Урок русского языка в 5 классе "Чудеса Морфемики"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: «Повторение по теме «Морфемика».
Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.
Цели урока: повторить изученные орфограммы по теме «Морфемика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка «Чудеса Морфемики»
Дата проведения: 10 .03.2020
Тема: «Повторение по теме «Морфемика».
Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.
Цели урока: повторить изученные орфограммы по теме «Морфемика».
Формируемые УУД:
Личностные: формировать готовность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Предметные: Применять знания и умения по морфемике и словообразованию при произведении анализа слова.
Метапредметные:
Регулятивные: идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
Познавательные: выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
Коммуникативные: критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Реквизиты: учебник, презентация, оценочный лист, карточки для работы
Ход урока
этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие учителя настой на урок | Проверка готовности к уроку |
2. Актуализация опорных знаний . Постановка темы и цели урока.
| Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок, на котором мы увидим: · умеем ли мы работать индивидуально и группами; · умеем ли мы доказывать свои знания и умения.
| Слушают |
«Ребята, давайте вспомним, какую ОБЩУЮ тему вы изучали на протяжении этой четверти? (морфемика). Что изучает морфемика? (морфемы как части слова)? Вчера мы завершили последний раздел по данной теме, теперь вы знаете о морфемах и об орфограммах, которые в них встречаются. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (повторим всё по этому разделу) Какую цель и какие задачи мы ставим перед собой?»
| Отвечают : Прием «Ключевые слова»
Обобщить, формулируют цель | |
3. Работа над темой урока.
| Сейчас мы с вами устроим небольшое соревнование. Я буду задавать вам вопросы по пройденным темам, а вы отвечать, тот, кто ответит правильно, будет получать жетончик. Победитель (то есть тот, у кого к концу опроса будет больше всех жетончиков, получит «приз!» «Приз»-ученик, лучше всех работавший во время опроса, выйдет к доске и разберёт несколько (3-4 слова) по составу. Если при этом он не допустит ошибок, получает 5. Вопросы: 1)Что такое «морфема»? (наименьшая значимая единица языка). 2)Какие морфемы вам известны? 3)Что такое «окончание»? (значимая часть слова, которая образует формы слова). 4)Что такое «корень»? (главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов) 50Что такое «основа слова»? (часть слова без окончания, в котором заключено лексическое значение слова) 6)Что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов) 7)Что называют «приставкой»? (значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов). 8) какие морфемы входят в основу слова? *9)В чём разница между ИЗМЕНЕНИЕМ И ОБРАЗОВАНИЕМ СЛОВ? (при образовании однокоренных слов получаются слова с разным лексическим значением:- новый - новость, комната - комнатный, а при изменении -слова получаются формы одного и того же слова: -звонить, звонит, звонят.) 10) Что называют «чередованием звуков»? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова при образовании и изменении слов, например: подруга – дружный - друзья, писать - пишу, носит - ношу, камень-камешек и т.д.) 11) Какие гласные называют «беглыми»? Приведите примеры. (в одной и той же морфеме гласные о и ё в некоторых случаях отсутствуют, т.е. чередуются с нулём звука –лоб-лба Тот, кто отвечал больше всех и при этом правильно, идёт к доске, разбирает по составу слова проводники, цилиндры, бесплатный, возглас, остальные работают в тетради.
| Во время фронтального опроса учащиеся актуализируют знания по пройденным темам, а затем и по разбору слов. При разборе слов актуализируются знания таких правил как «Буквы И-Ы после Ц», «Буквы З-С на конце приставок». «Теперь, когда победитель получил свой приз, мы можем перейти к следующему заданию.» |
работа в группах | Работа с карточками *В каждой карточке подобраны разные слова, они не повторяются. Таким образом, с помощью взаимопроверки учащиеся выпишут и повторят больше слов. *Данное задание помогает учащимся повторить такие орфограммы как» «Буквы а-о в корне лаг-лож», «Буквы а-о в корне раст-ращ», «Буквы о-ё после шипящих в корне», «Буквы з-с на конце приставок», «Буквы и-ы после ц». «В начале урока мы вспоминали правило «Буквы и-ы после ц», Скажите, слова с какой орфограммой вам встречались в карточках а правило на неёё мы не повторили? (приставки на з-с),» Один ученик (по желанию) рассказывает правило. | С карточками учащиеся работают в группах, вспоминают правило, вставляют пропущенные буквы в словах, обозначают орфограммы (слова с карточек переписывают в тетрадь). После того, как команда заканчивает работу с карточками, они обмениваются ими, происходит взаимопроверка. |
4. Обобщение темы
| Все правила очень важны и их мы точно должны знать. Поэтому я предлагаю вам в группе составить СИНКВЕЙН каждой орфограмме.
