Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса 

 

«Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год

 

Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс 10 класс88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Васильевская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:___________

___________________

Протокол №____

 от «___»_________2013 года

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР__________

Шаталова Л.Н.

«___»___________2013 года

«Утверждаю»

Директор школы:__________

Кострюкова А.И.

«30»августа  2013 года

Приказ № 64 

от «___»_________2013 года

Рабочая программа элективного курса

«Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год

Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич


Пояснительная записка

                      Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Васильевской СОШ на 2013-2014 учебный год рассчитана на 35                               часов (исходя из 35 учебных недель в году).

Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современные писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения, но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

Цели элективного курса:

- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

- научить различным приемам их выразительности;

- способствовать речевому росту школьника;

  Программа направлена на достижение следующих задач:

  - знакомство учащихся с особенностями употреблении той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;

  - сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

  - проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

  - самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  - пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Данный элективный курс предусматривает последовательное  нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

 - говорить и слушать, так как «уметь говорить»  – это искусство,  уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

 - владеть устной и письменной речью;

 - владеть навыками стилистической правки текста;

 - проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.  Должны быть созданы условия для развития познавательной творческой активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохранятся всегда категории «высокого» и «низкого»;  «хороший, «дурной» и истинный вкус - можно ли о них спорить»;

- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

- совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

- рецензирование;

- сообщения, как результат наблюдения.

Содержание программы

Введение (4 часа)

Практическая стилистика. Работа с текстом (7 часов)

Речевая культура (5 часов)

Из истории языка (4 часа)

Стилистические ресурсы фонетики (2 часа)

Стилистические ресурсы лексики фразеологии и словообразования (9 часов)

Стилистические ресурсы синтаксиса (4 часа)

Календарно-тематический план:

№ урока

Название раздела, тем урока

Дата проведения

Примечания

Введение

1

Введение. «Уметь говорить» – это искусство,  уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев)

04.09

2

Место стилистики в системе наук языкознания.

11.09

3

Задачи грамматической, функциональной стилистики.

18.09

4

Стилистика текста и её задачи.

25.09

Практическая стилистика. Работа с текстом

5

Практическая стилистика

02.10

6

Анализ текста

09.10

7

Функциональная и коммуникативная стилистика

16.10

8

Язык, как орудие общения

23.10

9

Что такое коммуникативная единица

06.11

10

Функции коммуникативных единий

13.11

11

Формирование коммуникативных единиц

20.11

Речевая культура

12

Русский язык и культура

27.11

13

Что такое культура речи?

04.12

14

О древней науке риторике.

11.12

15

Основные правила публичного выступления

18.12

16

Книжно-славянская письменная традиция

25.12

Из истории языка

17

Три стиля речи в российском языке

15.01

18

Категории «высокого» и «низкого»

22.01

19

«Хороший», «дурной» и истинный вкус. Из истории языка

29.01

20

Основные языковые реформы

05.02

Стилистические ресурсы фонетики

21

Стилистические ресурсы фонетики. Аллитерация и ассонанс.

12.02

22

Звукопись и звукоподражание.

19.02

Стилистические ресурсы лексики фразеологии и словообразования

23

Стилистические ресурсы лексики.

26.02

24

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления;

05.03

25

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.

12.03

26

Термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.

19.03

27

Эмоционально-экспрессивная лексика.

02.04

28

Слово и сфера его употребления..

09.04

29

Внутренняя форма слова

16.04

30

«Забавные» и «коварные» созвучия. Каламбур

23.04

31

Устойчивые и свободные словосочетания.

30.04

Стилистические ресурсы синтаксиса

32

Порядок слов в предложении. Инверсия

14.05

33

Период. Прозаическая строфа. (абзац)

21.05

34

Проверочная работа. Анализ текста

28.05

35

Подведение итогов года.

28.05

Требования к уровню подготовки учеников

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
    анализ текста и языковых единиц:
  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач  и  использования  изобразительно-выразительных
    средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать  нормы  речевого  поведения  в  социально-культурной,  учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Список литературы:

1.  Голуб И. Б. Стилистика русского языка – М., Айрис-пресс, 1997

2.  Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., Айрис-пресс, 2003

3.  Семенюк А. А. и др. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., Русский язык, 1994

4.  Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., Айрис-пресс, 1998

5.  Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., Просвещение, 1987

6.  Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы – М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2010

Интернет-ресурсы:

  1. Культура письменной  речи www.gramma.ru
  2. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
  3. Методика преподавания русского языка  http://metlit.nm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Рабочая программа элективного курса "Практическая стилистика"

Программа курса составлена на основе государственной программы по русскому языку под редакцией Власенкова А.И. и инструктивно-методическому письму « О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном г...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »

Рабочая программа по элективным  занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования п...

Рабочая программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" для 8-11 классов

Данный курс направлен на совершенствование знаний грамматики и лексики как наиболее трудные аспекты речевой деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....