Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Морфемика. Орфография. Культура речи").
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данные презентации, разработанные для проведения уроков русского языка в 5 классе, могут быть использованы при изучении раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи." Разнообразные задания помогут учащимся прочно усвоить программный материал по темам изучаемого раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varianty_morfem._morfemnyy_razbor_slova._5_klass.pptx | 2.03 МБ |
koren_slova._5_klass.pptx | 2.01 МБ |
morfemika._morfema._5_klass.pptx | 1.95 МБ |
o-yo_posle_shipyashchih._5_klass.pptx | 768.87 КБ |
okonchanie._5_klass.pptx | 849.89 КБ |
osnova_slova._5_klass.pptx | 203.3 КБ |
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah._5_klass.pptx | 506.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребятишки любят м... стерить разные в...щи. Они (пр...)н... сли (из)леса с... сновые и еловые ш.. шечки , вет...ч... ки и л… сточ … ки . И вот (...т)крыта м... стерская . Она будет выпускать л... сные игрушки. Дети делают в... сёлых зв ... рюшек. Кому под... рить это ч..до ? (..т)н...сём их м... лышам ! Орфографическая пятиминутка. Самостоятельная работа. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Разобрать по составу выделенные слова.
Варианты морфем – части слова с чередованием звуков. Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Чередование гласных и согласных может происходить в любых морфемах — корнях, приставках, суффиксах, окончаниях. Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем (чередование звуков, беглые гласные).
1. Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»? приставка суффикс корень окончание 2. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне ? 1) влезет – лазить 2) друг – подружка 3) спор – споры 4) слон – прислониться
Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать. Задание: р аспределите слова в 2 столбика Чередование звуков Беглая гласная
План морфемного разбора слова. 1. Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание . 2. Выделить основу . 3. Выделить корень , подобрать однокоренные слова. 4. Выделить приставку . 5. Выделить (обозначить) суффикс .
П римеры морфемного анализа слов. В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть . Приставки нет. Суффикс - оват -. перевозчик Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка . Приставка пере-. Суффикс -чик- .
Разбери слова по составу: Травушка, лесник, молоденький, рассвет, гнёздышко, самовар, бережок, рысёнок, прибрежная, жарища, дроздовый, зеркальный, замазка, пчелиный, пробежка, подарить, предсказали, беловатый
Упражнение № 468.
Домашнее задание Стр. 44 (устно ответить на контрольные вопросы № 1-7 ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Орфографическая минутка». Хоккей, морфема , те рр итория, извинит…, те н н ис, будьте добры; сделать, коллекция, пр о стите, здра в ствуйте, благодарю.
Страница 13 (параграф № 72). Прочитайте правило. Ответьте на вопросы: 1. Что такое корень слова? 2. Какие слова называются однокоренными?
Сосна. В сосновом бору выросла высокая, стройная, красивая сосна . У нее длинный, прямой, почти совсем голый ствол. Только вверху растут большие пушистые ветки. На густых пушистых ветках висят круглые коричневые не очень крупные шишки. Иголки у сосны длинные , колючие, и растут они парами. Свежий запах сосновой хвои целебен, а ее соком и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.
Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными словами. Задание: выпишите только однокоренные слова, обозначьте корень. Домашний, дом, домино, домовой. Водить, водица, водяной, вода.
Спишите. Устно подберите проверочные слова. В каждом слове обозначьте корень. В. .. рёный , гл...деть, гла .. ки , тетра...ка, пря... ки , в...л....сок, д... лёкий , шу...ка, сне... ки , д е... ский , ч...совой, гру ...ка, яго ... ки , уг ...стили, п.. рное , цв ... тник , сн ...гирь.
Запишите однокоренные слова. Выделите корень. П...левой – ________________ К р ...кун – ________________ С не... – ________________ З ол...то – _________________ Чистый – _________________ К... рму ...ка – ________________
«Найдите лишнее слово»
К какому словарю нужно обращаться, чтобы выяснить состав слова? 3
Один пятиклассник придумал 14 проверочных слов к слову варенье . А сколько проверочных слов сможете придумать вы? Запишите как можно больше таких слов.
