«Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План-конспект урока русского языка в 6 классе: «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chto_za_prelest_eti_6kl.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка
в 6 классе
Тема урока: «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование».
Вид урока: урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Словообразование».
Тип урока: урок с использованием активных форм работы
Цели урока:
- Обучающая: закрепить и обобщить изученное в разделе
«Словообразование», отработка навыков морфемного и словообразовательного анализа слова, различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Развивающая: развитие орфографической зоркости.
- Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый методы; фронтальная, словарная, самостоятельная (тестирование), игры «Угадай словечко», «Составь слово», комментирование выбранных орфограмм.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, ответы на вопросы.
Содержание урока:
- Проверка домашнего задания(упр. 180, 5 слов «по цепочке»).
- Вступительное слово учителя.
У нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Словообразование». Мы повторим орфограммы написания корней с чередующимися гласными и написания приставок, отработаем навык морфемного и словообразовательного анализа слова. А результатом вашей работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.
- Фронтальный опрос-повторение:
- Что изучает словообразование?
- С каким другим разделом языкознания связано словообразование?
- А каким образом связаны орфография и словообразование?
- Что называется морфемой?
4. Игра «Угадай словечко».
- Мы проведём игру «Угадай словечко». На доске «спрятано» слово, догадайтесь, какое. Я открою последнюю букву – это морфема. Сможете ли вы догадаться, какое это слово?
- Кто может предположить, какая это морфема? (Окончание –а.)
- Подберите и запишите в тетрадях слова с этой морфемой, укажите часть речи, выделите окончание –а. (Возможная запись в тетрадях учащихся: весна - сущ., красна - краткое прил., пришла - глагол в пр. вр.)
- Что называется окончанием слова?
- Какое значение слова заключается в окончании? (Грамматическое)
- Определите грамматическое значение записанного вами в тетрадях глагола. (Глагол стоит в прошедшем времени в ед. числе, ж. роде)
- На доске вы видите записаны другие окончания, каким частям речи они принадлежат?
-ЕШЬ, -УТ, -ЯТ, -ОЕ, - АЯ
- Приведите примеры слов с такими окончаниями.
- Открою ещё две буквы с конца. Это –ЯТ. Кто догадался, какое «спрятано» слово?
- Какая это может быть морфема? (суффикс – ЯТ)
- Какая морфема называется суффиксом? Для чего служит суффикс?
- Запишем слова с такими суффиксами: котята, щенята, цыплята, львята, воробьята, ребята.
- Приведите свои примеры слов с таким суффиксом.
- Открою всё слово. Какую морфему я открыла? Что называется корнем слова? Какое значение заключено в корне слова? (Лексическое) «Спрятанное» слово - ТИГРЯТА.
- Оказывается, в русском языке 4,5 тыс. корней, служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, 100 приставок, 100 окончаний. Потому-то мы и допускаем большинство ошибок именно в корне.
- Какой морфемы нет в слове ТИГРЯТА? Что называется приставкой слова?
- Давайте покажем, что мы можем по составу разбирать большие и сложные слова. Произведём морфемный и словообразовательный разбор слов СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ПЫЛЕВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ (часы).
- Мы можем сами сконструировать слова из отдельных морфем.
5. Игра «Составь слово».
- Сейчас мы работаем в тетрадях молча, кто первый составит слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах:
- от глагола «понёс» взять приставку, от глагола «дарить» - корень, от существительного «дружок» - суффикс, от существительного «класс» - окончание. (Подарок)
- от глагола «побелела» взять корень, от прилагательного «маленький» - суффикс, от прилагательного «синий» - окончание. (Беленький)
- от глагола «пришёл» взять приставку, от глагола «улететь» - корень, от глагола «бежит» - окончание. (Прилетит)
- Какое значение имеет приставка ПРИ- в слове «прилетит»?
6. Орфографическая работа. Повторение правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-.
- На доске записаны слова с пропущенными гласными в приставках ПРИ- и ПРЕ-, вставить пропущенную букву, объяснить правописание.
ПР…ЗАБАВНЫЙ, ПР…СЫТЫЙ, ПР…ПЛЫТЬ, ПР…ДОРОЖНЫЙ, ПР…КРЫТЬ, ПР…ГРАДА, ПР…ГОТОВИТЬ.
7. Систематизация знаний учащихся. Составление таблиц обобщающего характера.
- Составим таблицу, которая называется «Правописание приставок». Заполните таблицу своими примерами.
Правописание гласных и согласных в приставках | Буквы З и С на конце приставок | Буквы И – Ы после приставок | Гласные И – Е в приставках ПРИ- и ПРЕ- |
- Составим таблицу «Чередующиеся гласные в корне слова».
Выбор чередующейся гласной
зависит от:
суффикса -а- | согласного в корне | ударения |
- Заполните таблицу корнями с чередующимися гласными.
8. Буквенный диктант с взаимопроверкой по «ключу».
1) безЫмянная (река)
2) прЕодолевать (трудности)
3) располОжились
4) пробИрался
5) загОрать
6) рАстительность
7) прИшкольный (участок)
8) расстЕлить
9) раСстелить
10) застИлать
«Ключ» проверки буквенного диктанта:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ы е о и о а и е с и
9. Тест. Ученики заполняют карточки «Запиши правильный ответ».
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Часть слова, которая служит для образования формы слова? | |
2. | Какое окончание в слове договорилась? | |
3. | Какой корень в слове досрочный? | |
4. | Какое окончание в слове видел? | |
5. | С помощью какого суффикса образовано слово охотник? | |
6. | Какой корень в слове маленький? | |
7. | Каким способом образовано слово белизна? | |
8. | Каким способом образовано слово героизм? | |
9. | Являются ли однокоренными в современном языке слова автор и авторитет? | |
10. | Верно ли, что в слове пр…успеть одна приставка ПРЕ- ? |
10. Домашнее задание:
а) для менее сильных учеников – составить текст словарного диктанта из 25 слов на правописание приставок ПРИ- (ПРЕ-);
б) для более сильных учеников – написать сочинение-описание «Лес осенью» по заданному началу, используя слова с приставками ПРИ- (ПРЕ-) и слова с чередующимися гласными в корне.
Лес осенью
Осенью лес молчит. Прислушайся! Приумолкли птицы в предчувствии холодов. Ветки прикасаются бесшумно к твоему лицу …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...
Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме «Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интерес...
Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...
Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»
Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и пи...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. Задачи:- Создать услов...
«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе, в соответствии с ФГОС. урок-игра....