Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, совершенствовать
умения школьников самостоятельно находить и отбирать информацию, размещать её в презентации в виде схем и таблиц, совершенствовать навыки работы в команде во время подготовки и проведения данных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_v_6.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика» (2 ч.)
Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, совершенствовать
умения школьников самостоятельно находить и отбирать информацию, размещать её в презентации в виде схем и таблиц, совершенствовать навыки работы в команде во время подготовки и проведения данных уроков.
За несколько дней до уроков команды (их 8) получают групповые задания.
Ход 2-ух уроков:
- Вступление (учитель). Тема наших сегодняшних уроков – повторение раздела «Лексика». Большую часть этого раздела мы изучили в 5-ом классе, но некоторую информацию почерпнули в 6-ом классе. А зачем мы изучали этот раздел? ( Чтобы уметь объяснять разными способами значения слов, чтобы знать, где найти значение незнакомого слова, чтобы знать, какие слова нельзя сочетать друг с другом, чтобы с помощью синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении – эпитетов, метафор, олицетворений - делать свою речь более выразительной, чтобы уметь видеть внутреннюю форму слова, т.е. понимать, почему предмет, признак, действие названы именно так, чтобы знать, как изменяется язык с течением времени, чтобы знать, какие пласты лексики не относятся к литературному языку, чтобы знать, какую информацию можно почерпнуть из лексических словарей, и уметь пользоваться ими и др.)
- Но прежде чем каждая команда озвучит своё задание, 1-ая группа
познакомит вас со своим словариком лексических терминов, чтобы мы вспомнили их значение, написание и произношение. Вы слушайте и записывайте только сами термины. Ребята из группы комментируют понятия синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, эпитеты, олицетворения, метафоры, этимология, диалектные и профессиональные слова, исконные и заимствованные, устаревшие слова и неологизмы и др., которые появляются на слайде.
- 2-ая группа получила задание найти значение некоторых трудных слов,
значение которых вы, возможно, не знаете. Если знаете, поднимайте руки. Выходит 2-ая группа и спрашивает значение слов невежа, невежда, щиколотка, верста, адаптация, эпиграф, досуг, лозняк, недуг, чело, бакен, нива; после предполагаемых значений, высказанных одноклассниками, ребята из первой группы постепенно открывают на экране значения этих слов, в конце они просят, глядя на слайды, определить, какими способами были объяснены значения слов: с помощью родового понятия и отличительных признаков или с помощью синонимов. Ребятам предлагается записать одно из значений и графически указать способ толкования.
(Учитель.) Вам встретились как однозначные, так и многозначные слова. А каких слов больше в любом языке? Почему?
- А теперь выступает 3-я группа. Ребята из группы спрашивают, какое особое значение может быть у слова (переносное) и какие средства художественной выразительности основаны именно на этом свойстве слов (метафоры, олицетворения, эпитеты, фразеологизмы), просят привести примеры этих выразительных средств.
Ребята предлагают на слайде тест: какое из этих словосочетаний может употребляться только в прямом значении:
- клевать носом;
- утереть нос;
- вытереть нос;
- совать нос не в своё дело;
- остаться с носом.
Потом ребята из этой группы читают на слайде найденные ими примеры выразительных средств из художественных произведений
(например: Горит восток зарёю новой. Котелок сердится и бормочет на огне. Леса в жемчужном инее. И ушёл он не солоно хлебавши и т.п.), остальные их классифицируют и объясняют своё мнение.
- 4-ая группа говорит, что если слово многозначное, то у каждого из
значений будет свой синоним и свой антоним. На экране появляется:
свежий
Группа предлагает классу вспомнить значения этого слова, потом подобрать синонимы, а затем – антонимы. Появляется следующая запись:
Свежий
Свежее (бельё) свежий (ветер) свежие (факты) свежая (голова)
чистое прохладный новые отдохнувшая
грязное тёплый старые уставшая
- 5-ая группа должна была найти интересный материал о том, какие слова бывают по происхождению. Выступающие говорят, что слова любого языка делятся на исконные и заимствованные.
Далее они просят привести примеры исконно русских слов и заимствованных. Какие словари нам помогут в этом случае? (этимологический и словарь иностранных слов).
Из каких языков у нас больше заимствований? (Из греческого, латинского, немецкого, французского, английского, голландского тюркских языков.)
Ребята из группы показывают на слайдах заимствованные слова, а остальные должны назвать, из какого языка заимствование и по каким отличительным признакам они догадались (математика, география – греческие, т.к. названия наук; штурм, солдат, командир – немецкие, т.к. военная лексика; башмак, сундук, халат – из тюркских, т.к. повторение гласных «а», «у» и т.д.)
- 6-ая группа спрашивает, как называется раздел языка, из которого
можно узнать, почему именно так назван предмет, признак или действие (этимология). Ребята просят высказать предположения о происхождении слов, которые появляются на экране вместе с картинками:
кольцо волк (волочить)
колесо (круг)
около оранжевый - франц. оранж - апельсин
перчатка
перстень (перт – палец)
лягушка (от «ляги» - ляжки)
малина (из маленьких частичек)
ежевика (колючая, похожа на ежа) и др.
- 7-ая группа спрашивает, что такое фразеологизмы, и предлагает
следующие задания:
- показывает на слайдах шутливые картинки, где фразеологизм изображён в прямом значении, нужно назвать эту поговорку;
- называют значение фразеологизмов (читают на слайде), а остальные угадывают нужный фразеологизм, например: попасть в неприятное, неловкое положение – сесть в калошу; очень много людей в тесном помещении – яблоку негде упасть; идёт сильный дождь – льёт как из ведра и др.
9. 8-ая группа спрашивает у ребят, какие виды лексических словарей они
знают, показывает и комментирует словарные статьи из этих словарей в виде таблицы (из толкового словаря Ожегова, Ушакова, БАС, из словаря синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, иностранных слов, этимологического, словаря эпитетов, словарей новых слов и их значений и др.)
- Подведение итогов. Какая информация наиболее запомнилась,
показалась интересной? Учитель оценивает работу каждой команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».
. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...
Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)
Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. Задачи:- Создать услов...
Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»
Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...
Урок в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вода.Растворы.Основания."
Представляю подробный конспект урока.Технологическую карту для учеников,информационную карту учителя,содержание всех заданий с ответами,тексты бриффинга. Презентацию урока прилагаю,..Имею самоанализ э...
Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"
Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....