Рабочая программа. УМК С.И.Львова, В.В.Львов
рабочая программа (русский язык, 8 класс) по теме
Рабочая программа составлена по русскому языку для 8 класса по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. Она состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку 8 класс | 39.19 КБ |
rab.p._rus_8.docx | 64.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов (Протокол № от « » 2013г.) Руководитель ШМО
| Рекомендовано к утверждению № ___ от _________2013 г.) | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №24
« » 2013г. |
Рабочая программа по
Русскому языку
8 класс
Программа составлена учителем
Варниной Н.А.
2013-2014учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная учебная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы) С.И. Львовой, которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК вместе с учебником Львовой С.И. «Русский язык. 8 класс».
Авторская программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебные недель.
Основная особенность курса русского языка по данной учебной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено региональному компоненту.
Основной целью данного курса является освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
- обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать УУД, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),познавательныее(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), регулятивные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Функции УУД состоят:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
- Личностный.
- Регулятивный.
- Познавательный.
- Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение к учебной познавательной деятельности;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основесоциальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково – символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно – графическую или знаково – символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; учавствовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностей и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и ем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки чформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
- формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностей.
Раздел 2. Содержание курса.
Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слова. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.
Функциональные разновидности русского языка. Разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на слушателя (читателя). Языковые средства. Основные жанры.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Порядок слов в предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, по наличию второстепенных членов, по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Правильное построение простого предложения.
Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных и двусоставных неполных предложений. Типичные модели односоставных глагольных предложений.
Простое осложнённое предложение. Признаки простого осложнённого предложения (обобщение). Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обособленными членами предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.
Повторение изученного. Обобщение сведений по разным разделам лингвистики. Основные виды орфограмм и пунктограмм.
Тематическое планирование
Содержание | Объём (час) |
Русский язык – национальный язык русского народа Повторение изученного в 5-7 классах Функциональные разновидности русского языка Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики Словосочетание как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса Строение простого предложения Односоставные предложения Простое осложнённое предложение 1.Предложения с однородными членами 2.Предложения с обособленными членами 3.Обособленные определения и приложения 4.Обособленные обстоятельства и дополнения 5.Уточняющие члены предложения 6.Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями Повторение изученного Итого: из них уроков развития речи | 2 7 10 2 3 16 10 11 43 10 4 7 7 5 10 10 102 6 |
Раздел 3. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
за курс 8 класса
1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
- По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
- По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
- По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Раздел 4. Программно-методическое обеспечение курса.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003. – 144 с.
Материалы к уроку русского языка. [Электронный ресурс], режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/
Научно-методический журнал «Филолог». [Электронный ресурс], http://philolog.pspu.ru/index.shtml
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., - М. : Мнемозина, 2008. – 215 с.
Сборник тестовых заданий для тематического и тогового контроля. 8 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И.Капинос, Л.Н.Пучкова, А.О.Татур. – М.: «Интелллект – Центр», 2010. – 144 с.
Справочные материалы по русскому языку, полезная информация. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.gramota.ru/; http://www.prosv-ipk.ru/; http://language.edu.ru
Литература для учителя.
Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – Санкт-Петербург: Тригон, 1997. – 656 с.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.- 159 с.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Галынский М.С. Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение / М.С.Галынский. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983. – 124 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988. – 204 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 19 изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1992. – 704 с.
Орфографический словарь русского языка: 106 000 / Институт рус. яз.; Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 30-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1999. – 400 с.
Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование» 2008, - 10008 с.
Литература для учащихся.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981. – 176 с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. – 312 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Львова С. И. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2007 – 2011 (любое издание)..
Успенский Л. В. Слово о словах. – М.: АСТ Зебра Е, 2009.(или любое издание.) – 496 с.
Школьные словари русского языка.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
Словарь синонимов и антонимов / Сост. О.А.Михайлова. – Переиздание. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У-Фактория», 2002. – 512 с.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. –– М.: Издательство «Цитадель-Трейд», 2002. – 576 с.
