Обобщающий урок по теме "Словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Словообразование"
в 6 классе
учитель русского языка и литературы
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Цели:
- Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
Необходимо:
- обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
- обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
- выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
- Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, , ответы на вопросы.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок.
Мы с вами изучили большой раздел русского языка.
Давайте вспомним, как этот раздел называется.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
4. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— Ребята, а что же такое морфема?
(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)
Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
5. Кроссворд.
по горизонтали:
- Изменяемая часть слова
- . 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали:
2. Часть слова без окончания.
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?
-лаг- | -лож- |
-раст- | -рос- |
-кас- | -кос- |
-гар- | -гор- |
-стил- | -стел- |
-зар- | -зор- |
-бир- | -бер- |
Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».
Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.
Поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение.
Хорошо, молодцы!
Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение основ
Сложение слов
Сложение сокращенных основ
Переход одной части речи в другую
Задание. Определите, как образованы следующие слова.
Развесёлый
Овражек
Подсвечник
Бег
Лесовоз
Продтовары
Мороженая рыба
Съел мороженое
Парашютистка
МГУ
кресло-кровать
птицефабрика
турпоход
приморский
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
А сейчас ответьте на опросы в карточках.
Взаимопроверка
(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________ |
|
2 | Какое окончание в слове “договорилась”? |
|
3 | Какой корень в слове “досрочный”? |
|
4 | Какое окончание в слове “видел”? |
|
5 | С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”? |
|
6 | Какой корень в слове “маленький”? |
|
7 | Слово белизна образовано _______________ способом |
|
8 | Каким способом образовано слово “героизм”? |
|
- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте у друг друга и выставьте оценки.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
Игра «Составь слово».
Работа в тетрадях
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
(подарок)
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
(беленький)
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
(прилетит)
Вот молодцы, ребята!
Самостоятельная работа с карточками.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова | е | и |
пр…образователь |
|
|
пр…школьный |
|
|
пр…успевать |
|
|
пр…лунение |
|
|
пр…красный |
|
|
пр…рвать |
|
|
пр…остановить |
|
|
пр…одолеть |
|
|
пр…выкать |
|
|
пр…поднять |
|
|
. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
— основные способы словообразования.
— морфемный и словообразовательный разбор.
— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).
(Таблица).
— проследили, как словообразование связано с другими разделами.
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Домашнее задание.
Повторить правило об имени существительном.
Стр 81 , упр 187
Resource id #2904
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....