Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Дополнение".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Половинкина Татьяна Александровна

Данный материал используется при изучении темы: "Второстепенные члены предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_8_kl._dopolnenie.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием ИКТ

в 8 классе на тему: «Определение».

Цель:       закрепить знания учащихся о второстепенных членах предложения;

                  расширить знания детей о дополнении, способах его выражения.

Методические приёмы:   повторение пройденного, объяснение учителя,  конструирование словосочетаний и предложений, отработка умений правильно ставить вопросы.

Ход урока:

  1. Приветствие. Организационный  момент.
  2. Лингвистическая разминка.

Задание:

Спишите. Проверьте по словарю. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний.

Т..лант реж..сёра, р..петиция п..есы, сц..ническое иску..тво, пор..зить зрителей, готовиться к  к..нференции, конгре..     б..ологов, праздничная и..юм..нация, к..рнавальная ночь, ур..ганный ветер, вопл..щённый замысел, ст..рательно исполнить, больш..нство пр..сутствующих, изб..рательная коми..ия. 

(Слайд №1.)

                       Проверка.

               - Итак, что такое словосочетание?  

               - Определите связь слов в  каждом словосочетании  (устно).

  1. Повторение темы «Второстепенные члены предложения».
  1. Слово учителя.

- Мы изучали главные члены предложения, его основу, подлежащее и сказуемое. Теперь логично обратиться к второстепенным членам.

Прежде чем заняться изучением нового, повторим пройденное.

  1. Вопросы на повторение.

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Как определить, какой из второстепенных членов перед нами?

Например, в предложении

Электронная почта моментально доставила сообщение  (слайд №

выделим грамматическую  основу. (Почта доставила.)

- Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная – определение; теперь ищем сказуемое и от него задаем вопрос - доставила (что?) сообщение – дополнение;  доставила (как?) моментально – обстоятельство.

  1. Изучение темы «Дополнение».

- Начнём рассматривать второстепенные члены предложения именно с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые обозначают признаки.  Дополнение  обозначает предмет, чаще всего зависит от сказуемого, реже – от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.

  1. Способы выражения дополнения. (Слайд №

№ n\n

Части речи

Примеры

1.

Имя существительное

Старик ловил  (чем?) неводом (что?)  рыбу.

2.

Имя прилагательное

Тарас думал (о чём?)  о давнем.

3.

Местоимение

Я посмотрел (на кого?) на неё.

4.

Причастие

Мы простились  (с кем?) с отъезжающими.

5.

Числительное

Двенадцать делится (на что?)  на три.

6.

Наречие

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.

7.

Н.ф. глагола

Все просили её (о чём?)  спеть.

8.

Синтасически неделимое словосочетание

Я читаю (что?) «Аргументы и факты».

Вывод: кроме имени существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: именем прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределённой формой глагола,  межометием, а также неделимым словосочетанием.

2) Правило (рассм. с.75, П. 16 ).

                   - Чем различаются прямые и косвенные дополнения?

      V. Закрепление. Тренировочное упражнение.

- Разберем по учебнику   упражнение 163 (с комментированием).

Пароход будит город плачущим гудком.  Нас  встретил приветливый  бритый старик. И понесла вперёд пехота своё родимое ура.  Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. В картонке у Чука хранились три цветных значка. Живу, горжусь сынами.  Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.

                                       

 VI.Самостоятельная работа по упражнению 165.

Мы регулярно читаем «Комсомольскую правду».  Покажите на карте Каспийское море.  Многие страны мира ведут торговлю с Дальним Востоком. Экскурсанты, приехавшие в Москву, посетили Манежную площадь.

VII. Итог урока.

   - Что нового узнали сегодня на уроке?

VIII. Домашнее задание.

С. 75 п.16, упражнение 166.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Дополнение"

Урок активизации и закрепления полученных в начальной школе знаний. Урок построен с учетом требований учебного процесса, основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по русскому языку и ...

Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе на тему: "Дополнение".

Данный материал используется при изучении темы: "Второстепенные члены предложения"....

урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"

Конспект урока русского языка. Тема урока: "Дополнение"...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе с применением ИКТ. на тему "Дополнение".

Применение ИКТ позволяет учителю осуществить:эффективные методы обучениявведение элементов проблемности, поиска, исследованияразработку и проведение нестандартного урокаповышение уровня владения ИКТ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Дополнение".

Знакомство с дополнением как второстепенным членом и способами его выражения, графическим обозначением, употреблением в творчестве русских поэтов....