Урок русского языка в 5 классе Тема: «Морфемика. Корень слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Грачева Галина Анатольевна

Данный урок предполагает дать учащимся возможность систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний данной темы, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Морфемика. Корень слова»

Краткое описание

Данный урок предполагает дать возможность учащимся систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний учащихся, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания.

Цели урока

Познавательная – дать понятие о корне слова как о морфеме, повторить понятие лексического значения слова, повторить правила написания проверяемой безударной гласной корня.

Практическая – формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов, правописание безударной проверяемой гласной корня.

Общепредметная – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемый результат и уровень усвоения:

Предметные УУД: 

– знать: о корне слова как о главной значимой морфеме, понятие лексического значения слова, понятие однокоренных слов, правила написания безударной проверяемой гласной корня.

– уметь: выделять корень слова, подбирать однокоренные слова, верно выбирать написание безударной проверяемой гласной корня.

          Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1. Оргмомент.

Приветствие учеников. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)

2. Слово учителя.

 - Ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! А в конце урока вы сами оцените свою работу.

3. Опрос.

- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии. (слайд 2)

Продолжи предложение:

  • Что изучает наука морфемика?
    Морфемика – наука, которая изучает  морфемы.
  • Что называют морфемой?
    Морфема – это значимая часть слова.
  • Какие морфемы вы знаете?
    Я знаю морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

 - Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами! Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. (слайд 3) Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬТ

УСУЛУОУВУАУ

КОРЕНЬ

СЛОВА

         - Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове.

4. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет! (слайд 4)

 - На нашем пути первый секрет. Чтобы раскрыть его, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

Подсказка: «Я как морфема очень важна,

                     Слова не может быть без меня»

http://festival.1september.ru/articles/576326/img1.gif

- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (суффиксы и окончания)

- Какая морфема потерялась? (корень)

- Можно ли без корня понять значение слова? (нет)

Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова. (слайд 5)

         - Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний первый секрет!

2. Раскрываем второй секрет! (слайд 6)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова, каждого дерева? (Однокоренные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (В корне)

- А теперь присмотритесь внимательнее: все ли слова с этого дерева являются однокоренными? (слайд 7)

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ВОДИТЕЛЬ и ВОДА.

Вывод (2 секрет): в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. (слайд 8)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение).

1 парта: соль, солонка, солнце.

2 парта: лес, лестница, лесник.

3 парта: больной, больница, большой.

4 парта: гора, горный, гореть.

5 парта: нос, выносить, носовой.

6 парта: косичка, косить, покос.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний второй секрет!

3.  Раскрываем 3 секрет. (слайд 8)

 - Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Есть у слова формы, а есть родня,
Корень вам поможет найти лишь она.

- Как найти корень в слове? (подобрать однокоренные слова)

- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

- Как они называются? Как назовем остальные слова? (омонимы)

Задание: найдите корень слова (слайд 9)

Смелый

Смелому

 смелость

смельчак

Смелого

осмелеть

смельчаки

Смелых

смельчаки

смельчакам

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. (слайд 10)

ЗАРЕПЛЕНИЕ. (слайд 11)

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант 

2 – вариант

грязный

темный

грязненький

темнота

грязнуля

потемнеть

загрязнить…

затемнение…

(ГРЯЗЬ)

 (ТЕМЕНЬ)

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний третий секрет!

4. Раскрываем 4 секрет! (слайд 12)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Одной или разных частей речи слова
                          Помогут вам корень найти всегда.

Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

 - Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

 

сад

груз

вар

Существительное (кто?)

 

 

 

Существительное (что?)

 

 

 

Прилагательное (какой?)

 

 

 

Глагол (что делать?)

 

 

 

ПРОВЕРКА (по цепочке).

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. (слайд 13)

 - Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний четвертый секрет!

5. Закрепление. (слайд 14)

- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно.

Задание :1)теория - выбрать верное утверждение, 2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.

Секреты КОРНЯ:

1. Теория: Выбери верное утверждение:

Корень – это

А) главная значимая часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

В корне заключено

А) значение одного слова;

Б) значение предметности;

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово;

Б) подобрать однокоренные слова;

В) объяснить значение слова.

Однокоренные слова

А) могут быть только одной частью речи;

Б) могут быть только разных частей речи;

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

2. Практика: Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.

  1. На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)
  2. Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)
  3. Я да/ою сигнал. (____________)
  4. Яков настойчиво разви/евает силу воли. (_________________)
  5. Я да/ою корову. (____________)
  6. У реки пасутся во/алы. (___________)

ПРОВЕРКА (по цепочке)

6. Подведение итогов.         

         - Как называется наука о языке, изучающая морфемы? (Морфемика)

         - Что такое корень слова? (Это значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов)

 - Что нужно сделать для того, чтобы определить корень слова? (Подобрать однокоренные слова)

 - Как проверим написание безударной проверяемой гласной в корне? (Подберем однокоренные слова, в которых эта гласная будет под ударением)

7. Домашнее задание. §74, упр. 382 (слайд 15)  


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Урок русского языка "Повторение по теме "Морфемика""

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Морфемика"...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....