Домашнее задание Страница №13 (выучить правило), упражнение № 427 (устно).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М о рф е м и ка . М о рфема – наим е ньшая зн а чимая часть слова.
Что изучает морфемика ? М о рф е м и ка – раздел науки о языке, который изучает м о рфемы (части слова, их значение), состав слова. М о рфе – «форма».
Что такое м о рф е ма? Морфема – наименьшая зн а чимая часть слова.
Какие морфемы знаете? окончание корень приставка суффикс
Какая главная часть в слове? Это корень. Главный «кирпичик « в слове. Это общая часть всех однокоренных слов. При образовании родственных (однокоренных) слов получаются слова с разным лексическим значением. Например: мор е, мор ской, мор як. Может ли без корня быть слово?
Почему морфема – значимая часть слова? Каждая морфема имеет значение. При образовании новых слов получаются слова с различным лексическим значением. В корне, приставке и суффиксе содержится лексическое значение. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым.
Для чего служат части слов? приставка суффикс образование новых слов окончание образование новых слов образование ФОРМ слов
Составьте и запишите словосочетания, выбирая при этом нужное написание главного слова. От чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов? Зап(е,и)вать (песню, лекарство); разр(е,я)дить (ружье, посадки); пол(е,и)жи (на солнце, конфетку); м(я,е)чи (футбольные, стальные), об(е,и)жать (стадион, малыша); прим(е,и)рять (товарищей, обновку); пол(а,о)скать (собачку, белье), сп(е,и)шите (на поезд, упражнение).
Найдите третье лишнее слово. 1. Лес, лестница, лесничий. 2. Честный, чеснок, чесночный. 3. Целина, цель, прицел. 4. Пот, потолок, потливый. 5. Море, морщины, морской. 6. Боль, большой, больница. 7. Дивный, диван, удивительный. 8. Левый, лев, налево.
Задание №1: запишите однокоренные слова и формы слова, выделите в них окончания. Дождинка, дождик, без дождя, дождичек, дождевой, дождит, дождь, под дождём. Дождинк а , дождик, без дожд я , дождичек, дождев ой , дожд ит , дождь, под дожд ё м .
Запомните! Порядок (алгоритм) морфемного разбора слова (разбора слова по составу): Окончание. Основа слова. Корень. Приставка (и), суффикс (ы).
Задание №2: изменяя форму слов, составьте и запишите пословицы, обозначьте окончания. Зима, без, снег, а, лето, без, хлеб. Зим а без снег а , а лет о без хлеб а . Зима, работать, на, лето, а, лето, на, зима. Зим а работа ет на лет о , а лет о на зим у . Зима работает на лето, а лето на зиму.
Задание № 3: разберите слова по составу Уд.. вительный цвет, л… сные жители, снежное поле, пошли бр … дить , зелёными серёжками, развесил сушить, забелела на востоке, всюду заискрилось.
Домашнее задание Страница 10 (2-я часть учебника), упражнение № 420.
Спасибо всем за урок. Хорошего дня!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
жёлтый жонглёр шёлк шокировать чётко чопорный щёлкнуть трущоба ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО. РУБРИКА «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова Ё О ж ё лтый – ж е лтеть ж о нглёр - …(-) ш ё лк – ш е лка ш о кировать - …(-) ч ё лка – ч е ло ч о порный - …(-) щ ё лкнуть – щ е лчок трущ о ба - …(-)
Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
Вставьте букву О или Ё. Ч… рный ш… колад , ж… лтые обои, чугунная реш … тка , мягкая ш… рстка , небольшой ч… лн , ч… саный лён, ш… лковый платок, ч… рный кофе, ч… рствый хлеб, говорить ш…потом, прож … рливый птенец, тонкая ж… рдочка , ш… кировать поведением, платяная щ… тка , звонкая пощ …чина, большой щ…голь, ож … говое отделение, сж …г все документы, заглянуть в щ… лку , крыж…венное варенье, розовые щ… чки , ситцевые ш…рты, бесш … вное белье, ж… ваный хлеб, маж … рный лад, прож …г пиджак, гладкош … рстная собака, слабые ш… рохи , ож …г лицо, обвинить в подж … ге , стриженая ч… лка , щ… лкнуть пальцами, оконная реш … тка , мельничный ж… рнов , ч… порный человек.
