Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"


Класс(ы) 5

Предмет(ы) русский язык

Цель урока:

  1. Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах; развить умение владения способом действия при выборе написания.
  2. Воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.
  3. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять,делать выводы,овладевать научным стилем речи.

Тип урока

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  2. Учащихся в классе: 10
  3. Краткое описание

I. Стадия вызова.

1. Синтаксическая "пятиминутка"

- составить схемы предложений, дать их характеристику (устно).

а) Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.

б) Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце.

- Что общего в этих предложениях? (Оба сложные, состоят из двух частей)

- В чем разница? (Одно сложносочиненное, его части равноправны; второе - сложноподчинное, в нем одна часть подчинена, зависит от другой).

2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, спряжение, инфинитив.

Задание: выберите только глагольные категории.

II. Стадия осмысления.

1. Тема урока, цели.

2. Из данных предложений учитель записывает примеры на доске, учащиеся в тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

- От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

- Как называются такие глаголы? (Возвратные)

3. Выполнение упр. 464. (учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы, авт.Шакирова)

- Чтобы выполнить задание, что нужно знать? (Знать правило правописания -тся,-ться, т.е. поставить вопрос).

4. Чтение правила на стр.177.

- Возвращаемся к записанным примерам и надписываем над глаголами, в какой форме они стоят

(3-е лицо или неопределенная форма глагола).

5. Упр 465 - комментарий. Можно ли употребить форму 3-го лица единственного?

(После глаголов начнет, может, хочет, следует, надо, нужно употребляется глагол в инфинитиве).

6. Сообщение учителя о том, что формы глаголов и существительные на -ца звучат одинаково, что является источником ошибок.

7. Распределительный диктант (словосочетания распределить по колонкам)

существительное/ глагол

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)

1) Установить к какому слову относится глагол;

2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания.

8. Анализ предложений.

Образец рассуждения: например, Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

"Определим, с каким словом связан глагол не боится (тот), ставим от него вопрос:

Тот (что делает?) не боится; во 2-м предложении - умеет (что делать?) трудиться".

Предложения для анализа:

1. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И.Суриков)

2. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.Крылов)

3. Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума,оборотиться. (И.Крылов)

III.Стадия рефлексии.

- Что нового узнали о глаголах?

1. Комментированный диктант.

1. Белый пар по лугам расстилается.

2. От зари алый свет разливается.

3. И стоит себе лес, улыбается.

4. Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускается.

5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купается. (И.Никитин)

(После записи каждого предложения правописание -тся, -ться объясняется учащимися "по цепочке")

2. Подведение итогов, оценки.

Дом.зад.

1) упр 466 (письм) - (задание для слабых учащихся)

2) написать сочинение-миниатюру с использованием возвратных глаголов (задание для сильных учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Правописание НЕ с прилагательными"

Данная разработка -зачетная работа на курсах повышения квалификации....

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»

Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательск...