лекарство

Компьютер

Карандаш

Память

Вокзал

2. http://festival.1september.ru/articles/312329/img1.JPG

3. стекло – сущ.

стекло – глаг.

Ход урока:

І.  Создание психологически благоприятного настроя в классе

- Здравствуйте! Уверена, что сегодня поработаем очень плодотворно. Запишите сразу число и тему урока.

Начать сегодняшний урок я хочу стихотворением Сергея Острового:  

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня за своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

-Что хочет нам сказать автор?

Если вы будете внимательно прислушиваться и присматриваться к словам, то проникните в их суть и «слово тебе сотворит добро»: откроет свои тайны, и вы будете более грамотными и более богатыми духовно, потому что осознаете красоту и глубину родного языка. И если к людям хорошо относиться, то и к вам будет такое же отношение. Почаще в своей речи употребляйте «волшебные» слова: извини, спасибо, пожалуйста и т.д. Помните: Слово тебе сотворит добро! А мы с вами сейчас как раз изучаем слова. Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? Кстати, что изучали вчера?

II. Фронтальный опрос.

Что такое словообразовательный разбор, что он показывает?

Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

Назовите способы образования слов.

III. Целеполагание.                

Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова».

Что значит «морфемный»?

- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

- Чем отличается окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова и служит для связи слов в предложении).

- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

- Что нужно узнать на этом уроке?        

-Чему нужно научиться?

А может, и учиться нечему, и вы уже всё знаете? Возможно. Как вы думаете, есть ли какой-нибудь порядок разбора слова по составу или всё равно, в каком порядке выделять морфемы? Давайте исследуем этот вопрос!                

IV. Решение проблемной задачи.

Посмотрите на доску:                

-Как вы думаете, одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Разберите их. Можно советоваться с соседом по парте.

Доска: окно – ровно дышать; движение быстро – быстро оделся.

А теперь разберите слово хлопок. (хлОпок, хлопОк имеют разный состав)

Проверяем.

Делаем вывод: можно ли просто по внешнему облику судить о морфемном составе слова?                                                                         

-Итак, наша задача – составить алгоритм (план) морфемного разбора слова, а потом уже мы вместе научимся выполнять этот разбор.

V. Работа в группах: составить план морфемного разбора.

Проверка, выработка общего плана: 1. Определить часть речи. 2. Определить лексическое слово. 3. Выделить окончание (если оно есть) и основу слова. 4. Выделить корень. 5. Выделить приставки и суффиксы, если они есть.

  • Запишите предложение (один ученик пишет на доске):

Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла.

- Какое слово встречается в предложении дважды?

- Одинаков ли морфемный состав слова "мыла"?  Разберите их по составу, используя алгоритм.

  • Итак, чему мы научились? Откликнулись слова добром, приоткрыли свои тайны? (Учились составлять план работы, учились слушать друг друга, утвердили алгоритм морфемного разбора) Теперь осталось проверить алгоритм в действии и потренироваться в разборе слов.

VI. Самостоятельная работа. Выполните задания на листочках. (2-3 минуты)

VII. Повторение словарных слов.

(На доске записаны два столбика словарных слов)

- Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (Дети читают вслух по одной паре слов)

- Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика)

- Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (Дети пишут)

- Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически.).

– Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы. - Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («тракторист» и «соломенная»).

VIII. Связь морфемики с орфографией.        

-Так для чего же нужны знания по морфемике? Зачем нужно уметь выполнять морфемный разбор?    -Вспомните, правописание каких орфограмм зависит от того, в какой морфеме она находится? Приведите примеры.

(ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК:

СДЕЛАТЬ, ОТБРОСИТЬ, НАДПИСАТЬ, ПОДДЕЛЬНЫЙ        

О-Ё-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ:

 ЧЁРНЫЙ, ШЁПОТ, ШОРОХ, ЧАЩОБА, ВРАЧОМ, ТУЧЕЙ, ХОРОШО, ТЯЖЁЛЫЙ, ШОКОЛАД, НОЖОМ, КАЛАЧОМ)

От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.        

IX. Творческое задание.

- Придумайте предложения или мини-текст со словами

стекло - существительное

стекло - глагол

(Учитель открывает запись этих слов на доске)

- Прочитайте свои работы. (Заслушиваются несколько учащихся)

Жидкое стекло в форму стекло.

Я сегодня мыла стекло и мыло по стеклу стекло.

За окном дождь. Я сижу у окна и смотрю на улицу через стекло. Вот несколько капель стекло.

X. Подведение итогов урока.

- Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.



Предварительный просмотр:

 

1. Изменяемая часть слова

      А) суффикс;

      Б) окончание;

      В) корень.

2. В ней заключено основное значение однокоренных слов

А)  приставка;

Б)  основа;

В)  корень.

3. Все слово без окончания

А)  основа;

Б)  приставка;

В)  суффикс.

4. Изучает состав слова

А)  синтаксис;

Б)   морфемика;

В)  фонетика.

1. Изменяемая часть слова

      А)  суффикс;

      Б)   окончание;

      В)   корень.

2. В ней заключено основное значение однокоренных слов

А)  приставка;

Б)   основа;

В)  корень.

3. Все слово без окончания

А)  основа;

Б)  приставка;

В)  суффикс.

4. Изучает состав слова

А) синтаксис;

Б)  морфемика;

В) фонетика.

1. Изменяемая часть слова

      А)  суффикс;

      Б)  окончание;

      В)  корень.

2. В ней заключено основное значение однокоренных слов

А)  приставка;

Б)  основа;

В)  корень.

3. Все слово без окончания

А)  основа;

Б)   приставка;

В)  суффикс.

4. Изучает состав слова

А)  синтаксис;

Б)   морфемика;

В)  фонетика.



Предварительный просмотр:

Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость

Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость

Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость

Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость

Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость

           

            Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...

Презентация к уроку по русскому языку 5 класс " Фонетический разбор"

Презентация к уроку по русскому языку 5 класс " Фонетический разбор"Конспект урока по русскому языку 5 класс на тему: " Фонетический разбор слова"Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить с п...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Урок по русскому языку. 5 класс. Синтаксический разбор простого предложения.

Конспект урока и презентацмя по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс ФГОС....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...