Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Москаленко Светлана Васильевна

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по русскому языку в 10 «а» классе  

по теме «Основные понятия морфемики и словообразования»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - практикум

Ведущая технология: технология модульного обучения

Цель урока:  

  1. Обучающая: обобщить и систематизировать  знания  о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.
  2. Развивающая: развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности (развивать умение выделять морфемы в слове, обозначать орфограммы  в морфемах, применять знания на практике)
  3. Воспитательная:  воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест)

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

II Повторение изученного

  1. Орфоэпическая разминка (на слайде)

- Спишите слова, распределяя по группам в зависимости от морфемы, на которую падает ударение.

Брала, кремень, доверху, создала, кровоточащий, каталог, эксперт, затемно, добралась, банты, заняли балованный, согнутый, кормящий, начав, занята.

  • БралА, создалА, добралАсь. занятА.
  • КремЕнь, каталОг, экспЕрт, бАнты.
  • КровоточАщий, балОванный, кормЯщий, начАв.
  • ДОверху, зАтемно, зАняли, сОгнутый.

-Зачитайте группы слов,  которые вы записали.

    III Работа по теме урока
1.  Теоретический блиц – опрос (на слайде)

- Какая наука изучает части слова?

- Что такое морфема?

- Какие морфемы существуют в русском языке?

- Дайте определение морфемам: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

- Какие морфемы  участвуют в образовании новых слов?

- Назовите способы словообразования.

2.  Орфографическая работа (на слайде)

 - Прочитайте внимательно текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в морфемах.

       Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке присел  на ж..сткий  диван  и стал пить  деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.

 - Объясните, в каких морфемах встретились орфограммы? (по цепочке)

3. Словообразовательный анализ – работа у доски

-Назовите слова, образованные приставочным, суффиксальным, приставочно - суффиксальным способом, сложением основ. Выпишите эти слова в тетрадь. Приведите примеры слов, образованных бессуффиксным способом.

присесть - приставочный

ш..лковый, одежонка – суффиксальный

изредка – приставочно - суффиксальный

самовар – сложение основ.

приговор, расчёт - бессуффиксный  

4.Тестирование

Вариант I

1. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:

1) протеч…т 2) защищ…нный 3)  пощ…чина4) камыш…м

2. В каком слове пишется буква О после шипящих:

1) груш…вый 2) печ…т 3) заверш…нный 4) шапч…нка

3. В каком слове пишется буква Ё:

1) плащ…м 2) каблуч…к 3) волч…нок 4) приглуш…нный

4. Назовите слово-исключение с буквой Ё:

1) печ…нка 2) раскорч…вка 3) старич…к 4) ещ…

5. Назовите слово-исключение с буквой О:

1) ситц…вый 2) певуч… 3) стаж…р 4) ж…нглёр

6. Назовите слово, для правильного написания которого  нужно указывать часть речи:

1) горш…к 2) ож…г 3) щ…чка 4) холщ…вый

7. В каком ряду пишется буква Ё:

1) плащ…м, руч…нка, ж…лтый

2) ч…порный, каблуч…к, крыж…вник

3) волч…нок, с туч…й, ж…нглёр

4) ш…рстка, ноч…вка, заглуш…нный

8. Назовите ряд, в котором даны слова-исключения с буквой О:

1) ж…рнов, за багаж…м, вооруж…нный

2) раскорч…вка, ухаж…р, ранч…

3) ш…у, ш…кировать, ш…мпол

4) беч…вка, стаж…р, извлеч…т

9. Назовите ряд, в котором представлены глагольные части речи:

1) протеч…т, ж…лудь, щ…голь

2) запрещ…нный, возмущ…нный, печ…т

3) парч…вый, печ…нка, обж…ра

4) трущ…ба, боч…нок, скач…к

10. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих:

1) медвеж…нок, еж…вый, мяч…м

2) клоч…к, деш…вый, тяж…лый

3) береж…т, заверш…нный, привлеч…нный

4) рубаш…нка, щ…лкать, ш…лк

Вариант II

1. Назовите слово, для правильного написания которого  нужно указывать часть речи:

1) ож…г 2) запрещ…нный 3) ч…рточка 4) парч…вый

2. В каком слове пишется буква О после шипящих:

1) деш…вый 2)береж…т 3) заверш…нный 4) рубаш…нка

3. В каком слове пишется буква Ё:

1) дворц…м 2) луч…м3) галч…нок 4) увлеч…нный

4. Назовите слово-исключение с буквой О:

1) печ…нка 2) раскорч…вка 3) ухаж…р 4) ш…у

5. Назовите слово-исключение с буквой О:

1) свеч…й 2) ещ… 3) стаж…р 4) капюш…н

6. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:

1) привлеч…т 2) запрещ…нный 3) ч…рточка 4) парч…вый

7. В каком ряду пишется буква Ё:

1) плеч…м, клоч…к, ч…рный

2) ч…порный, струч…к, ш…мпол

3) лягуш…нок, страниц…й, ж…кей

4) ч…лн, беч…вка, береж…т

8. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих:

1) волч…нок, парч…вый, перц…м

2) петуш…к, свинц…вый, ш…рох

3) изж…га, приглуш…нный, привлеч…нный

4) одеж…нка, ш…лковый, пч…лка

9. Назовите ряд, в котором даны слова-исключения с буквой О:

1) ж…лудь, кирпич…м, вооруж…нный

2) раскорч…вка, дириж…р, ранч…

3) ноч…вка, стаж…р, привлеч…т

4) ш…в, ш…ссе, ш…колад

10. Назовите ряд, в котором представлены глагольные части речи:

1) сбереж…т,  печ…т, запрещ…нный

2) возмущ…нный, ч…рствый,  щ…голь

3) кумач…вый, туш…нка, трущ…ба

4) чащ…ба, боч…нок, скач…к

IV Итог урока

 - Какие понятия морфемики и словообразования вы вспомнили на уроке?  Для чего необходимо знание морфем?

V  Д/з: упражнение № 82 п. 17, упр. №112

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85

имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»

 

План открытого урока

по русскому языку в 10 «а» классе

тема: «Основные понятия морфемики и словообразования»

                                                                      подготовила и провела:

                                                                       Москаленко Светлана Васильевна,  

                                            учитель русского языка

                                                                 и литературы, I квалификационная

                      категория

г. Тайшет 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"

Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика".  Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова.  Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с...

Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемика. Окончания"

Урок-сказка о том, как однажды морфемы поссорились......