Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Черныш Наталья Валентиновна

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения.

"Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева  "Королевство кривых зеркал", с которой обучающиеся  знакомились на уроке литературы (внекласссное  чтения).

Урок построекн в системно-деятельностном контексте, с использованием групповой рабоы, поисково-деятельностной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskiy_razbor_slozhnogo_predlozheniya.docx29.12 КБ
Файл karta_samootsenki.docx14.03 КБ
Файл teksty.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в  5  классе.

Дата:19.11.2017г.

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема:Синтаксический  разбор сложного предложения.

Оборудование: м/м презентация, раздаточный материал

Тип урока: изучение нового материала.                                                                                                                                                                                                                                                               Метод: проблемно -поисковый                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Цель урока: уметь проводить синтаксический разбор сложного предложения.Задачи урока:

1.        Образовательные:

  • познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения.
  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • совершенствовать орфографические   умения.

2.        Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работать  в парах и группе.

3.        Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  группах: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Определение  границ «знания – незнания». Целеполагание.

3)        Актуализация знаний.

4)        Постановка учебной задачи.

5)        Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

6)        Физ. минутка.

7)        Закрепление изученного материала.

8)        Рефлексия деятельности (подведение итогов урока), выставление оценок за урок.

9)        Информация о домашнем задании (комментирование),

Планируемые результаты:

  • личностные УУД:

- Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

- Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

  • регулятивные УУД:

- Понимать и строить планируемые действия;

- Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

  • коммуникативные УУД:

- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • познавательные УУД:

- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

- Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Ход  урока:

  1. Организационный  этап.

Представление гостей. Пожмем  друг   другу руки – для  общего  дела. Оформление  тетрадей.

  1. Определение  границ «знания – незнания». Целеполагание.

- Прочитайте  записи на доске. Что сегодня будем  повторять и чему учиться?

По гладкому стеклу зеркала побежали голубые волны. (Пов.,невоскл., распр.)

1)Затем голубые волны рассеялись, и 2)хрустальный звон затих.(Повест., невоскл, сл., союзное,1)распр.,2)распр.)  [1)                ], и   [2)           ].

- Сформулируйте  цель  урока:

  1. Актуализация знаний о синтаксическом  разборе простого предложения.

( на карточке  предложения с разборами, в тетрадь под I записать номера предложений в которых допущены ошибки)

  1. Оля прислонила к зеркалу лоб и почувствовала холодок стекла.
  2. Слезы брызнули из Олиных глаз и закапали на пол.
  3. Перед ней стояла девочка с русыми косами и большими голубыми глазами.
  4. Оля оглянулась.
  5. Девочки взялись за руки и  вошли в сказочный город.
  6. У подножия  стеклянной лестницы  раскинулся сказочный город!

7.   Оля и Яло начали спускаться по лестнице.

8. - Дедушка, как называется эта страна?

- Проверка -  1,3,4,6,8.     Самооценка.Исправление  ошибок

  1. Постановка учебной задачи.

- Что мы  должны знать, чтобы  выполнить разбор сложного предложения?

(отличать от простого, выделять грамматическую  основу, вид  связи, составлять схемы)

- Сформулируйте задачи урока ( по опорным  словам)

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

А) Групповая  работа ( 1  группа  выписывает номера  простых  предложений, 2 группа – сложных)

  1. Девочки обогнули площадь и вошли в маленький, тесный переулок.
  2. Девочки вошли в дверь, и теперь они спускались по скользким ступеням в подвал.
  3. Почему же сейчас такой смелостью сверкают глаза Оли?
  4. На небе уже искрились звезды, когда Оля и Яло добрались до королевского дворца.
  5. Его хрустальные стены и окна переливались всеми цветами радуги.
  6. Стражники расхохотались так громко, что девочки испуганно отскочили в сторону.
  7. В огромном зале кружились танцующие пары, король давал во дворце бал.
  8. Из распахнутых окон доносилась музыка, веселые голоса.
  9. Из глаз Яло закапали слезы и зазвенели о плиты мостовой.
  10. В кухне звенела посуда, стучали ножи, на плите дребезжали крышки кастрюль, что-то шипело.

