Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:
- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения;
- совершенствование умения проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- практическое овладение основными нормами русского литературного языка, его стилистическими и языковыми ресурсами;
- практическое овладение разными видами речевой деятельности: обработка воспринимаемой информации, создание собственных высказываний на её основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_ek_r9.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Славянский район, х. Черный Ерик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 51
хутора Черный ерик муниципального
образования славянский район
Утверждено
решением педсовета № ___
от “__”_________2011 г.
Председатель педсовета
____________ Чёрная Л. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА
элективного курса «Избранные вопросы русского языка»
Ступень обучения: основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 17 Уровень: базовый
Учитель: Конотоп Александр Вячеславович
Программа разработана на основе учебно-методического пособия «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012». Авторы: Н. А. Сенина, С. В. Гармаш, С. А. Диденко, Г. Н. Кобякова. Издательство: Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
2012 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:
- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения;
- совершенствование умения проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- практическое овладение основными нормами русского литературного языка, его стилистическими и языковыми ресурсами;
- практическое овладение разными видами речевой деятельности: обработка воспринимаемой информации, создание собственных высказываний на её основе.
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия Н. А. Сениной, С. В. Гармаш, С. А. Диденко, Г. Н. Кобяковой «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012» и рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).
Тема данного элективного курса предполагает изучение только избранных вопросов русского языка, поэтому содержание данной рабочей программы включает темы, которые выносятся для проверки в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) по русскому языку в новой форме. Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, и способствует успешной подготовке учащихся к сдаче ГИА-9 по русскому языку.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по рабочей программе |
1. | Текст. Переработка текста | 10 |
2. | Лингвистический анализ текста | 7 |
ИТОГО: | 17 |
2. Содержание обучения
Текст. Переработка текста (10 часов)
Текст и его микротемы. Извлечение необходимой информации из текста.
Сжатый пересказ текста, его структурные особенности. Основные приёмы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Выбор основных приёмов сжатия текста.
Практическая работа № 1. Создание письменного сжатого пересказа текста (сжатое изложение).
Высказывание на лингвистическую тему, его структурные особенности. Тезис, аргументы, заключение в высказывании на лингвистическую тему.
Практическая работа № 2. Создание письменного высказывания на лингвистическую тему (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему).
Развёрнутый ответ на вопрос по тексту, его структурные особенности. Тезис, аргументы, заключение в развёрнутом ответе на вопрос по тексту.
Практическая работа № 3. Создание письменного развёрнутого ответа на вопрос по тексту (сочинение-рассуждение по тексту).
Лингвистический анализ текста (7 часов)
Виды лингвистического анализа текста.
Фонетический анализ слов в тексте.
Лексический анализ текста.
Стилистический анализ текста.
Роль морфологического, морфемного, словообразовательного анализов в практике правописания. Орфографический разбор: правописание корней, приставок и суффиксов.
Роль синтаксического анализа в практике правописания. Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений. Нахождение грамматической основы (основ) предложения. Пунктуационный разбор: употребление знаков препинания в простом осложнённом, сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
Практическая работа № 4. Лингвистический анализ текста (в форме теста).
3. Перечень практических работ
Практических работ - 4
4. Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
- структурные особенности сжатого пересказа текста, основные приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);
- структурные особенности высказывания на лингвистическую тему и развёрнутого ответа на вопрос по тексту (тезис, аргументы, заключение);
- различные виды лингвистического анализа текста (фонетический, лексический, стилистический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический), особенности орфографического и пунктуационного разборов;
- роль морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического разборов в практике правописания.
Учащиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте, адекватно воспринимать замысел автора текста,
- извлекать необходимую информацию из текста;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; сокращать текст с использованием приёмов сжатия;
- создавать собственные высказывания на лингвистическую тему и давать развёрнутый ответ на вопрос по данному тексту;
- находить языковые (лингвистические) явления в тексте по данным вопросам (лингвистический анализ текста).
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
УМК:
1. Сенина Н. А., Гармаш С. В., Диденко С. А., Кобякова Г. Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.
КИМы:
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
5. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авторы-составители Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
6. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
7. Никитина, Е. И. Русская речь. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы:
8. 9 класс. Экзамен в новой форме: контрольные измерительные материалы, методические письма, рекомендации для экспертов и шкалы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2011.
9. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2011.
10. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2011.
11. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2011.
12. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2011.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от “__”_________2011 г. № ___ Руководитель МО ___________________________ ___________________Ф. И. О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ ___________________Ф. И. О. “__”_________2011 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс
Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...
рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа расчитана на 1 час в неделю, целью которой является подготовка учащихся к ГИА....
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса
Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю....
Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»
Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...