Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Абрамова Ольга Владимировна

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока - комбинированный урок.

Цели урока:

  •  Активизировать знания учащихся о существительном как части речи;
  •  Совершенствовать навыки опознавания существительных среди других частей речи;
  •  Познакомить учащихся с многообразием значений имен существительных;
  •  Развивать лингвистическую компетенцию учащихся;
  •  Совершенствовать навыки правописания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная методическая разработка предназначена для проведения   урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

 Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока - комбинированный урок.

Цели урока:

  • Активизировать знания учащихся о существительном как части речи;
  • Совершенствовать навыки опознавания существительных среди других частей речи;
  • Познакомить учащихся с многообразием значений имен существительных;
  •  Развивать лингвистическую компетенцию учащихся;
  • Совершенствовать навыки правописания.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи», полученных в начальной школе;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Обогащать словарный запас;
  • Развитие лингвистической компетенции;
  • Формировать умения лингвистического анализа текста;
  • Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • Развитие речевых способностей учащихся;
  • Развитие умения работать в группе.

Развивающие:

  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Развитие интереса к русскому языку;
  • Развитие творческих способностей;

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

  Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Предметных:

  • В познавательной сфере:
  • Распознавание имен существительных в речи и определение их морфологических признаков;
  • Построение речевых высказываний с употреблением имен существительных;
  • Владение лингвистической терминологией.
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Формирование бережного отношения к книге как важнейшему источнику духовно-нравственного воспитания личности;
  • В эстетической сфере:
  • Уметь видеть прекрасное в языке и художественном творчестве.

Метапредметных:

  • Регулятивных:
  • Постановка учебной задачи;
  • Владеть приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • Умение работать в группах;
  • Структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях.
  • Познавательных:
  • Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • Коммуникативных:
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  •  Умение слушать и вести диалог; принимать коллективное решение;
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Личностных:

  • Испытывать гордость за богатство и выразительность родного языка;
  • Осознавать роль имен существительных в речи;
  • Ориентировать в социальных ролях и межличностных отношениях.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и задания;

             

                        Технологическая карта урока

Дидактическая карта урока

  Деятельность    учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

время

Организационный момент

Позитивный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса к уроку. Включенность учащихся в учебный процесс.

Сообщение темы, цели, задач, мотивация их принятия, планируемые результаты.

Создание ситуации успеха.

Подтверждение состава групп на урок.

Приветствие, настрой на рабочий лад.

Запись темы и даты в рабочую тетрадь.

Предметные,

Личностные коммуникативные

   2 м

Этап актуализации субъективного опыта

Проверка ЗУН:

1) индивидуальная работа;

2) организация групповой работы;

Индивидуальная работа

Групповая работа

Отработка навыков правописания,

Развитие лингвистической компетенции учащихся.

Регулятивные,  

Личностные,

Познавательные

     7 м

Этап повторения пройденного

Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках

Слайды 1-7

Индивидуальная и групповая работа

Оценка знаний учащихся по орфографии, развитие речевой компетенции

учащихся, образного мышления.

регулятивные, познавательные, коммуникативные

  10 м

Этап изучения нового материала

Демонстрация слайдов

8 - 14

Постановка вопросов

Аналитическая работа: ответы на вопросы

Создание речевого материала, иллюстрирующего изучаемую тему

Актуализировать знаний учащихся об имени существительном как части речи, о разнообразии значений имен существительных и их месте в речи

Предметные, метапредметные, личностные

7 м

Этап обобщения и систематизации знаний

Организация творческой работы учащихся

Слайды 15-17

Творческая работа учащихся

Индивидуальная и групповая работа.

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи, о его морфологических признаках

Регулятивные,

Познавательные, Коммуникативные,

Личностные

  10 м

Этап контроля.

Организация работы с тестами

Индивидуальная работа учащихся

Познавательные,

Регулятивные,

Личностные

6 м

Этап рефлексии.

Подведение итогов урока, психологическая разгрузка, выставление оценок

Оценка собственной деятельности на уроке.

Обобщение теоретических знаний, полученных в ходе изучения данной темы.

Личностные,

Познавательные,

Коммуникативные

  2м

Заключительный этап: сообщение домашнего задания.

Демонстрация слайда с текстом домашнего задания. Разъяснение содержание домашнего задания

Запись домашнего задания в тетрадь.

   

                                             Ход урока.

 1 этап урока.

Задания на повторение.        

1.Синтаксическая пятиминутка. Задания выполняются по группам.

Все записывают предложение.

  • 1-я группа выполняет синтаксический разбор предложения

В спокойн..м зеркал… озера раств..рялись  голубизна неба и зар..сли пр..брежных ив.

  • 2-я группа дает объяснение орфограмм;
  • 3-я группа делает фонетический разбор слова «цирк»;
  • 4-я группаделает морфемный разбор слова «голубизна».

По окончании разборов делается вывод о том, что слово «голубизна» образовано от прилагательного «голубой» с помощью суффикса -ИЗН -и обозначает признак, но как предмет.

2.  Орфографическая пятиминутка. Повторение правил правописания:

  • Корни с чередованием;
  •  О-Ё после шипящих;
  •  И-Ы после ц.

Презентация.

Задание 1.

Учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на слайдах.

