Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса
«Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год
Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс 10 класс | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Васильевская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО:___________ ___________________ Протокол №____ от «___»_________2013 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР__________ Шаталова Л.Н. «___»___________2013 года | «Утверждаю» Директор школы:__________ Кострюкова А.И. «30»августа 2013 года Приказ № 64 от «___»_________2013 года |
Рабочая программа элективного курса
«Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год
Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
Пояснительная записка
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Васильевской СОШ на 2013-2014 учебный год рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году).
Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современные писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения, но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
Цели элективного курса:
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приемам их выразительности;
- способствовать речевому росту школьника;
Программа направлена на достижение следующих задач:
- знакомство учащихся с особенностями употреблении той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить» – это искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- владеть устной и письменной речью;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития познавательной творческой активности учащихся.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохранятся всегда категории «высокого» и «низкого»; «хороший, «дурной» и истинный вкус - можно ли о них спорить»;
- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
- совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
- рецензирование;
- сообщения, как результат наблюдения.
Содержание программы
Введение (4 часа)
Практическая стилистика. Работа с текстом (7 часов)
Речевая культура (5 часов)
Из истории языка (4 часа)
Стилистические ресурсы фонетики (2 часа)
Стилистические ресурсы лексики фразеологии и словообразования (9 часов)
Стилистические ресурсы синтаксиса (4 часа)
Календарно-тематический план:
№ урока | Название раздела, тем урока | Дата проведения | Примечания |
Введение | |||
1 | Введение. «Уметь говорить» – это искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев) | 04.09 | |
2 | Место стилистики в системе наук языкознания. | 11.09 | |
3 | Задачи грамматической, функциональной стилистики. | 18.09 | |
4 | Стилистика текста и её задачи. | 25.09 | |
Практическая стилистика. Работа с текстом | |||
5 | Практическая стилистика | 02.10 | |
6 | Анализ текста | 09.10 | |
7 | Функциональная и коммуникативная стилистика | 16.10 | |
8 | Язык, как орудие общения | 23.10 | |
9 | Что такое коммуникативная единица | 06.11 | |
10 | Функции коммуникативных единий | 13.11 | |
11 | Формирование коммуникативных единиц | 20.11 | |
Речевая культура | |||
12 | Русский язык и культура | 27.11 | |
13 | Что такое культура речи? | 04.12 | |
14 | О древней науке риторике. | 11.12 | |
15 | Основные правила публичного выступления | 18.12 | |
16 | Книжно-славянская письменная традиция | 25.12 | |
Из истории языка | |||
17 | Три стиля речи в российском языке | 15.01 | |
18 | Категории «высокого» и «низкого» | 22.01 | |
19 | «Хороший», «дурной» и истинный вкус. Из истории языка | 29.01 | |
20 | Основные языковые реформы | 05.02 | |
Стилистические ресурсы фонетики | |||
21 | Стилистические ресурсы фонетики. Аллитерация и ассонанс. | 12.02 | |
22 | Звукопись и звукоподражание. | 19.02 | |
Стилистические ресурсы лексики фразеологии и словообразования | |||
23 | Стилистические ресурсы лексики. | 26.02 | |
24 | Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления; | 05.03 | |
25 | Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика. | 12.03 | |
26 | Термины, книжная, устарелая и разговорная лексика. | 19.03 | |
27 | Эмоционально-экспрессивная лексика. | 02.04 | |
28 | Слово и сфера его употребления.. | 09.04 | |
29 | Внутренняя форма слова | 16.04 | |
30 | «Забавные» и «коварные» созвучия. Каламбур | 23.04 | |
31 | Устойчивые и свободные словосочетания. | 30.04 | |
Стилистические ресурсы синтаксиса | |||
32 | Порядок слов в предложении. Инверсия | 14.05 | |
33 | Период. Прозаическая строфа. (абзац) | 21.05 | |
34 | Проверочная работа. Анализ текста | 28.05 | |
35 | Подведение итогов года. | 28.05 |
Требования к уровню подготовки учеников
- создавать устное высказывание на лингвистические темы;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц: - проводить разные виды языкового разбора;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных
средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Список литературы:
1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка – М., Айрис-пресс, 1997
2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., Айрис-пресс, 2003
3. Семенюк А. А. и др. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., Русский язык, 1994
4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., Айрис-пресс, 1998
5. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., Просвещение, 1987
6. Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы – М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2010
Интернет-ресурсы:
- Культура письменной речи www.gramma.ru
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
- Методика преподавания русского языка http://metlit.nm.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Рабочая программа элективного курса "Практическая стилистика"
Программа курса составлена на основе государственной программы по русскому языку под редакцией Власенкова А.И. и инструктивно-методическому письму « О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном г...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »
Рабочая программа по элективным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования п...
Рабочая программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" для 8-11 классов
Данный курс направлен на совершенствование знаний грамматики и лексики как наиболее трудные аспекты речевой деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....