Урок русского языка в 5 классе Тема: «Морфемика. Корень слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данный урок предполагает дать учащимся возможность систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний данной темы, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemika.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Морфемика. Корень слова»
Краткое описание:
Данный урок предполагает дать возможность учащимся систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний учащихся, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания.
Цели урока:
Познавательная – дать понятие о корне слова как о морфеме, повторить понятие лексического значения слова, повторить правила написания проверяемой безударной гласной корня.
Практическая – формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов, правописание безударной проверяемой гласной корня.
Общепредметная – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемый результат и уровень усвоения:
Предметные УУД:
– знать: о корне слова как о главной значимой морфеме, понятие лексического значения слова, понятие однокоренных слов, правила написания безударной проверяемой гласной корня.
– уметь: выделять корень слова, подбирать однокоренные слова, верно выбирать написание безударной проверяемой гласной корня.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие учеников. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)
2. Слово учителя.
- Ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! А в конце урока вы сами оцените свою работу.
3. Опрос.
- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии. (слайд 2)
Продолжи предложение:
- Что изучает наука морфемика?
Морфемика – наука, которая изучает морфемы. - Что называют морфемой?
Морфема – это значимая часть слова. - Какие морфемы вы знаете?
Я знаю морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.
- Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами! Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. (слайд 3) Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.
ТКТОТРТЕТНТЬТ | УСУЛУОУВУАУ |
КОРЕНЬ | СЛОВА |
- Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове.
4. Объяснение нового материала.
1. Раскрываем первый секрет! (слайд 4)
- На нашем пути первый секрет. Чтобы раскрыть его, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.
Подсказка: «Я как морфема очень важна,
Слова не может быть без меня»
- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (суффиксы и окончания)
- Какая морфема потерялась? (корень)
- Можно ли без корня понять значение слова? (нет)
Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.
Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова. (слайд 5)
- Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний первый секрет!
2. Раскрываем второй секрет! (слайд 6)
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.
Подсказка: Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.
- Что общего у всех слов? (Значение)
- Как называются слова, каждого дерева? (Однокоренные)
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (В корне)
- А теперь присмотритесь внимательнее: все ли слова с этого дерева являются однокоренными? (слайд 7)
Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ВОДИТЕЛЬ и ВОДА.
Вывод (2 секрет): в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. (слайд 8)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение).
1 парта: соль, солонка, солнце.
2 парта: лес, лестница, лесник.
3 парта: больной, больница, большой.
4 парта: гора, горный, гореть.
5 парта: нос, выносить, носовой.
6 парта: косичка, косить, покос.
ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний второй секрет!
3. Раскрываем 3 секрет. (слайд 8)
- Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.
Подсказка: Есть у слова формы, а есть родня,
Корень вам поможет найти лишь она.
- Как найти корень в слове? (подобрать однокоренные слова)
- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?
- Как они называются? Как назовем остальные слова? (омонимы)
Задание: найдите корень слова (слайд 9)
Смелый | ||
Смелому | смелость | смельчак |
Смелого | осмелеть | смельчаки |
Смелых | смельчаки | смельчакам |
Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. (слайд 10)
ЗАРЕПЛЕНИЕ. (слайд 11)
Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:
1 –вариант | 2 – вариант |
грязный | темный |
грязненький | темнота |
грязнуля | потемнеть |
загрязнить… | затемнение… |
(ГРЯЗЬ) | (ТЕМЕНЬ) |
ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний третий секрет!
4. Раскрываем 4 секрет! (слайд 12)
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.
Подсказка: Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда.
Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.
- Какой частью речи могут быть однокоренные слова?
| сад | груз | вар |
Существительное (кто?) |
|
|
|
Существительное (что?) |
|
|
|
Прилагательное (какой?) |
|
|
|
Глагол (что делать?) |
|
|
|
ПРОВЕРКА (по цепочке).
Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. (слайд 13)
- Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний четвертый секрет!
5. Закрепление. (слайд 14)
- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.
Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно.
Задание :1)теория - выбрать верное утверждение, 2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.
Секреты КОРНЯ:
1. Теория: Выбери верное утверждение:
Корень – это
А) главная значимая часть слова;
Б) часть речи;
В) часть предложения.
В корне заключено
А) значение одного слова;
Б) значение предметности;
В) общее лексическое значение однокоренных слов.
Чтобы найти корень, нужно
А) изменить слово;
Б) подобрать однокоренные слова;
В) объяснить значение слова.
Однокоренные слова
А) могут быть только одной частью речи;
Б) могут быть только разных частей речи;
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
2. Практика: Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.
- На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)
- Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)
- Я да/ою сигнал. (____________)
- Яков настойчиво разви/евает силу воли. (_________________)
- Я да/ою корову. (____________)
- У реки пасутся во/алы. (___________)
ПРОВЕРКА (по цепочке)
6. Подведение итогов.
- Как называется наука о языке, изучающая морфемы? (Морфемика)
- Что такое корень слова? (Это значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов)
- Что нужно сделать для того, чтобы определить корень слова? (Подобрать однокоренные слова)
- Как проверим написание безударной проверяемой гласной в корне? (Подберем однокоренные слова, в которых эта гласная будет под ударением)
7. Домашнее задание. §74, упр. 382 (слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...
Урок русского языка, 10 класс. Тема: «Морфемика. Словообразование» Часть 1,2
В урок включён эллемент подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка "Повторение по теме "Морфемика""
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Морфемика"...
Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.
Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....