Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный материал по разделу "Морфемика". К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 773.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Цели: - обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу
«Морфемика. Орфография. Культура речи»;
- формировать навыки объяснения зависимости написания слова от
его значения и строения;
- развивать речь учащихся, мышление, внимание, память, развитие
навыков;
- морфемного разбора;
- прививать любовь к устному народному творчеству;
- прививать любовь и интерес к русскому языку.
Форма урока: урок-сказка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Сегодня мы завершаем изучение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» в 5 классе. Наш обобщающий урок мы проведём в необычной форме – урока – сказки.
II. Повторение и систематизация сведений по морфемике и орфографии.
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него 3 сестры: Марья, Елена и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год он жил без сестер, соскучился по ним и решил их навестить. Отправился Иван в путь.
По дороге повстречал Василису Прекрасную. Полюбили они друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Василису.
Иван-царевич погоревал-погоревал, да делать нечего. Сел он на коня и поехал выручать свою любимую.
Давайте и мы, ребята, отправимся вслед за Иваном и поможем ему найти и освободить Василису Прекрасную. А в этом нам помогут наши знания, умения и навыки по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Итак, в путь.
Ехал Иван близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечера - красна солнышка до закату и наезжает на камень. А на камне том написано предложение, которое ему надо разобрать синтаксически. Если это задание выполним, то камень повернется и освободит дорогу.
_______________________________
Учитель: - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Учитель: Повернулся камень, и Иван-царевич поехал дальше. Едет путем-дорогою, а навстречу ему седой старичок – боровичок.
- Здравствуй, дедушка! – говорит Иван.
- Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?
Рассказал Иван старичку - боровичку о горе своем.
-Помогу тебе, Иван,- говорит дедушка,- если ты вспомнишь и запишешь 10 словарных слов по памяти.
Учитель: Давайте выручим Ивана-царевича, ребята.
(Учащиеся записывают словарные слова.)
- Ну что ж, - говорит старичок, - задание ты мое выполнил. За это вот тебе перышко волшебное, оно приведет тебя к Бабе Яге, а она тебе поможет победить Кощея и освободить Василису.
Полетело перышко, а Иван вслед за ним поскакал. Перышко привело его к огненной реке, а там страшный Змей Горыныч преградил ему путь. Шесть голов у него, в каждой пасти он держит задание. Победить его можно, выполнив все задания правильно.
1. Какие части слова вы знаете? Расскажите о них.
2. Напишите по 3 слова на каждую схему:
1)
2)
3)
4)
3. Вспомните 7 названий сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. Н.: «Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лисичка-сестричкаи волк», «Бобовое зернышко» и другие.
4. Вспомните о правописании приставок на з- и с-. Выпишите из предложений слова с этими приставками в 2 столбика: в 1- с приставкой, окончивающейся на з-; во 2- на с-.
1. Лучше маленькое дело, чем большое безделье.
2. За бесплодный труд никто спасибо не скажет.
3. У храбрых есть только бессмертие, смерти у них нет.
4. Уменье и скалу разрушает.
5. Всякое решение любит рассуждение.
6. Бездонную бочку водой не наполнишь.
7. Хорошему прыжку разбег нужен.
8. За один раз дерева не срубишь.
9. Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.
10. Сделал дело, гуляй смело.
5. Запишите предложения, найдите в них слова с чередующими гласными в корне. Объясните данную орфограмму.
1. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
3. Умный надеется на свое дело, а глупый полагается на надежду.
4. Не беречь поросли - не видать дерева. (Поросль - молодые деревца)
5. Отложил на осень, а там и бросил.
6. Чего не положил - не бери.
7. Кто любит деньги копить, а кто брюхо растить.
8. Что миром положено, тому и быть так.
6. Запишите предложение по памяти, в котором содержатся слова исключения на орфограмму «Буквы ы-и после ц» и составьте схему этого предложения.
(Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!» А: «П!» )
Учитель: Все головы срубил Иван-царевич Змею Горынычу и поехал дальше.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Въехал Иван в дремучий лес. Долго ехал он по лесу, пока перышко не привело его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он отгадает 3 ее загадки, запишет слова-отгадки и разберет их по составу.
1. Не спорю, не белый-
Я, братцы, попроще..
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
2. Из-под снег расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
3. Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
(Пограничник)
Учитель: Понравился Иван-царевич Бабе Яге и, прощаясь с ним, рассказала она, что смерть Кощея наступит, если Иван разгадает кроссворд, который находится на обратной стороне замка и произнесет 3 раза слово, которое получится по вертикали.
- Многие храбрые воины пытались его разгадать, но не смогли и превратились в камни. Если ты не разгадаешь его, то и тебя ждет та же участь. Вот возьми, Иван, клубочек, он приведет тебя к дверям Кощеева замка.
Поблагодарил Иван-царевич Бабу Ягу и поехал за клубочком.
Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек к воротам замка Кощея. Вокруг замка камней видимо-невидимо. Подошел Иван к замку, повернул его. Как ни труден был кроссворд, но он его разгадал.
| 1 |
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
1. Род коротких брюк.
2. Небольшая лодка, выдолбленная из цельного куста дерева.
3. Откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.
4. Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром.
5. Изделие для чистки, мытья чего-нибудь.
Учитель: - Ребята, давайте три раза все вместе произнесём полученное слово.
Учитель: Умер Кощей. Ожили камни, превратились в молодцев. Освободил Иван-царевич Василису Прекрасную. И в тот же день сыграли они свадьбу. После этого Иван с Василисой Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать, да добра наживать.
Ребята, Иван-царевич попросил меня поблагодарить Вас за помощь, которую Вы ему оказали.
III. Подведение итогов.
- Какой раздел русского языка мы с Вами повторяли?
- Что изучает морфемика?
- Понравился ли Вам наш урок?
IV. Мотивирование оценок.
V. Домашнее задание: п. 70-87, упр.455.
Литература:
1. Волшебное кольцо: Русские народные сказки. – М.: Дом, 1993.
2. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988
3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 2009
4. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
6. CD Русский язык. 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. Издательство: Учитель.
Не бойся сказки, бойся лжи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176289-1357879725.jpg)
Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.
Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/30/picture-374516-1388423103.jpg)
Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»
Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и пи...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. Задачи:- Создать услов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509103-1414502877.jpg)
«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе, в соответствии с ФГОС. урок-игра....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-32683-1486529572.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-492938-1653294310.jpg)
Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Морфемика. Орфография. Культура речи").
Данные презентации, разработанные для проведения уроков русского языка в 5 классе, могут быть использованы при изучении раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи." Разнообразные за...