Густой лес (заросли), крыжовник, черный квадрат (черный), девочка в плаще с капюшоном, густые заросли (чащоба), шоссе, птенцы, росток, расческа, жокей, шоколад, цыпленок, цыган , ШОТЛАНДИЯ, балерина

(на цыпочках), цирк.

  • Ребята должны добавить свои слова, в которых пишется О в корне слова: ШОВ, ШОРОХ, ТРУЩОБА, ШОРТЫ, ЖОНГЛЕР, ШОК, ШОМПОЛ.  Ученик включает вышеперечисленные слова в текст отдельного слайда.

Задание 2. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

  1. Отдельная область науки (отрасль)
  2. Тихая речь (шёпот)
  3. Основной закон государства (конституция)
  4. Точная выдержка из какого-либо текста (цитата)
  5. Прикрикнуть на кого-либо (цыкнуть)
  6. Инструмент для черчения окружности (циркуль)
  7. Собрание каких-либо предметов (коллекция)
  8. Лимоны, апельсины, мандарины (цитрусы)
  9. Бурное движение атмосферы (циклон)
  10.   Человек, ведущий машину (шофер)

  • Подводиться итог о правописании гласных в корнях с чередованием, гласных после шипящих, и-ы после ц.

2 этап урока. Изучение нового материала.

Учитель. Пришло время немного отдохнуть и послушать сказку.

Сказку рассказывают заранее подготовленные ученики.

В некотором царстве в некотором государстве в стране под названием «Речь», в одной из ее частей жило - было ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

В этой части речи живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам и явлениям.

Предметы бываю двух видов.

Одни отвечают на вопрос «КТО?» (кошка, птичка, человек) одушевленные существительные.

А другие отвечают только на вопрос «ЧТО?» (стол, книга, окно) неодушевленные существительные.

Но еще существуют явления природы, такие, например, как  ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД,  ЗИМА, НОЧЬ, УТРО, ВЕТЕР, ТУМАН.

Они тоже отвечают на вопрос «ЧТО?».

Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это СИЛА, БОДРОСТЬ, БОЛЕЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, НЕДОМОГАНИЕ, УНЫНИЕ, КРАСОТА, СЧАСТЬЕ.

Эти слова тоже отвечают на вопрос «ЧТО?»

Есть слова, обозначающие чувства: ЛЮБОВЬ, НЕНАВИСТЬ, ПРИВЯЗАННОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, СОСТРАДАНИЕ.

В глубоком подземелье живут очень страшные слова: ВОЙНА, ГОЛОД, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, РАЗРУХА, УБИЙСТВО, МЕСТЬ.

Но они, к счастью, редко выходят на свет.

Вот такие слова живут в части РЕЧИ под названием ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Их великое множество. Но чтобы с ними дружить, нужно знать (Вступает Митрофанушка, который только что проснулся и не следил за  тем, о чем говорилось на уроке) два главных вопроса. Повторим их еще раз. ХОРОМ: КТО? ЧТО? ( продолжение после диалога с Митрофанушкой)

Сценка с Митрофанушкой разыгрывается между подготовленным учеником и учителем.

Вмешивается Митрофанушка.

Уч.- Митрофан, ты опять спишь?

М.- Знаю я вашу грамматику?

Уч.-Что же ты в ней знаешь?

М.- Много. Существительна и прилагательна…

Уч. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

М.- Дверь? Котора дверь?

Уч.-Котора дверь! Вот эта.

М.- Эта? Прилагательна.

Уч.- Почему же?

М.- потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так та покамест существительна.

Уч.- Прав Митрофанушка? Конечно, нет!

Возвращаемся к правилу. Чтобы найти имя существительное надо знать два главных вопроса:

«КТО? ЧТО?»

3 этап урока.  Закрепление.

  1. Выполните упражнение.

Заполните таблицу, распределяя в ней предложенные слова в зависимости от их значения.

 

                                                 Имя существительное.

             Предмет

             Явление

              Состояние

Портфель, инструмент, цилиндр, свёкла, шофёр, гроза, жара, засуха, тайфун, метель, храбрость, восторг, равнодушие, милосердие, бодрость.

Дополните таблицу тремя своими примерами.        

  1. Замените записанные слова однокоренными существительными.

Грустный -  грусть

Высокий -  высь

Широкий - ширь

Чудесный - чудо

Тяжелый - тяжесть

Зеленый - зелень

Богатый - богатство

Белый - белизна

Голодать - голод

Определите их род. Делается вывод, что существительные бывают трех родов.

4 этап урока. Эстетическая функция имен существительных.

Запишите стихотворение С. А. Есенина и выразительно прочитайте его.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Пошатнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Найдите в тексте стихотворения существительные, подчеркните их, над ними напишите, одушевленные они или нет. Подчеркните в тексте олицетворения, т. е. слова, которые уподобляют неодушевленные существительные живым существам.

5 этап урока. Рефлексия.  Итак, удалось ли нам реализовать все цели урока? Почему вы так считаете?  (При рассуждении используйте имена существительные).

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Какова роль имен существительных в речи?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения  учащимися основных морфологических признаков имени существительного.  Изучение в самостоятельной исследовательской...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка с кейс-технологией по теме: «Обращения и вводные слова». 8 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация составлена к уроку по учебникук Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Имя существительное как часть речи"

Презентация к уроку русского языка на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...