Русский язык 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Повторение и обобщение знаний по теме «Причастие» и «Деепричастие» конспект урока презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме

                   «Причастие» и «Деепричастие»

Класс: 6 «Б»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид работы: урок коллективной работы

Цели урока: повторить и обобщить сведения и «деепричастии» и    «причастии»

                    Отработка различать в тексте деепричастия и причастия

                    Воспитывать чувство товарищества при работе в группах.

Задачи:  формировать умение по тексту определять тему урока, ставить цель.

                                 Ход урока:

  1. Организационный момент (мотивация к уроку)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. 

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

«Ну, вот и наступил долгожданный день, когда можно будет спокойно пойти на каникулы» – сказала одна из учениц. На что учительница ответила: «По результатам контрольной работы, сообщив полученные оценки , не все на каникулах будут спокойно отдыхать». В классе послышались недовольства. Но учительница сказала: «Когда началась подготовка к контрольной я просила повторить все темы, которые изучались в данной четверти, но видимо не все это услышали». Громче всех возмущалась Нина, которая в это время шепотом говорила своей соседке по парте: « Зачем нужно забивать голову уже изученным, эти темы не встретятся до самых старших классов, можно и так контрольную сдать, понадеявшись на удачу». Катя, так звали соседку, ответила: «Нина, ты не права, темы все равно надо повторять, даже если об этом не просит учительница, так они лучше запомнятся и отложатся в памяти надолго»

- Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему и цели сегодняшнего урока, а именно из-за этой темы Нина получила неудовлетворительную оценку.

                                   (показ слайда)

- Ребята! Что-то случилось с моей презентацией, наверное, вирус съел материалы слайда.

-  Тогда Вам самим придется определить тему и поставить перед собой цель, которую вы должны будите достигнуть  к концу урока.

Ученикам раздаются тексты, дети читают и отвечают на вопрос учителя.

                      Текст 1

Желтеющая рожь, летящий меч. Лето умчалось внезапно, будто испуганная птица. Собака – это преданность, идущая до конца, преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего вздоха. Протоптанная тропинка, просеянная мука.

                    Текст 2

Однажды, собирая грибы, я набрел на поляну с молодыми деревьями. Я шел не торопясь, отлично зная, что пароход пойдет с опозданием. Я сидел за столом в горнице и, думая о своем, смотрел в окно. Приглядевшись, я увидел, что она ловит ртом снежинки.

Сотников сидел, пригревшись возле печки, и, мучительно напрягаясь, старался уснуть.

- Ребята, прочитайте свои тексты ( читают по очереди).

Ответьте на такой вопрос: Это текст.   (ответы детей - нет).

-Почему это нельзя назвать текстом (Такт как не можем определить основную мысль текста).

 - Ну,  чем-то же объединены эти предложения и словосочетания (только тем, что в одном тексте встречаются  деепричастия, а другом причастия).

- А, как вы определили это? ( по суффиксам).

- Хорошо, тогда я буду показывать группы суффиксов, а вы скажите: суффиксы какой формы показаны.

- Чем отличается деепричастие от причастия? (задаваемыми вопросами)

Если ученики затрудняются, задается наводящий вопрос : Задайте вопрос к слову,   ИГРАЯ,  ВОСХИЩАЯСЬ,   Что делая?  Или Что сделав?

К слову,  ДУМАЮЩИЙ, СПЛЕТЕННЫЙ, Какой? Какая?

- назовите еще отличительные признаки деепричастия и причастия.

( деепричастие- неизменяемая форма глагола, причастие – изменяемая).

-Ребята вы, наверное, обратили внимание, на доске у нас висит скелет рыбы, он совсем некрасивый, чтобы у нас получилась красивая рыба-знание вам необходимо сформулировать:  тему урока, а цель, которую каждый поставит перед собой, запишите на листочках - чешуйках. Теперь я попрошу Снежу выйти к доске и закрепить эти чешуйки, но прежде чем это сделает Снежа ответьте на вопрос: Деепричастие и причастие это: самостоятельная часть речи, это служебная часть речи или это особая форма глагола. (особая форма глагола).

Снежа, что самое главное в человеке и, что объединяет человека, рыбу, животное, птицу. ( у всех есть скелет). А, что объединяет деепричастие и причастие ( особая форма глагола), запиши и закрепи листочки-чешуйки.

-Ну, вот вроде бы мы с вами и повторили тему «Деепричастие и Причастие».

Я возьму и прочитаю одну и целей. Мы достигли этой цели?

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам рассмотреть то, что завернуто в ваши ватманы.

- Как вы думаете, для чего нужны эти знаки?

- Что обозначает этот знак, а этот, для чего этот?

-Что изображено на ваших ватманах?

- А конкретнее?

- Да, это карта ПДД, но она не закончена,  ваша задача завершить эту карту, но будет два условия. Во-первых: вы выберете по одной карточке и узнаете, для какого класса вам предстоит выполнить карту, но это еще не все, второй листочек будет обозначать, суффиксы какой формы вы будете использовать.

(ученики вытягивают  по листочку и приступают к выполнению)

Ребята, вы должны будете научиться распределять обязанности каждого в группе и работать дружно. В конце работы вы будете защищать свои проекты. Но не забывайте я вас ограничу во времени. Вам всего дается на это задание _____минут.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Защита проектов.

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, чем объединены эти слова.  

Думающий, рисующий, клеящий, слышащий, уважающий. (Суффиксами причастия). Ребята это не просто слова-причастия, это характеристика вашей работы на уроке.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Что мы сегодня делали на уроке?  (повторяли тему деепричастие и причастие)

-удалось ли нам сегодня достичь поставленных целей?

- Через что мы добились этого? (через повторение и творческую работу)

Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- какую ошибку мы с вами не будем допускать, глядя на героиню сегодняшнего урока?

Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Желаю удачи!

Слайд 2

Тема урока: Цели урока:

Слайд 3

-а(я)- -В- -вши- -ши- - ущ ( ющ )-( ий ) - ащ ( ящ )-( ий ) -ем(ом)-( ый ) - вш -( ий ) -ш-( ий ) деепричастие причастие

Слайд 4

Тема урока : повторение и обобщение по теме «Деепричастие» и «Причастие» Цели урока: повторить и обобщить сведения о «деепричастии» и «причастии»; Уметь различать в тексте «деепричастия» и «причастия» Воспитывать чувства товарищества при работе в группе.

Слайд 5

светофор Опасный поворот Скользкая дорога Сужение дороги дети Пешеходный переход Пересечение равнозначных дорог

Слайд 6

думающий клеящий слышащий уважающий

Слайд 7

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...