Фразеологический словарь русского языка для школьников. / Сост. Л.А.Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 412 с.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 1997. – 400 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов (Протокол № от « » 2013г.) Руководитель ШМО
| Рекомендовано к утверждению № ___ от _________2013 г.) | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №24
« » 2013г. |
Рабочая программа по
Русскому языку
8 класс
Программа составлена учителем
Варниной Н.А.
2013-2014учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная учебная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы) С.И. Львовой, которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК вместе с учебником Львовой С.И. «Русский язык. 8 класс».
Авторская программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебные недель.
Основная особенность курса русского языка по данной учебной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено региональному компоненту.
Основной целью данного курса является освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
- обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать УУД, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),познавательныее(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), регулятивные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Функции УУД состоят:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
- Личностный.
- Регулятивный.
- Познавательный.
- Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение к учебной познавательной деятельности;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основесоциальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково – символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно – графическую или знаково – символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; учавствовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностей и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и ем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки чформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
- формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностей.
Раздел 2. Содержание курса.
Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слова. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.
Функциональные разновидности русского языка. Разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на слушателя (читателя). Языковые средства. Основные жанры.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Порядок слов в предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, по наличию второстепенных членов, по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Правильное построение простого предложения.
Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных и двусоставных неполных предложений. Типичные модели односоставных глагольных предложений.
Простое осложнённое предложение. Признаки простого осложнённого предложения (обобщение). Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обособленными членами предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.
Повторение изученного. Обобщение сведений по разным разделам лингвистики. Основные виды орфограмм и пунктограмм.
Тематическое планирование
Содержание | Объём (час) |
Русский язык – национальный язык русского народа Повторение изученного в 5-7 классах Функциональные разновидности русского языка Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики Словосочетание как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса Строение простого предложения Односоставные предложения Простое осложнённое предложение 1.Предложения с однородными членами 2.Предложения с обособленными членами 3.Обособленные определения и приложения 4.Обособленные обстоятельства и дополнения 5.Уточняющие члены предложения 6.Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями Повторение изученного Итого: из них уроков развития речи | 2 7 10 2 3 16 10 11 43 10 4 7 7 5 10 10 102 6 |
Раздел 3. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
за курс 8 класса
1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
- По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
- По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
- По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Раздел 4. Программно-методическое обеспечение курса.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003. – 144 с.
Материалы к уроку русского языка. [Электронный ресурс], режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/
Научно-методический журнал «Филолог». [Электронный ресурс], http://philolog.pspu.ru/index.shtml
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., - М. : Мнемозина, 2008. – 215 с.
Сборник тестовых заданий для тематического и тогового контроля. 8 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И.Капинос, Л.Н.Пучкова, А.О.Татур. – М.: «Интелллект – Центр», 2010. – 144 с.
Справочные материалы по русскому языку, полезная информация. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.gramota.ru/; http://www.prosv-ipk.ru/; http://language.edu.ru
Литература для учителя.
Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – Санкт-Петербург: Тригон, 1997. – 656 с.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.- 159 с.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Галынский М.С. Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение / М.С.Галынский. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983. – 124 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988. – 204 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 19 изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1992. – 704 с.
Орфографический словарь русского языка: 106 000 / Институт рус. яз.; Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 30-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1999. – 400 с.
Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование» 2008, - 10008 с.
Литература для учащихся.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981. – 176 с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. – 312 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Львова С. И. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2007 – 2011 (любое издание)..
Успенский Л. В. Слово о словах. – М.: АСТ Зебра Е, 2009.(или любое издание.) – 496 с.
Школьные словари русского языка.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
Словарь синонимов и антонимов / Сост. О.А.Михайлова. – Переиздание. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У-Фактория», 2002. – 512 с.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. –– М.: Издательство «Цитадель-Трейд», 2002. – 576 с.
Фразеологический словарь русского языка для школьников. / Сост. Л.А.Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 412 с.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 1997. – 400 с.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе.