К данным проверочным словам подберите проверяемые слова: реш ё та щ ё тка расч ё ска ш ё л ж ё лоб реш е то щ е тина расч е сать ш е дший ж е лобок
Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день. Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег. Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков. Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого. (По А. Тамбиеву) (127 слов) Графические задания: 1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Объясните выбор написания. 2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца.
Словарная работа «Назовите ласково» К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму. Образец: Щ е ка – щ ё чка Щель, пчела, шерсть, черта, жердь
1.Ч.. лка , прич .. ска 2.Ш..рты 3.Щ.. тка 4.Расч.. ска 5.Ж..луди 6.Пч.. лы 7. Капюш .. н 8.Реш.. тка
Физ ультми утк
Выборочный диктант Распределите слова в два столбика: а) с буквой ё после шипящих в корне слова; б) с буквой о после шипящих в корне слова. Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
Объяснительный диктант Графически объясните выбор гласной о - ё после шипящих в корне. Заж …г свет, громкий ш…пот, осторожный ш… рох , спелый крыж…вник, ж… лтый тюльпан, цирковой ж… нглёр , горький ш… колад , ч… ткий почерк, пш … нная каша.
В каких словах допущена ошибка? а) жолтый ; д ) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з ) шопот
Подведение итогов урока Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О .)
Подведение итогов урока Продолжите фразу 1.На уроке я работал активно/ пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным 6.Домашнее задание мне кажется интересно/ не интересно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Повторим» Что изучает морфемика ? Что такое м о рф е ма? Какие морфемы Вы знаете? Какая морфема главная в слове, общая для всех родственных слов? Какое значение содержится в корне, приставке и суффиксе?
Откройте стр. 7 учебника (параграф 70). Прочитайте последний абзац. Какое значение слова выражает окончание? Прочитайте правило на стр. 8. Почему окончание – это изменяемая зн а чимая часть слова? Для чего служит окончание?
Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа.
Окончание образует формы слова. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова не имеют окончания. Изменяемые слова имеют окончания. Нулевое окончание не выражено звуками и буквами. При изменении слова образуются его формы. Окончание выражает грамматическое значение слова.
Страница 9. Упражнение № 414. Рассмотрите таблицу. Обратите внимание на то, как изменяются по падежам имена существительные мужского и женского рода. Что означают в 1,2 колонках (столбцах) таблицы пустые «квадратики»? Какие окончания имеет глагол в форме ед. ч. прошедшего времени (3 столбик таблицы). Что означает пустой «квадратик» в форме мужского рода в единственном числе прошедшего времени ?
Спишите, выделяя в глаголах корни, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания в словах. Ухв_титься за верёвку, не об_жай малыша, об_жать стадион, прим_рять одежду, нак_рмить брата, пол_скать сестрёнку, сп_шите с доски, пос_деть на крыльце, пр_сить о помощи, по_вляться в небе, скр_пучий пол, тр_петать от страха.
1. Кошка – одно из любимых д.. машних ж.. вотных . 2. Кошку встретите почти в каждом доме. 3. Г..лова у кошк .. круглая, на ней торч..т небольшие ч.. ткие уш .. . 4. С пуш ..стой кошкой любят играть дети. 5. Глаза кошк .. , как будто расколоты посредине. Эта узкая щель расширяет(?) ся в т.. мноте , что помогает кошк .. лучше видеть. 6. О домашней кошк .. написано много книг.
Спишите слова. Выделите в них окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его. а) Село, далеко, влекло, пело. б) Закружил, рассвет, сверху, прыгала. в) Вчера, плясала, поляна, красива. г) Маленький, собачка, прибежала, столб.
