Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель деятельности учителя | Систематизировать информацию о главных и второстепенных членах предложения, отрабатывать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения | ||||||||
Тип урока | Комбинированный урок | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): определять роль второстепенных членов в предложении, знать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения; уметь выделять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор по алгоритму. Метапредметные : познавательные, коммуникативные, регулятивные. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | ||||||||
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная | ||||||||
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор | ||||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем | ||||||||
Основные понятия | Синтаксис, пунктуация, словосочетание, главные и второстепенные члены предложения | ||||||||
Организационная структура (сценарий) урока | |||||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты. задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности | |||
\I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Орфографическая разминка. - Отгадайте загадки, ответы запишите. • Что за чудо в доме нашем? Ест дрова и кормит кашей. (Печка.) • Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.) • В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.) • На ветках плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Почки.) - Какая орфограмма встретилась вам в этих словах? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Листы обратной связи | |||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Лингвистический эксперимент | - Отгадайте загадку: Зверек грызет. - Почему вы не можете дать однозначного ответа? - Давайте подберем подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила.) - Подчеркните главные члены предложения. Помогли они нам отгадать загадку? А какие члены предложения помогли это сделать? - Сделаем вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения? | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы | |||
3. Вы- явление места и при- чины затруднения | Эвристическая беседа, формулирование правила, составление схемы-помощницы. | Задания по группам. - Пользуясь полученными на предыдущих уроках знаниями, коллективно заполните опорную схему. | Формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вы- воды. Выполняют элементарные физические упражнения | Групповая, индивидуальная. Фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Вопросы для уточнения информации. Выполнение упражнений | |||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Физкультминутка Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | Виды второстепенных членов предложения и их признаки
| Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Групповая, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы, выполнение письменных заданий | |||
Определение | Дополнение | Обстоя тельство | |||||||
Что обозначает? | Признак предмета | Предмет | Место, время. причину, образ действия | ||||||
На какие вопросы отвечает? | Какой? Чей? | Вопросы кос- венных падежей | Где? Когда? Почему? Как? | ||||||
Чем выражено? | Прилагательное, местоимение | Существительное, местоимение | Наречие, существительное с предлогом | ||||||
От каких частей речи зависит? | От существительных | От глагола | От глагола | ||||||
Как подчеркивается? | - - - - - - - | ||||||||
- - - - - - - | |||||||||
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать - Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке. - Сейчас мы будем работать в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм. Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить текст. Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: «Спортсмены поражают нас своими победами». Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся | |||||||||
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Обучающая игра | Эстафета. - Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны па доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведет разбор. 1-я группа: Завтра будет отличная погода 2-я группа: Сегодня Петя уроки приготовил. 3-я группа: Мама сварила вкуснейший борщ. | Отвечают на вопросы. под руководством педагога участвуют в вы- полнении задания | Групповая, индивидуальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Вопросы для уточнения информации | |||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Подбор приме- ров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | Творческий диктант. - Распространите предложения второстепенными членами. 1-я группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали. 2-я группа: Вошел учитель. Наступила тишина. 3-я группа: Начался урок. Дети слушают. - Какова роль второстепенных членов в предложении? - Исправьте ошибки в употреблении слов в данных предложениях. 1-я группа: У Пети смех заразный. 2-я группа: Грипп - инфекция заразительная. 3-я группа: Актер отражал зрителей своим талантом | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | Устные ответы, письменные работы | |||
7. Само- стоя- тельная работа с само- проверкой | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися. Упражнение №283 стр.128 | Выполняют упражнения | Индивидуальная | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение письменных упражнений | |||
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | ТЕСТ - Закончите предложения. 1. Подлежащее и сказуемое - это ... а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) не члены предложения. 2. Второстепенные члены предложения - это ... а) подлежащее и сказуемое; б) определение, дополнение, обстоятельство; в) все самостоятельные части речи. 3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это ... а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее. 4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ... а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) сказуемое. 5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ... а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее. 6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ... а) нераспространенными; б) распространенными; в) маленькими. 7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... а) нераспространенными; б) распространенными; в) большими. Взаимопроверка и самооценивание; один из учеников озвучивает свои ответы на вопросы теста | Решают тест; определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке | |||
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |
Тема урока:
Второстепенные члены
предложения (обобщение). Разбор простого предложения.
ТЕСТ
- Закончите предложения.
1. Подлежащее и сказуемое - это ...
а) главные члены предложения;
б) второстепенные члены предложения;
в) не члены предложения.
2. Второстепенные члены предложения - это ...
а) подлежащее и сказуемое;
б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) все самостоятельные части речи.
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это ...
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) сказуемое.
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее.
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...
а) нераспространенными;
б) распространенными;
в) маленькими.
7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ...
а) нераспространенными;
б) распространенными;
в) большими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...