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Повторение | Домашнее задание | |
План. | Факт. | ||||||
Русский язык - национальный язык русского народа | 2ч | ||||||
1 | Язык как основное средство общения в национальном коллективе | 1 | Учебник, доп.лит. | Функции языка | С.3-4, упр.2 | ||
2 | Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения. | 1 | учебник | Упр.6 | |||
Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 классах) | 7ч | ||||||
3 | Слово как основная единица языка | 1 | таблица | Разделы лингвистики | Упр.17 | ||
4 | Трудные случаи различения слов разных частей речи. | 1 | Орфогр. словарь | Части речи | Упр.42 | ||
5 | Трудные случаи орфографии. | 1 | Учебник, карточки | Части речи | Упр.50 | ||
6 | Слитное и раздельное правописание НЕ со словами разных частей речи. | 1 | таблица | Части речи | Упр.57 | ||
7 | Основные функции знаков препинания. | 1 | учебник | Знаки препинания | Упр.72 | ||
8 | Трудные случаи пунктуации. | 1 | Учебник, таблицы | Пунктуация в прост. предложении | Упр.80 | ||
9 | Контрольная работа №1 Диктант с языковым анализом | 1 | Упр.79 | ||||
Текстоведение | 10ч | ||||||
10 | Функциональные разновидности языка. Основные признаки устной и письменной речи. | 1 | учебник | Устная и письменная речь | С.36-37,упр.91 | ||
11 | Разговорная речь. Основные жанры разговорной речи. | 1 | таблица | жанры | С.41-42, упр.104 | ||
12 | РР Сжатое изложение (№ 107) | 1 | Упр,108 | ||||
13 | Официально-деловой стиль речи. | 1 | таблица | стили | С.51-53,упр.112 | ||
14 | Основные жанры официально-делового стиля. | 1 | таблица | жанры | Упр. 124 | ||
15 | Научный стиль. | 1 | таблица | стили | С.64, упр.137 | ||
16 | Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля речи. | 1 | таблица | жанры | С.66-67, упр.150 | ||
17 | РР Сочинение-репортаж (№154) | 1 | Упр.156 | ||||
18 | Язык художественной литературы. | 1 | Таблица, словарь | стили | С.76-77, упр.163 | ||
19 | Контрольная работа №2. Зачёт по разделу «Текстоведение» | 1 | Упр. 162 | ||||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 73ч | ||||||
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 2ч | ||||||
20 | Синтаксис как раздел лингвистики. | 1 | Разделы лингвистики | С.81, упр.164 | |||
21 | Пунктуация как раздел лингвистики | 1 | учебник | Разделы лингвистики | упр. 169,170 | ||
Словосочетание как единица синтаксиса | 3ч | ||||||
22 | Словосочетание и его признаки. | 1 | учебник | словосочетание | С.85-87, упр.179 | ||
23 | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | 1 | таблица | Именные и глагольные словосочетания | Упр. 187 | ||
24 | Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. | 1 | Учебник, словарь | Упр.204 | |||
Предложение как единица синтаксиса | 16ч | ||||||
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 6ч | ||||||
25 | Предложение как основная единица синтаксиса. | 1 | учебник | предложение | С.102-105,упр.214 | ||
26 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | таблица | Характеристика предложения | С.108-109, упр.228 | ||
27 | Виды предложений по эмоциональной окраске и по характеру выражения отношения к действительности. | 1 | таблица | С.111-112, упр.236 | |||
28 | Виды предложений по наличию второстепенных членов и по наличию необходимых членов предложения. | 1 | Таблица, карточки | Главные и второстепенные члены | Упр.247 | ||
29 | Интонация предложения | 1 | Учебник | Элементы интонации | Упр.254 | ||
30 | Предложение как элемент текста. Слово-предложение. | 1 | учебник | Признаки текста | Упр.268 | ||
СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 10ч | ||||||
31 | Грамматическая основа предложения. | 1 | таблица | Характеристика предложения | С.127, упр.274. | ||
32 | Морфологические способы выражения подлежащего. | 1 | таблица | С.129-130, упр.280 | |||
33 | Морфологические способы выражения простого и составного глагольного сказуемого. | 1 | таблица | С.132-133, упр.283 | |||
34 | Морфологические способы выражения составного именного сказуемого. | 1 | Таблица, карточки | Главные члены предложения | С.136, упр.298 | ||
35 | Постановка тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Таблица, тест | С.140-141, упр313 | |||
