Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Все познается в сравнении"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.
Задачи:
Образовательные:
-повторить теоретический материал, определение сравнения;
- проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения;
- выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;
- подготовка к сдаче ГИА.
Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Оборудование: раздаточный материал, справочная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3220_urok_2.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Все познается в сравнении"
Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.
Задачи:
Образовательные:
-повторить теоретический материал, определение сравнения;
- проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения;
- выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;
- подготовка к сдаче ГИА.
Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Оборудование: раздаточный материал, справочная литература.
ХОД УРОКА:
Учитель: Представьте, что вы смотрите в небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной.
Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками (как вата, лебеди, корабли, сладкая вата, пуховая перина, взбитые сливки)
Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты).
Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы рассмотрим сравнение как одно из языковых средств выразительности.
1) Значение термина в словарях;
2)Рабочее определение;
3)Синонимы к слову сравнение (работа со словарем).
Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.
Работа в группах:
Задание группе № 1
В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопросы:
Какой частью речи является это слово?
В форме какого падежа оно стоит?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение. (существительным в Т.п.)
Примеры из текстов для анализа:
1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
Задание группе № 2
В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопросы:
При помощи каких союзов происходит сравнение?
Как в русском языке называются такие синтаксические конструкции?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение (сравнительный оборот)
Примеры из текстов для анализа:
1. Как океан разверзлись небеса,
И спит земля - и теплится, как море...
2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
4. Точно старушонки, накренились избы на бок.
Задание группе № 3
В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.
(Сравнения, которые вводятся словами похож, подобен, напоминает, выступающими в роли сказуемого).
Примеры из текстов для анализа:
1. Кленовый лист напоминает нам янтарь.
2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч
Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.
Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.
Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.
Группы сообщают предложения к основному выводу.
- сравнение помогает более точно представить предмет или явление;
- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы;
- речь становится более яркой и выразительной;
- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны;
- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи;
- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.
Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию.
Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Урок русского языка для обучающихся 7 класса. Тема:"Семь цветов наречия".
Цель урока: познакомить учащихся с понятием о наречии (посредством эффективного вида запоминания-эйдетизма), подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме.Оборудование урока: таблица, акварельны...
Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»
Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"...
Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»
Разработка урока по формированию грамотного чтения литературного текста, развивающего умения формулировать тему текста и основную мысль, пон...
Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»
Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока: урок повторенияФормы рабо...