Проверка: 1  группа  -  1,3,5,8.9.              2 группа – 2,4, 6,7,10.  Самооценка в тетр.(II)

Б). Из  диктуемых  предложений  выписать только  основы (под цифройIII) . 1 человек работает у закрытой доски).

  1. Возле корзины раздались шаги, и фазаны над головами девочек зашевелились.
  2. Оля нерешительно выступила вперед и сказала: «Здравствуйте!»
  3. У Яло слипались глаза,  она с ожесточением терла их кулаками.
  4. Оля и Яло настороженно прислушивались к разговору министров.
  5. Где-то зазвучали фанфары, и все склонили головы.

Проверка, определение типа   связи в сложных предложениях.  Самооценка

Обратить внимание на союз  И. Повторить правило.

В). Работа  с  деформированным  планом синтаксического разбора  предложения.

(работают  в  парах  на  карточках)

Порядок  синтаксического разбора.

Указать простые предложения в составе сложного, подчеркнуть  их грамматические  основы.

Указать вид предложения по интонации.

Указать  вид  предложения по цели высказывания.

Дать характеристику простых предложений по наличию второстепенных  членов.

Указать  средства связи в составе сложного и его вид по связи.

Сделать схему сложного предложения.

Проверка (слайд 3),  самооценка.(IV)

Порядок  синтаксического разбора.

1.Указать  вид  предложения по цели высказывания.

2. Указать вид предложения по интонации.

3.Указать простые предложения в составе сложного, подчеркнуть  их грамматические  основы.

4.Указать  средства связи в составе сложного и его вид по связи..

5.Дать характеристику простых предложений по наличию второстепенных  членов.

6. Сделать схему сложного предложения.

Г). Объяснение способа  построения схемы сл.пр. ( карточки: [ ][ ] , ,и ,что . ! ?  2 подл., 2 ск.)

  1. Физкультминутка  - работа в группе «Живая  Схема» ( карточки у детей, у командира предложение, составляют схему)

Оля так сильно покраснела, что на ее глазах выступили слезинки.

Яло,  чуть слышно сказала она, я поступала так нехорошо!

  1. Закрепление изученного материала.

- Разбор предложений из ф/м у доски (человек из группы)

8)        Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).  Самооценка – д/б 4 + активн.)

– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке                узнал, открыл для себя…

                научился, смог…

                могу похвалить себя и своих одноклассников за …

  1. Д/з упр. 243(п), 244 (у)

1.        Девочки обогнули площадь и вошли в маленький, тесный переулок.

2.        Девочки вошли в дверь, и теперь они спускались по скользким ступеням в подвал.

3.        Почему же сейчас такой смелостью сверкают глаза Оли?

4.        На небе уже искрились звезды, когда Оля и Яло добрались до королевского дворца.

5.        Его хрустальные стены и окна переливались всеми цветами радуги.

6.        Стражники расхохотались так громко, что девочки испуганно отскочили в сторону.

7.        В огромном зале кружились танцующие пары, король давал во дворце бал.

8.        Из распахнутых окон доносилась музыка, веселые голоса.

9.        Из глаз Яло закапали слезы и зазвенели о плиты мостовой.

10.        В кухне звенела посуда, стучали ножи, на плите дребезжали крышки кастрюль, что-то шипело.

Порядок  синтаксического разбора.

Указать простые предложения в составе сложного, подчеркнуть  их грамматические  основы.

Указать вид предложения по интонации.

Указать  вид  предложения по цели высказывания.

Дать характеристику простых предложений по наличию второстепенных  членов.

Указать  средства связи в составе сложного и его вид по связи.

Сделать схему сложного предложения.

Порядок  синтаксического разбора.