36 | Способы связи сказуемого с подлежащим. | 1 | учебник | С.148, упр.319 | |||
37 | Второстепенные члены предложения. Определение (согласованное, несогласованное; приложение). | 1 | таблица | Отличие второстеп. членов | С.151, 152-153, упр.331 | ||
38 | Дополнение (прямое и косвенное). | 1 | таблица | С.160-161, упр.140 | |||
39 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | 1 | таблица | С.165-166,упр.350 | |||
40 | Культура речи. Правильное построение простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. | 1 | Учебник, толковый словарь | Строение простого предложения | С.172, упр.355 | ||
Односоставные предложения | 11ч | ||||||
41 | Односоставные предложение, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. | 1 | таблица | Отличие односост. И двусост. предл. | С.175-177, упр.357 | ||
42 | Типичные модели назывных предложений. | 1 | таблица | Односоставные предложения | С.179-180, упр.367 | ||
43 | Типичные модели односоставных глагольных предложений. Определённо-личное предложение. | 1 | таблица | Односоставные предложения | С.186, упр.373 | ||
44 | Определенно-личные предложения. | 1 | Таблица | Упр. 377 | |||
45 | Неопределённо-личное предложение. | 1 | таблица | С.185, упр.383 | |||
46 | Обобщённо-личное предложение. | 1 | Карточки, таблица | Виды односост. предложений | С.193,195, упр.390 | ||
47 | Безличное предложение. | 1 | таблица | Виды сказуемых | С.200-201,упр.402 | ||
48 | Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении. | 1 | учебник | Виды сказуемых | Упр.411 | ||
49 | РР Обучающее изложение на основе №411. | 1 | Упр.410 | ||||
50 | Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения». | 1 | Таблица, тест | Односост. предл. | Упр.412 | ||
51 | Контрольная работа №3. Зачёт по теме «Односоставные предложения». | 1 | Повторить орфограммы. | ||||
Простое осложнённое предложение | 43ч | ||||||
52 | Простое осложнённое предложение и его признаки. | 1 | учебник | Признаки прост. предложения | Упр.414 | ||
Предложение с однородными членами | 10 ч | ||||||
53 | Предложения с однородными членами. | 1 | таблица | Признаки однор. членов | С.208,упр.424 | ||
54 | Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. | 1 | таблица | С.211-212, упр.431 | |||
55 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | 1 | учебник | интонация | С.216-217, упр.439 | ||
56 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Учебник, карточки | способы выражен. определения | С.219-220, упр.449 | ||
57 | РР Сочинение на основе №450 | 1 | Упр.447 | ||||
58 | Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах. | 1 | таблица | Обобщающие слова | С.225-226,упр. | ||
59 | Стилистические возможности предложений с однородными членами. | 1 | учебник | стилистика | С.231-232,упр.465 | ||
60 | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами. | 1 | учебник | Строение прост. предложения | Упр.463 | ||
61 | Повторение и обобщение по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | карточки | Однор. члены | Упр.472 | ||
62 | Контрольная работа №4. Диктант с языковым анализом. | 1 | Повтор. Орфограммы | ||||
Предложения с обособленными членами | 4ч | ||||||
63 | Предложения с обособленными членами. | 1 | учебник | обособление | С.235-236,упр.478 | ||
64 | РР Изложение( на материале №478). | 1 | Упр.471 | ||||
65 | Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения. | 1 | учебник | Второстепенные члены | С.237,упр. 477 | ||
66 | Обособленные уточняющие члены предложения. | 1 | учебник | Уточн. члены | Упр,475 | ||
Обособленные определения и приложения | 7ч | ||||||
67 | Обособленные определения. | 1 | таблица | Части речи | С.240-241,упр.481 | ||
68 | Обособленные приложения. | 1 | Таблица, учебник | Упр.488 | |||
69 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями. | 1 | Учебник, словарь | Упр.499 | |||
70 | Причастный оборот как разновидность согласованного распространённого определения. | 1 | таблица | Причастный оборот | Упр.482 | ||
71 | Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными определениями. | 1 | таблица | определение | С.248, упр.502 | ||
72 | Постановка знаков препинания в предложениях с приложениями. | 1 | учебник | приложение | С.244-245,упр.503 | ||
