Рабочая программа по русскому языку.8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей учебной программе по русскому языку 8 класс .Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы по русскому языку к учебникам 5 - 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского - Москва «Просвещение», 2010 г. Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку.8 класс | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей учебной программе по русскому языку
Ступень обучения, класс – основное общее образование, 8 класс
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.,
- примерной программы основного общего образования и авторской программы по русскому языку к учебникам 5 - 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского - Москва «Просвещение», 2010 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.
Программа по русскому языку для 8 класса рассчитана на 105 часов. Согласно школьному учебному плану количество часов в неделю 3, количество часов в учебном году по программе 105.
Количество контрольных диктантов 7, контрольных изложений 2, обучающих изложений 5, обучающих сочинений 5, что соответствует нормам, выработанным и утверждённым на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла ( протокол № 1 от 29.08.2011г.).
Общая характеристика курса
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку в 8 классе, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения его основными нормами, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения.
УМК под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой (Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010) значительно изменен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Каждая тема рассматривается на основе тщательно подобранных текстов. Основной материал для заучивания выделен рамкой и цветовым обозначением страницы, вспомогательный – выделительной чертой, таблицей. Значительно усилена коммуникативная составляющая программного материала, что дает возможность учащимся комплексно усваивать необходимые знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладевать основными нормами русского языка; осознавать язык как форму выражения национальной культуры и овладевать всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
В начале учебника определены основные единицы синтаксиса: текст и предложение – как основные коммуникативные единицы, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; слово и словосочетание – номинативные единицы, служащие для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. В содержание тем включено большое количество текстов, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма: очерки о выдающихся личностях в истории России; отрывки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И.А. Бунина, В.Г. Короленко, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, М.А. Шолохова и других великих русских писателей; включены тексты о деятельности выдающихся лингвистов: А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова; тексты по компьютерной грамотности.
Упражнения содержат самые разные задания, позволяющие обучающимся комплексно усвоить содержание, обеспечивающее формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций в контексте программного материала 8 класса. Однако следует отметить, что задания к упражнениям не носят разноуровневый характер, совершенно отсутствуют тестовые виды заданий, не предоставляется учащимся возможность выбора того или иного вида деятельности. Эти моменты следует учитывать каждому учителю при составлении индивидуальной рабочей программы, а также в образовательном процессе при конкретизации различных этапов урока или при определении форм и видов деятельности учащихся самостоятельного характера (в том числе домашних заданий).
Важно подчеркнуть, что формирование умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи, следует значительно активизировать в 8 классе. Это объясняется и возможностями программного материала, и необходимостью осуществлять рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Цели обучения.
Основными целями обучения русскому языку в 8 классе будут:
- речевая деятельность:
1) дифференцирование главной и второстепенной информации текста;
2) определение принадлежности текста к типу речи и функциональной разновидности;
3) пересказ прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости или с сохранением структуры и языковых особенностей текста;
4) написание сочинений повествовательного характера, рассуждения на нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы;
5) распознавание характерных для художественных и публицистических текстов языковых и речевых средств воздействия на читателя;
- синтаксис и пунктуация:
- правильное употребление в речи словосочетаний разных видов;
- различение простых предложений всех видов, их анализ и языковой разбор;
- выразительное чтение простых предложений изученных конструкций;
- использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительной речи;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
Содержание тем учебного курса
Общие сведения о языке. Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства.
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Языковая система. Основные единицы русского языка. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Простые и сложные предложения. Языковые средства связи простых предложений в сложном. Знаки препинания в сложном предложении. Разделительные и выделительные знаки препинания.
Соблюдение основных орфографических норм. Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Повторение изученного в 5-7 кл. о тексте как речевом произведении. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости.
Соблюдение основных орфографических норм. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Система языка. Синтаксис. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные единицы синтаксиса. Коммуникативные и номинативные единицы.
Текст как единица синтаксиса. Основные признаки текста: смысловая и композиционная цельность, связность текста, коммуникативная установка, основная мысль, микротема.
Предложение как основная единица синтаксиса. Коммуникативная функция предложения .Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса. Номинативная функция словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Простое предложение. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Порядок слов в предложении. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Логическое ударение.
Функционально-смысловые типы речи. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий письменного общения. Создание текста-описания архитектурного памятника.
Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составное глагольное сказуемое. Элементы составного глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение (прямое и косвенное).
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности.
Определение (согласованное, несогласованное). Способы выражения определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Приложение как разновидность определения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства. Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк. Характеристика человека как вид текста.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Назывные (номинативные) предложения, их структурные и смысловые особенности. Определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях.
Функциональные разновидности языка.
Официально-деловой стиль. Формирование коммуникативных умений для бытовых ситуаций общения.
Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.
Создание текста-рассуждения на нравственно-этическую тему.
Неполные предложения, их структурные и смысловые особенности. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. Синтаксический разбор односоставных предложений. Наблюдение за особенностями употребления в устной и письменной речи односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Информационная переработка текста. Составление плана, конспекта, инструкции.
Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении.
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Составление текста на основе отбора необходимой информации. Сравнительная характеристика.
Предложения с однородными и неоднородными определениями. Предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и пунктуация при них. Синонимия простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочиненных предложений.
Особенности строения текста. Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Употребление сказуемого при однородных подлежащих.Нормы сочетания однородных членов предложения. Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.
Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление согласованных и несогласованных определений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Правильное построение предложений с причастными оборотами.
Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение на основе самостоятельной интерпретации смысла фрагмента текста.
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки при них. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Синтаксические конструкции с союзом КАК. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные и вставные конструкции. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Выделительные знаки препинания при вставных конструкциях.
Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Синтаксические конструкции с чужой речью. Понятие чужой речи. Чужая речь и комментирующее высказывание. Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Диалог как вид прямой речи. Создание текста повествовательного характера. Сочинение-рассказ по данному началу с включение диалога. Основные способы передачи чужой речи.Предложения с косвенной речью. Цитаты и знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
Систематизация и обобщение изученного в 8 классе.
Образовательные технологии
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития уч-ся;
- объяснительно- иллюстративного обучения ( для выработки как общеучебных, так и предметных знаний);
- дифференцированного обучения ( с учётом личностного отношения школьников к учёбе, степени обученности, обучаемости, интереса к изучению предмета, к личности учителя);
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использованы и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения уч. материала;
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные и дедуктивные.
В планировании учтены различные формы урока и формы контроля ( самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы).
Методы и приёмы обучения: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана
класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8А 8Б | 3 | - | - | Примерная программа основного общего образования и авторская программа по русскому языку к учебникам 5 - 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского - Москва «Просвещение», 2010 г. | 1.«Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. 2..Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. 8класс. - 2012, Ростов-на Дону: «Легион», 2011г. | 1.О.А.Нури. Поурочные разработки по русскому языку. 8 кл. Москва «Экзамен» 2009. 2.Т.В.Шклярова, Т.Н.Трунцева.Сборник диктантов с заданиями. 8 – 9 кл. Издат-во «Грамотей» 2009. 3. CD-ROM . «Тесты по русскому языку» |
Учебно – тематический план
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов, тем | Количество часов | |||||
Всего | Уроки развития речи | Обучающие изложения | Обучающие сочинения | Контрольные работы | тесты | |||
1. | 1 | Введение. | 1 | |||||
2. | 2. | Повторение изученного в 5-7 классах. | 11 | 4 | 1 | 1 | 1 (К/Д) | - |
3. | 3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 9 | 2 | 1 | 1 | - | |
4. | 4 | Простое предложение | 4 | 2 | 1 | - | ||
5. | 5 | Двусоставные предложения. | 17 | 2 | - | 1 | 2 (к/д) 1к/изл. | |
6. | 6 | Односоставные предложения. | 13 | 5 | 1 | 1 | 1 | |
7. | 7. | Простое осложнённое предложение. | 25 | 3 | 1 | 1 | 1 (К/Д) 1(к/соч.) | 1 |
8. | 8. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | 19 | 5 | - | 2 (к/д) 1к/изл 1(к/соч.) | 1 | |
9. | 9. | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 6 | 1 | - | - | - | - |
Итого | 105 | 24 | 5 | 5 | 11 | 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог; диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные);
- нормы речевого этикета;
уметь: - различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение: - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации;
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо: - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, подробное и сжатое изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, публичное выступление, личное письмо, деловое письмо, текст-инструкция, сочинение-характеристика, сравнительная характеристика, рассуждение на нравственно-этическую тему, рассуждение на дискуссионную тему, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассказ по данному началу с включением диалога);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные орфографические и пунктуационные нормы;
- соблюдать правила русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличение словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень учебно-методического обеспечения
- «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. 8класс. - 2012, Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.
- О.А.Нури. Поурочные разработки по русскому языку. 8 кл. Москва «Экзамен» 2009.
- Т.В.Шклярова, Т.Н.Трунцева.Сборник диктантов с заданиями. 8 – 9 кл. Издат-во «Грамотей» 2009.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2000.
- Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
- Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т. А. Костяева, - М.: - Просвещение, 2004.
- Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – М.: Просвещение, 2005.
- Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2005.
- Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Комментарии
Пояснительная записка к Рабочей программе
Очень полезная работа не только для учителей русского языка и литературы, но и для преподавателей других предметов.