Указать простые предложения в составе сложного, подчеркнуть  их грамматические  основы.

Указать вид предложения по интонации.

Указать  вид  предложения по цели высказывания.

Дать характеристику простых предложений по наличию второстепенных  членов.

Указать  средства связи в составе сложного и его вид по связи.

Сделать схему сложного предложения.

Порядок  синтаксического разбора.

Указать простые предложения в составе сложного, подчеркнуть  их грамматические  основы.

Указать вид предложения по интонации.

Указать  вид  предложения по цели высказывания.

Дать характеристику простых предложений по наличию второстепенных  членов.

Указать  средства связи в составе сложного и его вид по связи.

Сделать схему сложного предложения.

1.  Оля прислонила к зеркалу лоб и почувствовала холодок стекла. (Пов.,невоскл., распр.)

2.        Слезы брызнули из Олиных глаз и закапали на пол. (Пов.,невоскл., распр.)

3.        Перед ней стояла девочка с русыми косами и большими голубыми глазами. (Вопр.,невоскл., распр.)

4.        Оля оглянулась.(Пов.,невоскл., распр.)

5.        Девочки взялись за руки и  вошли в сказочный город.(Пов.,невоскл., распр.)

6.        У подножия  стеклянной лестницы  раскинулся сказочный город! (Побудит.,воскл., распр.)

7.   Оля и Яло начали спускаться по лестнице.(Пов.,невоскл., распр.)

8. - Дедушка, как называется эта страна?(Пов.,невоскл., распр.)

1.Оля прислонила к зеркалу лоб и почувствовала холодок стекла. (Пов.,невоскл., распр.)

2.        Слезы брызнули из Олиных глаз и закапали на пол. (Пов.,невоскл., распр.)

3.        Перед ней стояла девочка с русыми косами и большими голубыми глазами. (Вопр.,невоскл., распр.)

4.        Оля оглянулась. (Пов.,невоскл., распр.)

5.        Девочки взялись за руки и  вошли в сказочный город. (Пов.,невоскл., распр.)

6.        У подножия  стеклянной лестницы  раскинулся сказочный город! (Побудит.,воскл., распр.)

7.   Оля и Яло начали спускаться по лестнице. (Пов.,невоскл., распр.)

8. - Дедушка, как называется эта страна? (Пов.,невоскл., распр.)

1.Оля прислонила к зеркалу лоб и почувствовала холодок стекла. (Пов.,невоскл., распр.)

2.        Слезы брызнули из Олиных глаз и закапали на пол. (Пов.,невоскл., распр.)

3.        Перед ней стояла девочка с русыми косами и большими голубыми глазами. (Вопр.,невоскл., распр.)

4.        Оля оглянулась. (Пов.,невоскл., распр.)

5.        Девочки взялись за руки и  вошли в сказочный город. (Пов.,невоскл., распр.)

6.        У подножия  стеклянной лестницы  раскинулся сказочный город! (Побудит.,воскл., распр.)

7.   Оля и Яло начали спускаться по лестнице. (Пов.,невоскл., распр.)

8. - Дедушка, как называется эта страна? (Пов.,невоскл., распр.)

Оля так сильно покраснела, что на ее глазах выступили слезинки.

Яло,  чуть слышно сказала она, я поступала так нехорошо!

,     .

[1   ]

[2   ]

, что

, и



Предварительный просмотр:

Самооценка

Задачи  урока

Эпиграф

«Сказка  -  _________,  да  в  ней  намёк, добрым  молодцам  ___________.»

                                                                 А.С.Пушкин

добродетели

скромность

послушание

гордость

непослушание

прилежание

самолюбование

раскаяние

нескромность

стыд

совесть

самолюбие

самонадеянность

 сострадание

праздность

                        доброта          

неблагодарность

пороки

Оцени,  как  ты  работал  в  паре

Оцени,  как ты читал (выразительность, безошибочность)

Оцени  свою  активность  на  уроке

Поставь  итоговую  оценку

Самооценка

Задачи  урока

Эпиграф

«Сказка  -  _________,  да  в  ней  намёк, добрым  молодцам  ___________.»

