Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока по русскому языку в 10 «а» классе
по теме «Основные понятия морфемики и словообразования»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок - практикум
Ведущая технология: технология модульного обучения
Цель урока:
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.
- Развивающая: развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности (развивать умение выделять морфемы в слове, обозначать орфограммы в морфемах, применять знания на практике)
- Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест)
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
II Повторение изученного
- Орфоэпическая разминка (на слайде)
- Спишите слова, распределяя по группам в зависимости от морфемы, на которую падает ударение.
Брала, кремень, доверху, создала, кровоточащий, каталог, эксперт, затемно, добралась, банты, заняли балованный, согнутый, кормящий, начав, занята.
- БралА, создалА, добралАсь. занятА.
- КремЕнь, каталОг, экспЕрт, бАнты.
- КровоточАщий, балОванный, кормЯщий, начАв.
- ДОверху, зАтемно, зАняли, сОгнутый.
-Зачитайте группы слов, которые вы записали.
III Работа по теме урока
1. Теоретический блиц – опрос (на слайде)
- Какая наука изучает части слова?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы существуют в русском языке?
- Дайте определение морфемам: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
- Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?
- Назовите способы словообразования.
2. Орфографическая работа (на слайде)
- Прочитайте внимательно текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в морфемах.
Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке присел на ж..сткий диван и стал пить деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
- Объясните, в каких морфемах встретились орфограммы? (по цепочке)
3. Словообразовательный анализ – работа у доски
-Назовите слова, образованные приставочным, суффиксальным, приставочно - суффиксальным способом, сложением основ. Выпишите эти слова в тетрадь. Приведите примеры слов, образованных бессуффиксным способом.
присесть - приставочный
ш..лковый, одежонка – суффиксальный
изредка – приставочно - суффиксальный
самовар – сложение основ.
приговор, расчёт - бессуффиксный
4.Тестирование
Вариант I
1. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:
1) протеч…т 2) защищ…нный 3) пощ…чина4) камыш…м
2. В каком слове пишется буква О после шипящих:
1) груш…вый 2) печ…т 3) заверш…нный 4) шапч…нка
3. В каком слове пишется буква Ё:
1) плащ…м 2) каблуч…к 3) волч…нок 4) приглуш…нный
4. Назовите слово-исключение с буквой Ё:
1) печ…нка 2) раскорч…вка 3) старич…к 4) ещ…
5. Назовите слово-исключение с буквой О:
1) ситц…вый 2) певуч… 3) стаж…р 4) ж…нглёр
6. Назовите слово, для правильного написания которого нужно указывать часть речи:
1) горш…к 2) ож…г 3) щ…чка 4) холщ…вый
7. В каком ряду пишется буква Ё:
1) плащ…м, руч…нка, ж…лтый
2) ч…порный, каблуч…к, крыж…вник
3) волч…нок, с туч…й, ж…нглёр
4) ш…рстка, ноч…вка, заглуш…нный
8. Назовите ряд, в котором даны слова-исключения с буквой О:
1) ж…рнов, за багаж…м, вооруж…нный
2) раскорч…вка, ухаж…р, ранч…
3) ш…у, ш…кировать, ш…мпол
4) беч…вка, стаж…р, извлеч…т
9. Назовите ряд, в котором представлены глагольные части речи:
1) протеч…т, ж…лудь, щ…голь
2) запрещ…нный, возмущ…нный, печ…т
3) парч…вый, печ…нка, обж…ра
4) трущ…ба, боч…нок, скач…к
10. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих:
1) медвеж…нок, еж…вый, мяч…м
2) клоч…к, деш…вый, тяж…лый
3) береж…т, заверш…нный, привлеч…нный
4) рубаш…нка, щ…лкать, ш…лк
Вариант II
1. Назовите слово, для правильного написания которого нужно указывать часть речи:
1) ож…г 2) запрещ…нный 3) ч…рточка 4) парч…вый
2. В каком слове пишется буква О после шипящих:
1) деш…вый 2)береж…т 3) заверш…нный 4) рубаш…нка
3. В каком слове пишется буква Ё:
1) дворц…м 2) луч…м3) галч…нок 4) увлеч…нный
4. Назовите слово-исключение с буквой О:
1) печ…нка 2) раскорч…вка 3) ухаж…р 4) ш…у
5. Назовите слово-исключение с буквой О:
1) свеч…й 2) ещ… 3) стаж…р 4) капюш…н
6. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:
1) привлеч…т 2) запрещ…нный 3) ч…рточка 4) парч…вый
7. В каком ряду пишется буква Ё:
1) плеч…м, клоч…к, ч…рный
2) ч…порный, струч…к, ш…мпол
3) лягуш…нок, страниц…й, ж…кей
4) ч…лн, беч…вка, береж…т
8. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих:
1) волч…нок, парч…вый, перц…м
2) петуш…к, свинц…вый, ш…рох
3) изж…га, приглуш…нный, привлеч…нный
4) одеж…нка, ш…лковый, пч…лка
9. Назовите ряд, в котором даны слова-исключения с буквой О:
1) ж…лудь, кирпич…м, вооруж…нный
2) раскорч…вка, дириж…р, ранч…
3) ноч…вка, стаж…р, привлеч…т
4) ш…в, ш…ссе, ш…колад
10. Назовите ряд, в котором представлены глагольные части речи:
1) сбереж…т, печ…т, запрещ…нный
2) возмущ…нный, ч…рствый, щ…голь
3) кумач…вый, туш…нка, трущ…ба
4) чащ…ба, боч…нок, скач…к
IV Итог урока
- Какие понятия морфемики и словообразования вы вспомнили на уроке? Для чего необходимо знание морфем?
V Д/з: упражнение № 82 п. 17, упр. №112
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85
имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»
План открытого урока
по русскому языку в 10 «а» классе
тема: «Основные понятия морфемики и словообразования»
подготовила и провела:
Москаленко Светлана Васильевна,
учитель русского языка
и литературы, I квалификационная
категория
г. Тайшет 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
Урок рассчитан на 2 часа....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"
Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика". Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова. Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с...
Урок русского языка 9 класс Морфемика. Словообразование
Урок в 9 классе...
Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемика. Окончания"
Урок-сказка о том, как однажды морфемы поссорились......
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка по разделу «Морфемика. К тайнам словообразования»»
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик"...