73 | РР Контрольное изложение с элементами сочинения (№503). | 1 | Упр.504 | ||||
Обособленные обстоятельства и дополнения | 7ч | ||||||
74 | Обособленные обстоятельства. | 1 | таблица | обстоятельства | С.251-252,упр.514 | ||
75 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами. | 1 | учебник | Виды обстоятельств | Упр.521 | ||
76 | Обособление дополнений. | 1 | учебник | дополнение | С.259,упр. 523 | ||
77 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. | 1 | Учебник, тест | Упр.525 | |||
78 | Сравнительный оборот. | 1 | таблица | С.260-261,упр.529. | |||
79 | Пунктуация при сравнительном обороте. Союзы при сравнительных оборотах. | 1 | Учебник | Сравнительные союзы | С.263-264, упр.537 | ||
80 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. | 1 | Учебник, словарь | упр.540 | |||
Уточняющие члены предложения | 5ч | ||||||
Уточняющие члены предложения. | 1 | учебник | Члены предложен. | С.268-269, упр.544 | |||
81 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами. | 1 | карточки | Упр.549 | |||
82 | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. | 1 | Нормы построения предложения | Упр.554 | |||
83 | Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | тест | Обособленные члены | Упр.558 | ||
84 | Контрольная работа №5.Диктант с языковым анализом по теме «Предложения с обособленными членами». | 1 | Повтор. Орфогр. | ||||
Предложения с вводными конструкциями, обращением, междометиями. | 10ч | ||||||
85 | Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. | 1 | таблица | Вводные слова | С.277-280, упр.562 | ||
86 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | 1 | учебник | Упр.566 | |||
87 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. | 1 | карточки | Этикетные слова | Упр.568 | ||
88 | Группы вводных слов и выражений по значению. | 1 | тест | Упр.570 | |||
89 | Вводные предложения. | 1 | учебник | Выделительные знаки | Упр.575 | ||
90 | Вставные конструкции. | 1 | учебник | С.285, упр.581 | |||
91 | Обращение и способы его выражения. | 1 | учебник | подлежащее | С.287-288, упр.587 | ||
92 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | 1 | тест | Упр.601 | |||
93 | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями | 1 | Таблица, словарь | Нормы построения предложения | Упр.610 | ||
94 | Контрольная работа №6. Диктант по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». | 1 | Упр.611 | ||||
Повторение изученного | 10ч | ||||||
95 | Повторение пунктуации. Предложения с однородными членами. | 1 | Таблица | Составить предложения | |||
96 | Предложения с обобщающим словом при однородных членах. | 1 | тест | Тест | |||
97 | Предложения с обособленными определениями и приложениями. | 1 | карточки | Работа по карточкам | |||
98 | Предложения с обособленными дополнениями и обстоятельствами. | 1 | карточки | Работа по карточкам | |||
99 | Предложения с уточняющими членами. | 1 | карточки | Работа по карточчкам | |||
100 | Предложения с вводными словами и обращениями. | 1 | тест | Тест | |||
101 | Контрольная работа№7.Диктант по теме «Повторение изученного». | 1 | Таблица | ||||
102 | Повторение. Стили речи. | 1 | Таблица | работа с текстом | |||
103 | Лингвистический анализ текста. | 1 | Схема анализа | Работа с текстом | |||
104 | Уместное использование в речи различных стилей. | 1 | Работа с текстом | ||||
105 | Подведение итогов учебного года | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой, 5 кл.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс учебник Львовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования нового поколения, «Примерной основной образовательной прогр...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Львова С.И., Львов В.В.)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК Львова С. И., Львов В. В.
Рабочая программа и КТП по русскому языку 7 класс, по УМК Львовой С. И., Львова В. В....
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 7 класс
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 6 класс
астоящая программа по русскому языку для 6 ласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание станд...