а) Сел о , далеко , влекл о , пел о . б) Закружил , рассвет , сверху , прыгал а . в) Вчера , плясал а , полян а , красив а . г) Маленьк ий , собачк а , прибежал а , столб . «Проверим»
Выпишите из текста по 2–3 слова: а) без окончания; б) с нулевым окончанием. Укажите части речи выписанных слов. На сцене был сад. На маленьких деревьях с золотыми и серебряными листьями звонко пели заводные скворцы. Под деревьями важно прохаживался павлин и клевал яблоки. На лужайке весело прыгали два козленка. (По А. Толстому)
С лова без окончания: звонк о , важн о , весел о . Слова с нулевым окончанием: сад, павлин, клевал.
Выпишите из текста по 2–3 слова: а) без окончания; б) с нулевым окончанием. Укажите части речи выписанных слов. На столе перед зеркалом Алеша увидел две китайские куклы. Вчера он их не заметил. Они кивали ему головами. Но Алеша помнил приказание Чернушки и быстро прошел мимо них. (По А. Погорельскому)
Морфемный разбор слова (разбор слова по составу). 1. Окончание и основа. Окончание - изменяемая часть слова; Основа - часть слова без окончания; 2 . Корень (подобрать однокоренные слова). 3. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, 4. Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Разберите слова по составу пересмотреть вслушаться вскипеть расценка изобразить оперение операция простенок простенький закончился законный надрезает надергать
Домашнее задание по русскому языку Страница 10 (2-я часть учебника), упражнение № 416 (письменно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Повторим» Почему окончание – это изменяемая зн а чимая часть слова? Какое значение слова выражает окончание? Для чего служит окончание?
Окончание - изменяемая морфема, которая образует формы слова. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова не имеют окончания. Изменяемые слова имеют окончания. Нулевое окончание не выражено звуками и буквами. При изменении слова образуются его формы. Окончание выражает грамматическое значение слова.
Спишите предложение. Подчеркните грамматическую основу . Обозначьте окончания в словах. Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю. Запишите однокоренные слова к слову «ель».
Страница 11 учебника. Прочитайте правило. Ответьте на вопросы. Что такое основа слова в изменяемых словах? Какое значение слова заключено в основе слова?
Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова. Основа слова может быть равна корню: жёлт ый. Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы: жёлт- изн -а, по-желт-е -ет .
Спиши текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выдели окончание и основу. … - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !
Выпишите сначала слова с нулевым окончанием. Обозначьте в словах основы. Осень, время, поздний, наступление, оттепель, сгонит, внезапно, первый, снег, слегка, дуть, ветры, перестает, дни.
Выпишите слова без окончания. Обозначьте основы. Неподвижно, стоит, деревья, вдруг, проглянет, солнце, издали, засверкает, крохотный, капли, тишина, даль, лес, очень, простор.
Морфемный разбор слова (разбор слова по составу). 1. Окончание и основа. Окончание - изменяемая часть слова. Основа - часть слова без окончания. 2 . Корень (подобрать однокоренные слова). 3. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов . 4. Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Разберите слова по составу Травушка, лесник, молоденький, рассвет, гнёздышко, самовар, бережок, рысёнок, прибрежная, жарища, дроздовый, зеркальный, замазка, пчелиный, пробежка, подарить, предсказали, беловатый.
Самостоятельная работа. Спишите слова, обозначьте окончания и основы. Ловушка, ночник, горный, котёнок, еловый, робкий, предлагать, сосновый, подсказка, прикоснешься, красноватый, поделиться.
Запиши слова, состоящие из: корня, нулевое окончание: стол, ... корня и окончания: земля, ... корня и суффикса, нулевого окончания: зонтик,... приставки и корня: обход,... корня, суффикса и окончания : ножка, ... приставки, корня, суффикса и окончания: перебежчики, …
Домашнее задание Страница №11 (выучить правило), упражнение № 422 (письменно).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте во всех предложениях грамматическую основу. Разберите выделенные синим цветом слова по составу. Ст...ял жаркий д... н ёк . Вдру ... (по)т... нул в...терок. (На)б...жала синяя туч...ка . Она (не)закрыла солн ... шко . (По)шёл дожд …к . Со... нце (...)св... щало окрестность. Д... жд ...вые капли т... жело ударяли (по) тра ... ке и цв ... точ ... кам . Они (по)в... сали (на)л... сточ ... ках и тр... винках . В каждой д... ждинке играл солнеч ... ный луч.
