РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Семантика и грамматика языка»
элективный курс (русский язык, 10 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Семантика и грамматика языка»
10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Семантика и грамматика языка»
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе модифицированной программы «Семантика и грамматика языка» Программа предназначена для учащихся 10 класса. Курс рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет знакомства с объектами языкознания, усвоения новых знаний о семантике и грамматике языка всех его основных разделов для повышения интереса к языку, углубления знаний.
Усиленное внимание уделяется семантической стороне анализируемого явления (предложения, слова), с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, этимологическому анализу при обучении орфографии, систематизации и обобщению знаний в области грамматики и формирования умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами.
Структура курса подчинена принципу: от теории к практике: сначала обучающимся даются необходимые знания по семантике и грамматике основных разделов языка, а затем организуется практическая работа по закреплению изученного материала.
Основные задачи курса по данной программе сводятся к следующему:
— охватить различные вопросы языкознания, что поможет повысить
интерес к языку, будет способствовать развитию более глубокого
понимания языковых фактов, стимулировать творческую
деятельность учащихся;
— помочь разобраться в трудных вопросах семантики и грамматики и
приобрести навыки исследования неоднозначных, дискуссионных
проблем;
— овладеть системой русского литературного языка для развития
лингвистического мышления у учащихся;
— совершенствовать грамотность учащихся;
— расширить и углубить знания учащихся о семантических и
грамматических особенностях фонетики, лексики и фразеологии,
словообразования, морфологии и синтаксиса, показать их роль в
развитии и построении языка;
Результат изучения курса «Семантика и грамматика языка» предполагает овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
— знать основы науки о языке;
— знать основные лингвистические термины;
— ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно
выбирать нужное правило;
— развивать языковую догадку, способность предвидеть пунктуационные
и орфографические затруднения;
— уметь систематизировать полученные знания, применять на практике теоретические знания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | Дата | Примечание |
I | Введение (2 часа) | ||
1 | Лингвистика как наука | ||
2 | Семантика – наука о значении языковых единиц | ||
II | Лексикология (7 часов) | ||
3 | Лексическая семантика | ||
4 | Историческое формирование лексики русского языка | ||
5 | Функционально-социальная характеристика лексики русского языка | ||
6 | Функционально-стилевая и стилистическая характеристика лексики русского языка | ||
7 | Фразеология. Форма, структурный тип, формоизменение фразеологизмов | ||
8 | Функционально-социальная характеристика фразеологизмов | ||
9 | Функционально-социальная характеристика фразеологизмов | ||
III | Фонетика и орфоэпия (10 часов) | ||
10 | Звуковое членение речи | ||
11 | Фонетическая транскрипция | ||
12 | Фонетическая транскрипция | ||
13 | Ударение. Слабое, побочное, фразовое, тактовое и логическое ударение | ||
14 | Ударение. Слабое, побочное, фразовое, тактовое и логическое ударение | ||
15 | Ударение. Слабое, побочное, фразовое, тактовое и логическое ударение | ||
16 | Фонетические чередования | ||
17 | Фонетические чередования | ||
18 | Орфоэпические нормы | ||
19 | Орфоэпические нормы | ||
IV | Орфография (2 часа) | ||
20 | Перенос части слова на другую строку | ||
21 | Графическое сокращение | ||
V | Морфемика и словообразование (3 часа) | ||
22 | Типы и функции морфем | ||
23 | Смешанные способы словообразования | ||
24 | Смешанные способы словообразования | ||
VI | Грамматика (9 часов) | ||
25 | Грамматическое значение слов. Грамматическая категория | ||
26 | Лексико-грамматические разряды существительных | ||
27 | Лексико-грамматические разряды прилагательных | ||
28 | Лексико-грамматические разряды числительных | ||
29 | Особенности значения местоименных слов | ||
30 | Лексико-грамматические разряды глаголов | ||
31 | Лексико-грамматические разряды наречий | ||
32 | Категория состояния | ||
33 | Категория состояния | ||
VII | Синтаксис (35 часов) | ||
34 | Синтаксические отношения между членами словосочетания | ||
35 | Типы словосочетаний | ||
36 | Типы словосочетаний | ||
37 | Правила построения словосочетаний | ||
38 | Предложение. Интонация сообщения. Грамматическая организованность | ||
39 | Утвердительные и отрицательные предложения | ||
40 | Односоставные предложения | ||
41 | Односоставные предложения | ||
42 | Односоставные предложения | ||
43 | Двусоставные предложения | ||
44 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений | ||
45 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений | ||
46 | Нечленимые предложения | ||
47 | Структура распространенного предложения | ||
48 | Переходные явления в области второстепенных членов предложения | ||
49 | Переходные явления в области второстепенных членов предложения | ||
50 | Сущность и условия обособления | ||
51 | Сущность и условия обособления | ||
52 | Сущность и условия обособления | ||
53 | Сущность и условия обособления | ||
54 | Присоединительные члены предложения | ||
55 | Условия и средства выражения однородности | ||
56 | Условия и средства выражения однородности | ||
57 | Конструкции, не вводящие в структуру предложения | ||
58 | Конструкции, не вводящие в структуру предложения | ||
59 | Предложения усложненной структуры | ||
60 | Предложения усложненной структуры | ||
61 | Нерасчлененные сложноподчиненные предложения | ||
62 | Нерасчлененные сложноподчиненные предложения | ||
63 | Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры | ||
64 | Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры | ||
65 | Многочленные сложные предложения | ||
66 | Многочленные сложные предложения | ||
67 | Основные формы синтаксической организации текста | ||
68 | Основные формы синтаксической организации текста | ||
69 | Зачетная работа | ||
70 | Итоговое занятие |
Перечень учебно-методического обеспечения Литература для учителя:
- Д.Э. Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих
в ВУЗы. М. «Высшая школа», 1997 г. - Б.Н. Головин. Введение в языкознание. М., 1976 г.
- У. Фолсом. Книга о языке. М., 1980 г.
- Н.М. Шанский. В мире слов. М., 1985 г.
- Е.А. Влодавская, Русский язык. ЕГЭ. Поурочное планирование.
М. «Экзамен», 2009 г. - Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М., 2000 г.
- Л.А. Шкатова. Практикум. Задачник по русскому языку. Челябинск.
Южно-уральское книжное издательство. 1996 г.
Литература для учащихся:
- Н.М. Шанский. Занимательный русский язык. М., 1996 г.
- А.А. Леонтьев. Что такое язык. М., 1984 г.
- О.Е. Дроздова. Уроки языкознания для школьников.
«Владос», 2001 г.
- А.Н. Журинский. Лингвистика в задачах. М., 1995 г.
- Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2013 г. Подготовка к
ЕГЭ-2013 г. Вступительные испытания. «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.
- Энциклопедия для детей: Языкознание. Русский язык. М., 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-26916-1382970300.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-93916-1360434150.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-93916-1360434150.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-248750-1389463492.jpg)
Рабочая программа факультативного курса «СТРАНОВЕДЕНИЕ» по немецкому языку 10 – 12 классы (заочное обучение)
Курс предназначен для обучающихся 10 - 12 классов вечерней школы, которые уже овладели базовыми знаниями языка. Программа содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Герм...
Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Грамматика английского языка"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Грамматика английского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-1400140-1649394224.jpg)
Рабочая программа элективного курса Трудности английской грамматики Сальманова З.Ф.
Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...