Урок русского языка для обучающихся 7 класса. Тема:"Семь цветов наречия".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с понятием о наречии (посредством эффективного вида запоминания-эйдетизма), подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме.
Оборудование урока: таблица, акварельные краски, бумага, иллюстрации радуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_narechie-7klass.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Семь цветов наречия».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием о наречии(посредством эффективного вида запоминания-эйдетизма), подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме.
Оборудование урока: таблица, акварельные краски, бумага, иллюстрации радуги.
Ход урока:
1). Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся еще с одной частью речи- наречием, научимся запоминать орфограммы; для этого попытаемся развить особый вид памяти- эйдетизм, заключающийся в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения.
Интересна история данной части речи. Наречия на о-е стали формироваться как особый вид с середины ΧΙΧвека. Процесс их образования не прекращается по сей день. Устаревают или вымирают местоименные наречия: доселе, доколе, отсель, столь, отколе и др.; происходят изменения типа: под тишком-исподтишка и т. д.
А что вы знаете о спорах ученых об этой части речи?
1-ый ученик. М.В. ломоносов в «Российской грамматике» писал, что «наречия,которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к одной части причитаются».
2-ой ученик. Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и работе «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречия не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».
Учитель. Теперь вспомним, что вы уже знаете о наречии.
Правописание наречий не отличается особой легкостью. Усвоить его нам поможет
Цветовая таблица орфограмм наречий.
- не=ни (небрежно, нигде, нередко-часто)
- нн=н (мужественный-мужественно)
- из в
до пиши а о пиши с на
с за
- о – е (горячо – певуче)
- Дефис по- =и,=ому,=ему еле=еле,
далеко=далеко
в,во- =ых,=их
кое=,=то,=либо,=нибудь
- Слитно-раздельно: запомнить!
- ь – после и, ш – всегда
после ж - настежь
2).Таблица.
Как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам напоминают?
-Это цвета радуги, их семь, и запомнить их можно, выучив это предложение:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
3).Теперь прочитаем миниатюру Феликса Кривина.
Два слова в одном.
Живут два наречия, крепко-накрепко соединённые между собой так, что их в грамматике считают одним наречием. Тихо-смирно живут, со стороны смотреть любо-дорого (кому-то смотреть любо, но им, возможно, это обходится дорого, потому что не так-то просто двум наречиям соединиться в одно).
Живут два наречия в одном — то ли волей живут, то ли неволей, а если одним словом сказать, то живут они волей-неволей. Слов-то в тексте полным-полно, мало-мальски что не так — и пойдёт всё шиворот-навыворот. Лучше уж своей чёрточки держаться.
Живут два наречия... И вдруг, нежданно-негаданно, появляется между ними ещё одно слово. Всего-навсего одно слово, и маленькое такое, а всё же своё, из песни его не выбросишь, даже если песня давным-давно надоела.
Ну, теперь-то можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить, чтоб всё было честь по чести. Хоть жить час от часу не легче, но надо жить. Ради этого, маленького, надо жить, потому что из песни его не выбросишь.
И тут-то они замечают: нет чёрточки. Той самой чёрточки, которая их прежде соединяла. Раньше-то у них всё было любо-дорого, хоть кое в чём, возможно, шиворот-навыворот, но зато крепко-накрепко, потому что было чему их и им было за что держаться. А теперь они хоть и душа в душу, но без чёрточки, хоть и честь по чести, но без чёрточки. И наречия, которое у них было одно на двоих, теперь нет, потому что душа в душу - это уже не наречие…
Вот оно как бывает!.. А мы-то думаем! Мы-то думаем, что нас соединяет это словечко, которое из песни не выбросишь, даже если сама песня никуда не годится. А на самом деле нас соединяет не оно. На самом деле нас соединяет чёрточка. Совсем незаметная чёрточка, которая нас двоих соединяет в одно и без которой нам жить и не дорого и не любо.
Ф. Кривин
4).Запишите миниатюру в тетрадь.
5).Словарный диктант. (Проверка по таблице).
Неряшливо, неправдиво, необычно, прекрасно, внезапно, увлеченно, издавна, начисто, добела, заживо, сначала, вдумчиво, свежо, неуклюже, хорошо, щемяще, по-нашему, по-соседски, по-доброму, во-первых, во-вторых, вскачь, сплошь, навзничь.
6). Рассмотрим рисунок. Пейзаж с радугой.
Пейзаж- картина, на которой изображена природа.
Словесное рисование.
7).Сочинение-миниатюра по картине.
Какую ошибку совершил художник?( Количество цветов в радуге -4, а должно быть -7).
8).Теперь будем рисовать акварелью и слушать музыку И. Штрауса «На голубом Дунае».
9).Словарная работа.
Акварель - латинское слово, означает «водяная прозрачная краска».
Рисуем красками теплый летний день. Прошел дождь. Появилась радуга.
10).Итог урока. Выставка рисунков.
Домашнее задание. Дифференцированные задания.
-Лингвистическое сочинение о наречии.
-Тренировочные задания по учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...