                                                                 А.С.Пушкин

добродетели

скромность

послушание

гордость

непослушание

прилежание

самолюбование

раскаяние

нескромность

стыд

совесть

самолюбие

самонадеянность

 сострадание

праздность

                        доброта          

неблагодарность

пороки

Оцени,  как  ты  работал  в  паре

Оцени,  как ты читал (выразительность, безошибочность)

Оцени  свою  активность  на  уроке

Поставь  итоговую  оценку



Предварительный просмотр:

Губарев Виталий Георгиевич (1912 – 1981)

Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове–на–Дону в семье учителя. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка. Его журналистская жизнь началось с выпуска школьных стенных газет и рукописных журналов. Печататься начал с 14 лет. В ростовском журнале “Горн” был опубликован его первый рассказ “Гнилое дерево”. В 16 лет он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. После окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. А.М. Горького он становится главным редактором газеты “Пионерская правда”. Губарев много ездит по стране, встречается с детьми и это помогает ему при написании книг.

Героическую тему писатель продолжает повестью о Великой отечественной войне – “Солнце Полесья”, о подвиге мирных дней “Монтигомо – Ястребиный коготь” (1965 год).

Документальные повести – одно из главных направлений его творчества.

В более поздний период писатель увлекся жанром повести – сказки. Самой известной его сказочной повестью стала книга “Королевство кривых зеркал”. (1951 год). В 1963 году по этой повести был создан кинофильм, ставший очень популярным. Истинной находкой писателя стали “зеркальные слова”, имена героев: Яло, Гурд, Абаж. Все поколения детей пользуются этим “шифром”, секретничая и играя знакомыми словами.

В другой сказочной стране – “В Тридевятом царстве” – спортсменка – лыжница Оксана, став по воле случая принцессой, изменяет несправедливые законы царства.

“Пиратская” сказка “Трое на острове” (1959 год) проводит детей через опасные приключения в борьбе с отрицательными персонажами. Истории Древней Руси посвящены сказочные повести-сказки “Преданье старины глубокой” и “Часы веков”. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.

В своей сказочной повести “Преданье старины глубокой” Губарев с уверенностью сказал своим читателям: “Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?” Произведения Губарева любимы многими поколениями детей.

Глава 1

в которой Оля ссорится с бабушкой и слышит голос волшебного зеркала.

Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно увидеть не себя, а совсем другую девочку - скажем, сестру или подругу. Таким образом, она довольно долго наблюдала самое себя, и это помогло ей избавиться от недостатков, которых она раньше в себе не замечала.

И знаете, что самое главное в этой истории? Оля убедилась, что даже, казалось бы, маленькие недостатки в характере могут стать серьезным препятствием на пути к цели. Она попала в одну сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, подобных тем, о которых она читала в старых сказках. Может быть, вы тоже читали эти сказки, где короли, разные принцы и придворные дамы так добры, справедливы, прекрасны и вообще так приторно сладки, будто вымазаны медом. И вот однажды советская девочка Оля совершила путешествие в сказочную страну и увидела там... Впрочем, я лучше расскажу все по порядку.

...В то утро Оля вела себя из рук вон плохо. Она встала позже, чем следовало, а когда бабушка будила ее, брыкалась и, не открывая глаз, говорила противным скрипучим голосом:

- Отстань! Ну что ты ко мне пристала?

- Оля, - настойчиво говорила бабушка, - ты можешь опоздать в школу.

Голос у бабушки был спокойный и ласковый, потому что все бабушки очень ласковы. Они так любят своих внучек, что не сердятся даже тогда, когда капризные девочки говорят им дерзости.

- Опять читала в постели допоздна, - вздохнула бабушка, поднимая упавшую на пол книгу, на обложке которой крупно было написано: "Сказки". А теперь вот подняться не можешь.

