урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Морфемику"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе в активной форме позволяет повторить изученный в разделе "Морфемика" материал. На уроке используется НРК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Путешествие в страну Морфемики.
Цели урока:
- повторить и закрепить материал, изученный в разделе «Морфемика»;
- развитие умений и навыков, полученных при изучении раздела «Морфемика»;
- воспитание культуры поведения и любви к малой родине( на примере текста).
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование урока: карта путешествия(на доске), сигнальные карточки, рабочие листы, жетоны (для оценивания учащихся).
Ход урока:
- орг.момент.
Учитель:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Ребята! Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по загадочной стране Морфемике, которая расположена между морем Знаний и водопадом Умений. Во время нашего путешествия вы должны будете изученные правила умело прменить на практике, поэтому для старта необходимо пройти теоретический осмотр ( за правильный ответ на вопрос – жетон):
- Что такое орфограмма?
- Что изучает орфография?
- Что изучается в разделе «Словообразование»?
- Что изучает морфемика?
- Назовите части слова.
- Какие морфемы служат для образования новых слов?
- Какая морфема может быть нулевой?
- Что образует окончание?
- Что такое основа?
- Что такое корень?
Учитель: Хорошо. Мы можем отправляться в путь.
( стук в дверь, входит Астролог; слова Астролога – приложение 1)
Учитель: Спасибо тебе, астролог, за напутствие. Посмотрите на карту. Наш корабль должен проплыть по морю Знаний, но на его пути рифы и айсберги. Необходимо умело обойти их – выполним задание «Найди однокоренные слова»:
Горный, горевать, гора, гореть, пригорок.
Накосил травы, девичья коса, косой взгляд, косарь, прикоснулся.
Учитель: Мы успешно справились с заданием и попали на остров Приставок.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.
А при помощи приставки образуются слова.
А вспомнить, что приставки значат, нам поможет лингвистическая задача. (Приложение 2 – рабочий лист №1).
Учитель: Наш путь проходит по берегу Орфографии. Здесь свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны и оставили нам записку:
Вы в плену теперь у нас! Целый класс! Целый класс!
Мы вирусы свирепые, мы вирусы опасные,
Но если правило вспомните, то от нас избавитесь.
Ребята! Работаем с сигнальными карточками: поднимаем карточку, а потом объясняем: касание, прикоснулся, зорька, предложение, прикасался, заря, гореть, прикосновение, загар.
Учитель: Теперь мы можем углубиться по суше дальше. И попали мы на площадь Словообразовательную. Какие способы образования слов вы знаете? ( ответы учащихся ) Хорошо. Выполним задание Рабочего листа №2 (приложение 3).
Учитель: И вот мы перед дворцом Морфемики. Царица приготовила для вас задание – филологический анализ текста. ( Приложение 4).
Учитель: Наше путешествие завершилось. Давайте подведём итоги: подсчитайте баллы и количество жетонов и получайте оценки! ( по общему количеству учитель оценивает ребят).
А ещё я попрошу Вас оценить наш урок: ( Приложение 5)
- на уроке я работал…
- своей работой…
- за урок я….
- урок ….
- моё настроение после урока….
Ребята! Большое спасибо вам за работу. Наш урок получился хорошим, вы все молодцы, и поэтому как напутствие я хотела бы закончить наше путешествие строчками Аси Горской:
Сколько хороших и добрых идей
Есть на планете Хороших Людей.
И если всё делать только добром –
Можно всю Землю наполнить теплом.
Приложение №1.
Слова Астролога: Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут опасности? Может, лучше не рисковать и остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам позвёздам, каким будет путешествие.
Козерогам, Водолеям и Рыбам надо опасаться моря Знаний, так как их могут подвести нетвёрдые знания.
Овны и Тельцы на площади Словообразования должны оказать уважение всем частям слова.
Близнецы, Раки, Львы и Девы могут заразиться опасной болезнью ошибейкой.
Весам, Скорпионам и Стрельцам нужно беречь силы для прохождения по берегу Орфографии, где их может поразить орфографический вирус.
В целом, путешествие благоприятно подействует на ваши знания. Удачи вам!
Приложение 2.
Рабочий лист №1.
Задание 1: замените словосочетания одним словом и определите значение приставки:
Присоединять с помощью
-верёвки _______________________
-молотка и гвоздей____________________________
- клея_____________________________
- винтов и шурупов________________________________
Задание 2: замените существительные с предлогами прилагательными, определите значение приставки:
- площадь у вокзала ______________________________________________
- участок при школе _______________________________________________
- огород при усадьбе ______________________________________________
- канава при дороге _______________________________________________
Задание 3: замените словосочетания одним словом с приставкой и определите её значение:
- очень добрый _______________________________________
- очень светлый _______________________________________
- очень мудрый _______________________________________
- очень сильный _______________________________________
Приложение 3.
Рабочий лист №2.
Образуй слова:
- при помощи приставки : темнеть, расти, отличный.
- при помощи суффикса: берёза, дом, лента.
- при помощи приставки и суффикса: шея, рукав, езда.
- возить + бензин
Лес + рубить
Лес + степь
Вода + лазить
Приложение № 4.
- Имя челябинской поэтессы Аси Горской хорошо известно челябинцам.
- Она автор двенадцати книг для детей и взрослых, четырёх музыкальных альбомов.
- Поражает широкий диапазон творчества Аси Горской: поэт – лирик, песенник, детский поэт, прозаик, руководитель школьного литературного клуба и музея южноуральских поэтов и писателей.
- Стихи Ася Горская начала писать рано.
- Занималась в студии «Алые паруса» при Дворце пионеров.
- Ася Горская окончила естественно-географический факультет Челябинского педагогического института.
- Она была не просто учителем географии, а Учителем с большой буквы.
- Ася Борисовна писала пьесы, печаталась в газетах.
- Во всех её произведениях чувствуется мудрое и доброе учительское отношение к детям и взрослым.
Задания:
- Из предложения 3 выписать слова с безударными гласными, подобрать проверочные слова.
- В предложении 1 найти и выписать слово, в котором основа – всё слово.
- Из предложения 3 выписать сложные слова.
- Выполнить морфемный и словообразовательный разбор подчёркнутых слов.
- В предложении 4 указать слово, в котором нет и не может быть окончания.
- Найти и выписать однокоренные слова и формы слова.
- Выполнить синтаксический разбор предложения 8.
Приложение №5.
- на уроке я работал ( активно – пассивно)
- своей работой я ( доволен – не доволен)
- за урок я ( устал – не устал)
- урок ( полезный – не принёс пользы)
- моё настроение после урока ( хорошее – отличное – плохое)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Путешествие в страну "Морфемику"
Урок обобщающего повторения...
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Морфемика"
Презентация к уроку русского языка "Путешествие в страну Морфемика" по теме "Основа и окончание слова"...
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Морфемика. Корень слова»
Данный урок предполагает дать учащимся возможность систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний данной темы, убедить в необходимости понимания изученного материал...
Урок русского языка в 5 классе "Чудеса Морфемики"
Тема: «Повторение по теме «Морфемика».Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.Цели урока: повторить изученные орфограммы по теме ...
Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Морфемика. Орфография. Культура речи").
Данные презентации, разработанные для проведения уроков русского языка в 5 классе, могут быть использованы при изучении раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи." Разнообразные за...