Образуйте, используя суффиксы -ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК, новые слова. Роза, О ля, берёза, Маша, костюм, зелёный, стакан. Выделите суффиксы. Повторение.
“ ПРИСТАВУЧАЯ” МОРФЕМА” Р ечь на уроке пойдет о приставках. Эта волшебная морфема не просто “пристаёт” к словам — она придаёт словам удивительно разные смыслы. Сколько приставок в русском языке ? В русском языке более 50 активно работающих приставок.
Всегда одинаково (вне зависимости от произношения) пишутся приставки: Об – : … бветрить - … бделить ; От – : отрубить – отпилить ; Над – : надрезать – надписать ; Под – : подговорить – подтереть ; Пред – : предвидеть – предчувствовать ; В – : ввоз – вкрутую ; С – : сбросить – считывать; Пере – : переоценить, переделать, перешить ; До – : доделать – дотащить. На конце приставок может быть беглый гласный О : облить – об О Знаться, отбрить – от О Рваться, надпись – над О Рваться, вшить – в О Брать, сдать – с О Драть.
О БРАЗУЙТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК ОТ ДАННЫХ СЛОВ НОВЫЕ. ЗАПИШИТЕ ИХ, ГРАФИЧЕСКИ ВЫДЕЛИТЕ ПРИСТАВКУ В ОБРАЗОВАННЫХ СЛОВАХ . В- : бежать, носить, ставить, тащить, ходить. ВЫ- : лететь, прыгнуть, грузить, бросить, читать. НА- : рисовать, клеить, нести, весить, собирать. У- : нести, красить, плыть, держать, видеть.
Спишите словосочетания, вставьте буквы . П…ехал поз...но, по…мести половик, п…ломать кормушку, н… градить медалью, н…резать настурции, п…д…звать портного, н…грузить нарочно, … бить самолёт. В ыделите приставки. Составьте с двумя словосочетаниями предложения.
1. Образуйте от данных глаголов слова с различными приставками (устно). Докажите, что приставка – значимая часть слова (у слова появилось новое лексическое значение). Рвать, делать, ходить, дать, бежать, двинуть, мыть. 2. Заменив приставки, образуйте от данных глаголов антонимы (устно). Раздвинуть, выезжать, разжать, разбежаться, соединиться.
В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную? 1) пре_шествовать состязанию; 2) по_толкнуть локтем; 3) о_бежать от дома; 4) на_писать адрес.
Выпишите слова с приставками. Обозначьте приставки в словах. Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, просмотреть, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, перекормить, мудрость, мокрый, вымокнуть. Самостоятельная работа.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Из-за оз... ра (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на) деляются грозными силуэтами на фоне (про. за) катного со... нца . (По, испуганный их внезапным (за, появлением ( за.по ) мирает весь пернатый мир. (Пре , со) кратили драку селезни. (С, при)молкла лебединая (за, пере)клич...ка. Орлы (до, над) зором (вы, об)л...тают ... зёра . Обозначь те приставки.
Образуйте и запишите слова. ¬ ход ^ □ ¬ снеж ^ □
Разберите слова по составу, используя алгоритм морфемного разбора. Звездочка, дворники, игрушка, моряки, походка, перестрелка, дубовая, синенький.
Найдите слова, имеющие одинаковое лексическое значение. Какова их роль в тексте? Все открыто пристальному взору: Дно речное, паутины нить. Очень любит осень в эту пору Отобрать, отсеять, отцедить. (В. Соколов.) (Повтор приставки усиливает ее значение, указывая на решительность действия. Обратите внимание, что в слове открыто приставка имеет другое значение.) 2. О чем «говорят» приставки в выделенных словах? Отговорила роща золотая. Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет. (С. Есенин.) Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал. (Н.А. Некрасов.) Творческое задание.
Домашнее задание. Страница 30 (выучить правило). Упражнение № 470.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."
Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...