Урок русского языка "Путешествие в страну "Морфемику"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Урок обобщающего повторения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus._morfemika.doc | 58 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Азнакаево РТ
Открытый урок
Подготовила:
Ибатуллина А.Р.,учитель
русского языка и литературы
2011 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Азнакаево РТ
Открытый урок
Путешествие по стране «Морфемика»
Цель: Повторить, систематизировать и обобщить изученное в разделе.
Образовательные задачи: 1.Закрепить знания обучающихся по теме «Морфемика.
Орфография.»
2.Выявить пробелы обучающихся в их подготовке по данному
разделу курса русского языка.
Развивающие задачи: Развивать умение свободно ориентироваться в структуре слова
(видеть морфемы, из которых состоит слово , грамотно писать
их).
Воспитательная задача: 1. Прививать интерес к изучению русского языка, любовь к
русскому слову.
2. Воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к труду.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронные носители, тесты.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Вид урока: урок- практикум
Методы обучения: проблемное и развивающее обучение.
План урока
Этапы урока | Задачи | Результат |
Организационно- мотивационный | Мотивировать учащихся к работе, организовать целеполагание | Выработка навыков целеполагания |
Актуализация знаний учащихся | Обеспечить общее понимание , регламентировать деятельность учащихся | Установление хода работы |
Операционно- исполнительский- работа учащихся над упражнениями и по информационному материалу | Организовать целенаправленную работу учащихся по формированию умения работать с изученным материалом в устной и письменной речи. | Освоение знаний, выработка умения свободно ориентироваться в структуре слова |
Оценочно- рефлексивный этап:
| Оценить работу учащихся. Организовать взаимопроверку. Обеспечить рефлексию. | Закрепление изученного материала. Приобретение рефлексивных навыков. |
Домашнее задание | Подготовиться к контрольному диктанту |
« Тот, кто хорошо хочет владеть родным
языком. Должен больше внимания
уделять незаметным труженикам языка-
морфемам. Это они делают язык
языком.»
Л.В.Щерба.
Ход урока
I. Мобилизация внимания учащихся.
Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока.
- Здравствуйте, дорогие ученики, уважаемые гости! Прежде чем мы начнем урок, ответьте, пожалуйста, на вопрос: С каким настроением вы пришли, покажите? (показывают мимикой, жестом)
II. Актуализация знаний учащихся.
- Проведем небольшую разминку для ума.
Слайд. Кроссворд « Значимые части слова »
Вопросы: 1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое
значение всех однокоренных слов.
2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для
образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для
образования новых слов.
4. Значимая часть слова, которая служит для образования новых форм слов.
5. Часть изменяемого слова без окончания или неизменяемое слово все
целиком.
III. Сообщение целей урока.
Слово учителя:
-Ответьте, пожалуйста, в каком разделе русского языка изучают значимые части слова (морфемы)?
Слайд. Морфемика-особый раздел науки о языке,где изучают части слова (морфемы)
- Словообразование и морфемика являются одним из самых важных и трудных разделов курса русского языка. Мы с вами закончили изучение темы «Морфемика». Сегодня мы займемся обощением, повторением и систематизацией материала, с тем чтобы успешно справиться с написанием диктанта. Итак, отправимся в путешествие по стране «Морфемика».
Слайд. Страна « МОРФЕМИКА»
Учащиеся записывают число, тему урока.
IV. Работа над упражнениями.
Слово учителя.
- Страна Морфемика состоит из островов. Мы посетим эти острова. Итак, в путь!
В этой стране живут части слова.
Какой же первый островок
С чего начнем, друзья, урок?
Нас приглашает окончание
И у него для нас задание.
А что такое окончание?
В каждом ли слове есть окончание?
(На доске записаны слова ДЕРЕВО, ПО, ПЛОДЫ, ЦЕНЯТ, А, ДЕЛА, ПО, ЧЕЛОВЕКА
- Слова даны в неправильном порядке. Нам нужно изменить слова, а помогут в этом окончания. (ученики составляют предложение)
- Запишите пословицу, как вы ее понимаете?
Дерево ценят по плодам, а человека- по делам.
- Следующий остров- приставка. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку? ( нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой)
Работа с книгой. Комментированное письмо по упражнению 429, стр 176.
- Отчего зависит выбор букв з-с на конце приставок ? (правило №11)
Слайд. «Ромашка» Образовать и записать однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. (Например, поработать, доработать, отработать и т.д.) Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают свои примеры.
- Дошли до острова- суффикс. Что такое суффикс? Какова роль суффиксов в слове?
Слайд. « Чудо-дерево». Вырастите это дерево и запишите все слова, которые у вас получатся. (Например, шумок-шумный-зашуметь).
- Итак, нас ждет главная часть слова.Что такое корень?
Слайд. Найдите корень.
Маша сказала, что слова СНЕГОВИК и СНЕГОВОЙ образованы от слова СНЕГ, поэтому общим для них является корень –СНЕГ-
А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова СНЕГ образовано не только СНЕГОВОЙ и СНЕГОВИК. Но и СНЕЖОК. Значит, корень во всех словах -СНЕ -
Кто из детей прав и почему? Какие звуки чередуются в словах?
Слайд « Третий лишний» Найдите лишнее слово.
ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, ЖЕЛТЫЙ.
НОСИЛЬЩИК, НОС, НОСАТЫЙ.
ЧАСОВЩИК, ЧАСТЬ, ЧАС.
ПЕЧУРКА, ПЕЧАТЬ, ПЕЧКА.
- Произведем морфемный разбор слова ЧАСОВЩИК. ( задание выполняется на доске )
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Слово учителя.
- Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? Умение видеть строение слова и понимание значения его частей помогает правильно писать слова. Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию.
Слайд. Распределительный диктант
- Слова даны с пропущенными орфограммами. Ваша задача- написать слово с пропущенной орфограммой в нужную колонку.
Безударная гласная в корне | Непроверяемая гласная в корне | Чередующиеся гласные в корне | |
Прибл…жалась ночь, но были еще в пути. Солнце ушло за г…ризонт, и лес наполняется т…мнотой. Она л…жилась у наших ног на р…стения. Густые зар…сли кустов мешали ставить п…латку и распол…гаться на отдых.
Слайд. Ключ к заданию. Взаимопроверка.
Безударная гласная в корне | Непроверяемая гласная в корне | Чередующиеся гласные в корне |
Приближалась (близко), темнотой (темный ) | горизонт, палатку | ложилась , растения, заросли, располагаться |
V.Самостоятельная работа по тестам
VI.Диагностика эмоционального состояния на конец урока.
- Как настроение?
VII. Домашнее задание. Упражнение 450, стр.184.
* Придумать задания для игры « Составь слово»
VIII. Подведение итогов, выставление оценок.
- Что понравилось? Что запомнилось? А что показалось трудным?
-Спасибо за работу .
Использованная литература: Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Издательство «Просвещение», 2006.
Волина В.В. Русский язык.- Екатеринбург:Изд-во «АРГО», 1996.
Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 5 класс. Москва «ВАКО»
http:// festival.1september.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...