Оля села на кровати, свесив босые ноги, и сердито посмотрела на бабушку одним глазом, так как другой все еще был закрыт.

- Какая ты... недобрая... Никогда поспать не даешь!

Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила ее под книжным шкафом.

Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дергалась и говорила:

"Больно!", хотя на самом деле больно ничуточки не было.

А после завтрака Оля никак не могла найти свои учебники.

- Вчера я положила их на этот стол. Куда ты задевала их? - ворчала она на бабушку, топая ногой.

- Я никогда не теряю своих вещей, - спокойно отвечала бабушка. - Будь любезна и ты класть вещи на место.

- Нет, - кричала Оля, - я всегда кладу все на место! Это ты нарочно спрятала мои книги.

Тут даже бабушкиному терпению пришел конец, и она, немного повысив голос, проговорила:

- У, бесстыдница! Как только папа и мама вернутся с работы, я им все расскажу.

Угроза подействовала: Оля побаивалась папы и мамы. Она негромко проворчала: "Подумаешь!.." - и, надув губы, полезла под кровать. Конечно, под кроватью книг не оказалось; не оказалось их в ванной и в кухне.

Неизвестно, сколько времени продолжались бы поиски, если бы бабушка не заглянула в Олин портфель.

- Видишь, какая ты рассеянная, Оля! Ведь ты же сама вчера положила все свои учебники себе в портфель. О, как бы я хотела, чтобы ты посмотрела на себя со стороны! Вот стыдно тебе стало бы...

Оля, которой уже и так было стыдно, что она понапрасну обидела бабушку, чмокнула старушку в щеку, взяла портфель и пошла в переднюю одеваться. В передней стояло большое зеркало, перед которым она так любила вертеться.

- Одевайся поскорее, Оля! - крикнула ей вслед бабушка. - До звонка осталось десять минут.

Но Оля и не думала одеваться. Из зеркала на нее смотрела девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее. Девочка как девочка - две русые косы с бантом и два больших голубых глаза. Но Оля считала себя очень красивой и поэтому, очутившись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. Так было всегда.

- Как, ты еще не ушла? - вскрикнула бабушка, появляясь в передней. - Нет уж, сегодня я непременно расскажу все папе и маме!

- Подумаешь!.. - ответила Оля и начала одеваться.

- Учишься в пятом классе, а ведешь себя как маленькая. Ох, если бы ты могла посмотреть на себя со стороны!

- Подумаешь!.. - повторила Оля, помахала бабушке рукой и, еще раз украдкой взглянув на себя в зеркало, скрылась за дверью...

В этот день Оля вернулась из школы злая-презлая: она поссорилась с подругами. Вообще она часто ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем.

- Какая ты капризная! - сказали ей подруги. - Больше мы не будем с тобой дружить!

- Подумаешь!.. - выпятила Оля нижнюю губу и сделала вид, что нисколько не огорчена. Но на самом деле на душе у нее было прескверно.

Кончался декабрь, на улице темнело рано. А так как после школы Оля не могла удержаться от соблазна заглянуть в кино, где шла новая картина, то, когда она пришла домой, в морозном небе уже светились звезды. И тут, к своему ужасу, Оля увидела, что на лестнице не горят лампы. А темноты она боялась больше всего.

Пугаясь шума собственных шагов, Оля стремительно взбежала на свой этаж и подняла такой звон, что у бабушки тряслись руки, когда она открывала дверь.

- Что случилось? - испуганно спросила старушка. - А где твой ключ?

- Бабунечка, я потеряла свой ключ, - тяжело дыша, сказала Оля.

Бабушка всплеснула руками.

- Это уже в третий раз! Ну что теперь делать? Свой ключ я отдала слесарю домоуправления. Ах, Оля, Оля, какая ты растеряшка! Беги к слесарю, он, наверное, уже сделал новый ключ.