| В группах составдляют синквейн и защищают. |
5. Рефлексия | В каких частях слова вы сегодня выделяли орфограммы? Какие орфограммы вызвали у вас затруднение? Как вам кажется, какие орфограммы вы понимаете хорошо и они не вызывают у вас затруднений? Над какими ещё стоит поработать? Какие орфограммы вам СОВСЕМ не понятны (если есть)? Что будем делать, чтобы в них разобраться? 5. Домашнее задание. 1)Повторить все правила, над которыми работали сегодня на уроке, обратить внимание на слова-исключения в каждом из них, а также на орфограммы, вызывающие затруднения. 2) Упр.467. (Подведение итогов- сколько получили 5,4,3. Почему ) Настал момент трех М : назовите 3 самых удачных момента на уроке.
Урок окончен!
| Подведение итогов, оценивание
|
Оценочный лист____________________________________________________
Критерии оценивания | Возможное количество баллов | Мои баллы |
1. Знаю все орфограммы | 5 |
|
2. Умею находить орфограммы в тексте | 3 |
|
3. Умею подбирать правила для орфограмм | 5 |
|
Итого | 13 |
|
Моя отметка |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКИ:
КАРТОЧКА №1.
1.Расскажите орфограмму «Буквы О-Ё после шипящих в корне».
2.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму:
ш..в, ш..лк, ш..ссе, ш..колад, ш..тландец;
ра..толкать, бе..болезненный, в..крикнуть, ..бежать, ра..грузить;
отр..сль, выр..щенный, р..стительность, р..сла, р..сти;
прил..гательное, пол..жить, изл..жение, распол..жение, ул..жить.
КАРТОЧКА №2.
1.Расскажите орфограмму «Буквы А-О в корнях –лаг- --лож-«
2.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму:
ш..рстка, ж..кей,щ..ка,ч..лка, расч..ска;
Ра..резать, бе..платный. и..гибаться, ..дать, ра..пилить;
р..стёт, р..сток, выр..щу, Р..стислав, р..стение;
пол..жить, предпол..жение, изл..гать, предл..гать, сл..гаемое.
КАРТОЧКА № 3.
1.Расскажите орфограмму «Буквы А-О в корнях –раст-, -рос-, -ращ- .»
2.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму:
ж..нглёр, пч..лы, ш..фёр,реш..тка, капюш..н;
во..гордиться, и..портить, Ра..жимать, ..бегать, Ра..думать;
выр..сла, Р..стов, выр..стили, зар..сли, водор..сли;
предл..гаю, изл..жите, сл..жение, отл..жение, распол..гаться.
Упражнение 466 (это задание повышенной трудности). Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.
Б..скрайний
Ра..светать
И..бежать
Бе..заботный
По..сказать
(с,з) беречь
О..ходить
О..биваться
(с,з)делать
(с,з)дание
Изл..гать
Разл..жить
Отр..стать
Уд..вить
Выр..сли
Ув..жать
Отд..вать
Разв..зать
Предл..жить
Б..лкон
Д.з.Упр.467. Что описывается в тексте? Определите его стиль. Озаглавьте. Спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.
На полян.. около лесной опушк.. р..сли сини.. цветы. Они жались друг к другу. Зар..сли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.
Я н..рвал большой букет этих цв..тов. Когда я в..тряхивал его, в цветах п..громыхивали с..зревшие с..мена.
Цветы были незн..комые, п..хожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашеч(?)ка всегда склоняется к земле, а у этих неизвес(?)ных цветов сухие чашеч(?)Ки стояли, вытянувшись вверх.
(К. Паустовский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики.
Материал включает в себя презентацию к учебному проекту по теме "Морфемика"...
Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"
Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика". Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова. Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с...
Урок русского языка 9 класс Морфемика. Словообразование
Урок в 9 классе...
Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемика. Окончания"
Урок-сказка о том, как однажды морфемы поссорились......
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка по разделу «Морфемика. К тайнам словообразования»»
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик"...