Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (приложение 2). Работа по конспекту позволит развить у учащихся основные УУД согласно требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.oboshchenie._dlya_5_klassa.zip | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока подготовила:
Аксёнова Ольга Раисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 60 села Новопокровского
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ | |
Тема урока | Имя существительное как часть речи | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | |
Цель урока | Повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном | |
Задачи урока | Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных. Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: вызвать чувство ответственности за «братьев наших меньших»; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. | |
Планируемые результаты | Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. | |
Технологии | Проектная, ичностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Творческая, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров, анкетирование. | |
Межпредметные связи | Литература (работа на основе рассказа Л.Н. Толстого «Котенок», объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом — цитатой из сказки «Маленький принц» А. Де С.-Экзюпери), изобразительное искусство (работа с иллюстрациями и фотографиями) | |
Внутрипредметные связи | Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковыми словарями), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор) | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры, создают свои тексты, заполняют анкету. | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация | |
Интернет-ресурсы | www.slovardalya.ru | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию, итоговую анкету, «Толковый словарь» |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | Слайд1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | 3 | Слайд2 | Читает загадку ( стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…») Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено … (словами). Создает проблемную ситуацию: - К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам? | Слушают загадку. Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполагание | 1 | Задает вопросы: - Ребята, вы закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные? | Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. | Коммуникативные: формирование своего мнения. | |
4. | Мотивация к учебной деятельности | 1 | Слайд3 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу). | Узнают о сюжетной линии урока. | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Повторение изученного | 4 5 4 1 3 | Слайд4 Слайд5 | Создает проблемную ситуацию: - Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему? Проводит работу с деформированным текстом. -Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно. -Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные, правильно ли определили их падеж. -Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл. Вопросы для анализа представлены после рассказа (2-8) Обращает внимание учеников на незнакомое слово (работа со словарем или электронными источниками) (вопрос 9-10). -В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением. Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл. Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов. Объясняет технологию заполнения таблиц. | Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж. Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу. Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале. Сопоставляют рассказ с эпиграфом к уроку. Анализируют иллюстрацию к рассказу. Ведут поиск нужной информации. Работают с новыми для себя словами, составляют предложения. Сопоставляют слова с их значением. Проверка осуществляется в парах. Запоминают норму произношения слова «щавель». Заполняют таблицы склонения и категории одушевленности/неодушевленности имени существительного, выборочно работая с текстом. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал Личностные: воспитание любви к животным и ответственности |
6. | Физминутка | 1 | Слайд6, аудиосопровождение. | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода. | Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать слова и определять род имен существительных. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. | |
7. | Повторение изученного (продолжение работы) | 5 7 | Слайд7 | -Обратите внимание на задание 14. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов). Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале), плавно переводя детей от грамматических категорий к нравственным качествам человека (героя рассказа) (15-18). Переход на межпредметные связи: -Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа? -Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки) | Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически. Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют характер героев. Через пословицы еще раз называют идею рассказа. Сочиняют концовку рассказа. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме. Личностные: воспитание высоких нравственных качеств Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения |
8. | Подведение итогов урока, рефлексия. | 4 | -Заполните анкету (задание 21), ответив кратко на вопросы. | Ребята сами анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию, и ставят себе оценку. | Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности. Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли. | |
9. | Дифференцированное домашнее задание | 1 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания: напишите сочинение миниатюру по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили». *Дополнительное задание: проект – презентация «Мой домашний питомец». | Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.
Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...
Конспект урока по русскому языку по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
Откератый урок в 5 классе...
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...
Комментарии
Талантливо и своевременно!
Талантливо и своевременно!