Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Конотоп Александр Вячеславович

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:

- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения;

            - совершенствование умения проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

         - практическое овладение основными нормами русского литературного языка, его стилистическими и языковыми ресурсами;

         - практическое овладение разными видами речевой деятельности: обработка воспринимаемой информации, создание собственных высказываний на её основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_ek_r9.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Славянский район, х. Черный Ерик

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 51

хутора Черный ерик муниципального

образования славянский район

      Утверждено

       решением педсовета № ___

       от “__”_________2011 г.

       Председатель педсовета

        ____________ Чёрная Л. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА

элективного курса «Избранные вопросы русского языка»

Ступень обучения: основное общее образование, 9 класс

Количество часов: 17                        Уровень: базовый

Учитель: Конотоп Александр Вячеславович

Программа разработана на основе учебно-методического пособия «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012». Авторы: Н. А. Сенина, С. В. Гармаш, С. А. Диденко, Г. Н. Кобякова. Издательство: Ростов-на-Дону: Легион, 2011.   

2012 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:

- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения;

        - совершенствование умения проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

        - практическое овладение основными нормами русского литературного языка, его стилистическими и языковыми ресурсами;

        - практическое овладение разными видами речевой деятельности: обработка воспринимаемой информации, создание собственных высказываний на её основе.

Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия Н. А. Сениной, С. В. Гармаш, С. А. Диденко, Г. Н. Кобяковой «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012» и рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

Тема данного элективного курса предполагает изучение только  избранных вопросов русского языка, поэтому содержание данной рабочей программы включает темы, которые выносятся для проверки в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) по русскому языку в новой форме. Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, и  способствует успешной подготовке учащихся к сдаче ГИА-9 по русскому языку.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов по рабочей программе

1.

Текст. Переработка текста

10

2.

Лингвистический анализ текста

7

ИТОГО:

17

2. Содержание обучения

Текст. Переработка текста (10 часов)

Текст и его микротемы. Извлечение необходимой информации из текста.

Сжатый пересказ текста, его структурные особенности. Основные приёмы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Выбор основных приёмов сжатия текста.

Практическая работа № 1. Создание письменного сжатого пересказа текста (сжатое изложение).

Высказывание на лингвистическую тему, его структурные особенности. Тезис, аргументы, заключение в высказывании на лингвистическую тему.

Практическая работа № 2. Создание письменного высказывания на лингвистическую тему (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему).

Развёрнутый ответ на вопрос по тексту, его структурные особенности. Тезис, аргументы, заключение в развёрнутом ответе на вопрос по тексту.  

Практическая работа № 3. Создание письменного развёрнутого ответа на вопрос по тексту (сочинение-рассуждение по тексту).

Лингвистический анализ текста (7 часов)

Виды лингвистического анализа текста.

Фонетический анализ  слов в тексте.

Лексический анализ текста.

Стилистический анализ текста.

Роль морфологического, морфемного, словообразовательного анализов в практике правописания. Орфографический разбор: правописание корней, приставок и суффиксов.

Роль синтаксического анализа в практике правописания. Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений. Нахождение грамматической основы (основ) предложения. Пунктуационный разбор: употребление знаков препинания в простом осложнённом, сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

Практическая работа № 4. Лингвистический анализ текста (в форме теста).

3. Перечень практических работ

Практических работ - 4

4. Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать:

- структурные особенности сжатого пересказа текста, основные приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

- структурные особенности высказывания на лингвистическую тему и развёрнутого ответа на вопрос по тексту (тезис, аргументы, заключение);

- различные виды лингвистического анализа текста (фонетический, лексический, стилистический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический), особенности орфографического и пунктуационного разборов;

- роль морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического разборов в практике правописания.

Учащиеся должны уметь:

- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте, адекватно воспринимать замысел автора текста,

-  извлекать необходимую информацию из текста;

- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; сокращать текст с использованием приёмов сжатия;

        - создавать собственные высказывания на лингвистическую тему и давать развёрнутый ответ на вопрос по данному тексту;

- находить языковые (лингвистические) явления в тексте по данным вопросам (лингвистический анализ текста).

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

УМК:

1. Сенина Н. А., Гармаш С. В.,  Диденко С. А., Кобякова Г. Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.  

2.  Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.

КИМы:

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2011.

4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.

5. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авторы-составители Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература:

6. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.

7. Никитина, Е. И. Русская речь. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы:

8. 9 класс. Экзамен в новой форме: контрольные измерительные материалы, методические письма, рекомендации для экспертов и шкалы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2011.

9. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2011.

10. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2011.

11. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2011.

12. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2011.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от “__”_________2011 г. № ___

Руководитель МО

___________________________

___________________Ф. И. О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

___________________Ф. И. О.

 “__”_________2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю, целью которой является подготовка учащихся к ГИА....

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса

Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю....

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...