Урок русского языка в 7 классе на тему "Роль союзов в предложении".
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Урок направлен на формирование знаний о роли союзов. Конечной целью урока является сформированность умения определять роль союзов в поэтических и прозаических текстах. Данное занятие интегрировано с литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль союзов в предложении | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль союзов в предложениях и текстах.
Цели урока:
*формирование умения определять роль союзов в предложении и тексте,
*формирование умения постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, соединенными сочинительными союзами, и в сложном предложении.
*формирование умения чертить схемы ССП и СПП.
Работа по развитию речи:
*наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.
*использование предложений различных синтаксических конструкций в письменной речи при создании собственных текстов.
Ход урока:
- Слово учителя:
Сегодня мы с Вами вновь будем говорить о союзах,но тема сегодняшнего урока пока скрыта для нас, давайте попытаемся самостоятельно ее сформулировать. Вы уже много знаете о союзах. Докажите мне это.
- Беседа по теме «Союз « с использованием презентации.
-Что такое союз? (слайд №2)
Учащиеся дают определение союза по учебнику: союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного.
-А какое определение дается слову «союз» в словаре? (учащиеся делают вывод, что данное слово является многозначным) слайд №3.
-Расскажите о простых и составных союзах. (слайд №4)
Простые союзы состоят из одного слова, а состоящие из нескольких слов называются составными.
- На какие 2 большие группы делятся союзы? (слайд №5)
Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
-Какие группы сочинительных и подчинительных союзов Вы знаете?
Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные и противительные. А подчинительные союзы на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные и уступительные.
- После беседы, направленной на повторение теоретического материала, учащимся предлагается среди тем, перечисленных на бланке, найти ту, которая может стать заключительным этапом изучения темы «Союз». ( см. приложение).
- Число тема урока записываются в тетрадь.
- Проверка домашнего задания (учащиеся должны были проанализировать частоту употребления союзов в пределах 1 страницы прозаического текста).
Учащиеся пришли к выводу, что самым часто употребляемым союзом является союз «и».
Учитель сообщает учащимся интересную информацию (с целью удержания интереса, логическое заключение проверки домашнего задания):
Ученые исследовали союз «и» и обнаружили. что:
* союз «и» один из самых древних союзов русского языка;
*слово «и» за тысячелетия своего употребления не изменило своего звучания;
*слово 2и» за тысячелетия не изменило своего значения, было и остается часто употребительным.
- Давайте перейдем к исследовательской деятельности на уроке: понаблюдаем за употреблением союзов на уровне предложений из поэтических текстов (учащимся предлагается памятка, см. приложение) и сделаем первые выводы об употреблении союзов, об их роли и функции.
Учащиеся совместно с учителем разбирают предложения и заполняют таблицу:
Роль союзов
соединяет однородные члены предложения | соединяет простые предложения в составе сложносочиненного | соединяет простые предложения в составе сложноподчиненного |
- Учащиеся делают вывод о роли союзов на уровне предложений и переходят к самостоятельной работе (см. приложение), направленной на закрепление изученного материала, что особо актуально в классах компенсирующего обучения.
- Физкультминутка (см. презентацию).
9. Слово учителя:
Мы выяснили роль союза на уровне предложений, а теперь выясним роль союзов на уровне текста.
10.Чтение стихотворения А.Фета с доски и беседа по вопросам:
-Как часто употребляются союзы, их место в тексте, прочитайте текст без союзов, что меняется?
Текст теряет дополнительную смысловую нагрузку, выразительность.
11. Делается вывод, что союз несет дополнительную смысловую нагрузку: противопоставляет части стиха, усиливает выразительность речи.
Союзы часто повторяющиеся придают поэтической речи плавность, помогают передать авторское настроение.
12. Делается обобщающий вывод о многообразии функций союзов.
13.Переход к домашнему заданию: создать свой текст, используя все многообразие союзов и демонстрируя их роль на уровне предложений и на уровне текста ( по картине Юона «Конец зимы. Полдень»).
14.Заключительный этап ( еще раз доказать важность изучаемой темы урока, выстроив взаимосвязь с другим предметом, метапредметность):
-Союзы русского языка-настоящие трудяги. А вот интересно, есть ли союзы в других языках?
Ученица, у которой было индивидуальное домашнее задание-исследование, выступит с сообщением о союзах в английском языке.
15. Заключительное слово учителя и подведение итогов урока самими учениками:(см. приложение).
- Домашнее задание: подобрать поэтический текст ( на тему «Зима») и текст-описание (тема «Зима), рассказать о функции союзов в данных текстах.
Приложение.
Определите тему сегодняшнего урока:
- Познакомиться с группами сочинительных и подчинительных союзов.
- Научиться разбирать союз как часть речи.
- Научиться определять роль союзов.
- Научиться использовать предложения разной синтаксической конструкции в устной и письменной речи.
Памятка к выполнению задания.
- Прочитай внимательно предложение.
- Вставь пропущенные буквы.
- Найди грамматическую основу предложения.
- Найди союзы, заключи их в овал, подпиши характеристику.
- Весе...ий воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В д...леких просеках в бору. (И.Бунин)
- Еще в полях беле...т снег,
А воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)
- Создатель мой! Сп...сиб... за весну!
Я думал, что она не возвр...тит...ся. (Саша Черный)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
- Прочитай предложение.
- Найди и подчеркни основы.
- Выдели союз и охарактеризуй его.
- Начерти схему предложения.
- Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит. (С.Есенин)
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. (А.Плещеев)
- Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна...
И хочется в поле,
Где сыплет цветами весна. (А. Майков)
Подведи собственные итоги урока.
- Что я узнал нового на уроке?
- Чему научился на сегодняшнем уроке?
- Где, как могу применить новые знания о союзе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....