- Бабунечка... на лестнице так темно... Наверно, перегорели пробки.

- Боишься?

- Я просто... не люблю темноты...

- Аx ты, трусишка! Ну ладно уж, схожу сама. - Бабушка оделась, погрозила Оле пальцем. - Шоколадку в буфете до обеда не трогай! - и скрылась за дверью.

Оля стала раздеваться на ходу. В одном месте она оставила калоши, в другом - шапочку, в третьем - пальто. Затем, после небольших колебаний, она достала из буфета шоколадку и съела ее. Ей было скучно. Ока взяла книгу, на обложке которой было написано "Сказки", и начала листать ее. Одна картинка привлекла внимание Оли. С высокого холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий с высокими шпилями.

Нарядные люди гуляли по площади вокруг фонтана. "Вот бы и мне погулять там!" - подумала Оля и вдруг услышала какой-то странный звон в передней.

Она побежала в переднюю. Но все было тихо.

"Наверно, послышалось", - подумала Оля и, бросив взгляд на зеркало, как обычно стала вертеться перед ним.

Она оглядела себя с головы до ног, несколько раз повернулась кругом, потом сощурила глаза и высунула язык. Потом Оля показала самой себе длинный язык пальцами, рассмеялась и начала выбивать ногами дробь.

И тут ей показалось...

Нет, этого не может быть! Чутко прислушиваясь, Оля снова стукнула каблуками об пол и теперь уже вполне отчетливо разобрала, как в глубине зеркала стеклянным мелодичным звуком отозвалось эхо. Да, эхо отозвалось в зеркале, в той самой передней, которая в нем отражалась, а не в той, настоящей, в которой стояла Оля.

Это было так странно, что Оля онемела, широко открыв свои голубые глаза. И в тишине она ясно услышала, как кто-то вздохнул длинно и печально.

Оле стало страшно... Она выждала минуту и негромко спросила:

- Кто это вздыхает?

- Я, - негромко ответил красивый звенящий голос, словно ударились друг об дружку хрустальные стеклышки.

- Кто ты? - перевела дыхание Оля. - Здесь никого нет.

- Это я, зеркало, - снова зазвенел голос.

Оля отскочила в сторону и, помедлив, сказала:

- Но ведь вещи не умеют разговаривать...

- А ты представь, что находишься в сказке, - ответил голос.

- Все равно это очень странно... Я боюсь тебя, зеркало.

- Напрасно, девочка... Я доброе волшебное зеркало. Я не причиню тебе никакого зла. Не правда ли, я тебе нравлюсь? Ты так любишь смотреть в мое стекло!

- Это правда, - сказала Оля, осмелев и делая шаг к зеркалу.

А голос звучал:

- Бабушка часто говорит, что хотела бы, чтобы ты увидела себя со стороны...

- Но разве это возможно? - удивилась Оля.

- Ну, конечно, возможно. Только для этого тебе надо побывать по ту сторону зеркала.

- Ах, как интересно! - воскликнула Оля. - Разреши мне, пожалуйста, побывать по ту сторону зеркала!

Голос ответил не сразу, как будто зеркало погрузилось в задумчивость.

- С твоим характером, - произнес, наконец, звенящий голос, - опасно очутиться по ту сторону зеркала.

- Разве у меня плохой характер?

Снова раздался вздох.

- Видишь ли, ты, конечно, хорошая девочка... Я вижу добрые глаза - значит, и сердечко у тебя доброе.

Но у тебя есть недостатки, которые могут помешать тебе в трудную минуту!

- Я ничего не боюсь! - решительно махнула косичками Оля.

- Что ж, пусть будет по-твоему, - произнес голос.

И передняя наполнилась вдруг звоном, словно разбились тысячи хрустальных стекляшек. Оля вздрогнула, и книга, которую она держала под мышкой, полетела на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"

Данное учебно-методическое пособие предназначено  для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...

Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"

Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....