Урок русского языка в 6 классе
материал по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryityiyurokrusskogoyazyikav6klasse.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка
в 6 классе
«Имя существительное. Повторение
изученного в 5 классе»
Учитель русского языка и литературы
Панишкина Светлана Алексеевна
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя существительное"
Цель:
- Обобщить знания по теме "Имя существительное" (его грамматические, морфологические признаки, синтаксическая роль).
- Развить умение находить и исправлять грамматические и речевые ошибки.
- Воспитывать у школьников потребность в самоконтроле за собственной речью (устной и письменной), развивать языковое чутье, безошибочно следовать нормам речи.
Ход урока
Эпиграф «Имя существительное — хлеб языка».
Л. Успенский
1). Вызов интереса к теме урока.
Вступительное слово учителя о целях урока. Обращение к эпиграфу. Как вы понимаете это выражение? (Без имен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба).
Эмоциональный настрой учеников. Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте себе удачи, и начнём!
Составление существительных из букв, встречающихся в слове транспорт.
Ответ: Имена существительные, составленные из букв слова транспорт: спорт, порт, нос, сон, рот, торт, пора, спор, сор, тон, нота, рост, рапорт.
2) Осмысление темы.
В 5 классе вы изучали имена существительные, их значение, узнали об именах собственных и нарицательных, о трех склонениях. Вы уже знаете, что в русском языке трудно разграничивать одушевленные и неодушевленные существительные: какой вопрос надо ставить к существительному кошка – кто? или что? И очень часто непросто оказывается определить, какого рода существительное.
- Проверка теоретического материала.
Дайте определение имени существительного.
4) Обратите внимание на поэтические строки А.С. Пушкина (на доске).
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Задача: произвести морфологический разбор 2-х существительных (2 человека работают у доски).
5) А каковы морфологические признаки имени существительного? (фронтальный опрос).
- собственные / нарицательные
- одушевленные / неодушевленные
- род имен существительных
- категория числа
- изменение по падежам
- 3 склонения существительных
- Тестирование по теме «Склонение».
1. К третьему склонению относится имя существительное:
- дочь;
- плакса;
- пальто.
- Именем существительным женского рода является слово:
- метро;
- время;
- фанера.
- Именем существительными среднего рода является слово:
1)окно;
2) парта;
3) цветок.
- Именем существительным мужского рода является слово:
1) дедушка;
2) дерево;
3) конфета.
- К третьему склонению относится имя существительное:
- сын
- помощь
- плач
- Именем существительным общего рода является слово:
- плакса
- академия
- стремя
- Один ученик работает у доски, выполняет синтаксический разбор предложения:
сущ. сущ. мест. сущ.
Москва —столица нашей Родины.
( повеств., невоскл., простое, двусост., распр.) подл. и сказ. выражены
существ., - между ними ставим тире.
Вывод: в предложении сущ. может быть подлежащим, сказуемым,
дополнением.
8) Слово учителя. — Роль имени существительного в нашей речи
К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, т.к. в русском языке, на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных . Недаром поэт говорит: «давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
- Какие же названия предметам даёт имя существительное?
9) Работа с учебником (упражнение 140, с. 75).
Задание: назовите по пять существительных, которые обозначают:
Названия людей:
Названия предметов, вещей:
Названия веществ:
Названия животных:
Названия птиц:
Названия действий:
Названия признаков, качеств:
Названия фактов, событий:
Названия природных явлений.
10) Упражнение 142, с. 76.
Запишите выделенные существительные в единственном числе, именительном падеже. Укажите их род.
14) Поисковая работа: " Имя существительное в Р.п., мн.ч." (заранее готовит один из учеников).
По правильному произношению судят о культуре человека. Давайте говорить правильно!
Апельсины - апельсинов, помидоры -помидоров, грамм-граммов, носки-носков,
Ботинки - ботинок, метры - метров, цыгане - цыган, судьи - судей, дела - дел, места - мест.
15) Итог урока.
Домашнее задание: упр. 142 (2) Любите ли вы свое родное село? Опишите его. Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....