«Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ерофеева Елена Владимировна

План-конспект урока русского языка в 6 классе: «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_za_prelest_eti_6kl.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

в 6 классе

Тема урока: «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и    систематизация изученного в разделе «Словообразование».

Вид урока: урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Словообразование».

Тип урока: урок с использованием активных форм работы

Цели урока:

  1. Обучающая: закрепить и обобщить изученное в разделе

«Словообразование», отработка навыков морфемного и словообразовательного анализа слова, различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

  1. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
  2. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый методы; фронтальная, словарная, самостоятельная (тестирование), игры «Угадай словечко», «Составь слово», комментирование выбранных орфограмм.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, ответы на вопросы.

Содержание урока:

  1. Проверка домашнего задания(упр. 180, 5 слов «по цепочке»).
  2. Вступительное слово учителя.

У нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Словообразование». Мы повторим орфограммы написания корней с чередующимися гласными и написания приставок, отработаем навык морфемного и словообразовательного анализа слова. А результатом вашей работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.

  1. Фронтальный опрос-повторение:

- Что изучает словообразование?

- С каким другим разделом языкознания связано словообразование?

- А каким образом связаны орфография и словообразование?

- Что называется морфемой?

     4.  Игра «Угадай словечко».

- Мы проведём игру «Угадай словечко». На доске «спрятано» слово, догадайтесь, какое. Я открою последнюю букву – это морфема. Сможете ли вы догадаться, какое это слово?

- Кто может предположить, какая это морфема? (Окончание –а.)

- Подберите и запишите в тетрадях слова с этой морфемой, укажите часть речи, выделите окончание –а. (Возможная запись в тетрадях учащихся: весна - сущ., красна - краткое прил., пришла - глагол в пр. вр.)

- Что называется окончанием слова?

- Какое значение слова заключается в окончании? (Грамматическое)

- Определите грамматическое значение записанного вами в тетрадях глагола. (Глагол стоит в прошедшем времени в ед. числе, ж. роде)

- На доске вы видите записаны другие окончания, каким частям речи они принадлежат?

                             -ЕШЬ, -УТ, -ЯТ, -ОЕ, - АЯ

- Приведите примеры слов с такими окончаниями.

- Открою ещё две буквы с конца. Это –ЯТ. Кто догадался, какое «спрятано» слово?

- Какая это может быть морфема? (суффикс – ЯТ)

- Какая морфема называется суффиксом? Для чего служит суффикс?

- Запишем слова с такими суффиксами: котята, щенята, цыплята, львята, воробьята, ребята.

- Приведите свои примеры слов с таким суффиксом.

- Открою всё слово. Какую морфему я открыла? Что называется корнем слова? Какое значение заключено в корне слова? (Лексическое) «Спрятанное» слово - ТИГРЯТА.

- Оказывается, в русском языке 4,5 тыс. корней, служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, 100 приставок, 100 окончаний. Потому-то мы и допускаем большинство ошибок именно в корне.

- Какой морфемы нет в слове ТИГРЯТА? Что называется приставкой слова?

- Давайте покажем, что мы можем по составу разбирать большие и сложные слова. Произведём морфемный и словообразовательный разбор слов СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ПЫЛЕВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ (часы).

- Мы можем сами сконструировать слова из отдельных морфем.

5. Игра «Составь слово».

- Сейчас мы работаем в тетрадях молча, кто первый составит слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах:

  • от глагола «понёс» взять приставку, от глагола «дарить» - корень, от существительного «дружок» - суффикс, от существительного «класс» - окончание. (Подарок)
  • от глагола «побелела» взять корень, от прилагательного «маленький» - суффикс, от прилагательного «синий» - окончание. (Беленький)
  • от глагола «пришёл» взять приставку, от глагола «улететь» - корень, от глагола «бежит» - окончание. (Прилетит)

- Какое значение имеет приставка ПРИ- в слове «прилетит»?

6. Орфографическая работа. Повторение правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-.

- На доске записаны слова с пропущенными гласными в приставках ПРИ- и ПРЕ-, вставить пропущенную букву, объяснить правописание.

ПР…ЗАБАВНЫЙ, ПР…СЫТЫЙ, ПР…ПЛЫТЬ, ПР…ДОРОЖНЫЙ, ПР…КРЫТЬ, ПР…ГРАДА, ПР…ГОТОВИТЬ.

             7. Систематизация знаний учащихся. Составление таблиц обобщающего характера.

            - Составим таблицу, которая называется «Правописание приставок». Заполните таблицу своими примерами.

Правописание

гласных и

согласных в приставках

Буквы З и С

на конце

приставок

Буквы И – Ы

после

приставок

Гласные И – Е

в приставках

ПРИ- и ПРЕ-

- Составим таблицу «Чередующиеся гласные в корне слова».

Выбор чередующейся гласной

зависит от:

суффикса -а-

согласного в корне

ударения

         

 - Заполните таблицу корнями с чередующимися гласными.

           8. Буквенный диктант с взаимопроверкой по «ключу».

1) безЫмянная (река)

2) прЕодолевать (трудности)

3) располОжились

4) пробИрался

5) загОрать

6) рАстительность

7) прИшкольный (участок)

8) расстЕлить

9) раСстелить

10) застИлать

«Ключ» проверки буквенного диктанта:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ы   е   о   и   о   а   и   е   с   и

         

          9. Тест. Ученики заполняют карточки «Запиши правильный ответ».

Вопрос

Ответ

1.

Часть слова, которая служит для образования формы слова?

2.

Какое окончание в слове договорилась?

3.

Какой корень в слове досрочный?

4.

Какое окончание в слове видел?

5.

С помощью какого суффикса образовано  слово охотник?

6.

Какой корень в слове маленький?

7.

Каким способом образовано слово белизна?

8.

Каким способом образовано слово героизм?

9.

Являются ли однокоренными в современном языке слова автор и авторитет?

10.

Верно ли, что в слове пр…успеть одна приставка ПРЕ- ?

          10. Домашнее задание:

а) для менее сильных учеников – составить текст словарного диктанта из 25 слов на правописание приставок ПРИ- (ПРЕ-);

б) для более сильных учеников – написать сочинение-описание «Лес осенью» по заданному началу, используя слова с приставками ПРИ- (ПРЕ-) и слова с чередующимися гласными в корне.

Лес осенью

Осенью лес молчит. Прислушайся! Приумолкли птицы в предчувствии холодов. Ветки прикасаются бесшумно к твоему лицу …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме «Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интерес...

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...

Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»

Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и пи...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.  Задачи:- Создать услов...

«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе, в соответствии с ФГОС. урок-игра....