Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Антонов Анатолий Викторович

Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ – непростое задание для учащихся. В данной работе предлагается план сочинения – рассуждения, проводится поэтапный анализ его частей, а также  представлено два  ученических сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_ege.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

       Готовимся к ЕГЭ

Написание сочинения (часть С) – непростое задание для школьников, т.к.  за ограниченное время им нужно проанализировать  исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию и свое видение проблемы.  

      Сочинение представляет собой  публицистическое или художественно-публицистическое   рассуждение на основе исходного текста. Композиция данного сочинения такова:

1. Вступление.

2. Формулирование (выявление) проблемы.

3. Комментирование проблемы.

4. Авторская позиция.

5. Аргументация собственной позиции:

- первый аргумент;

- второй аргумент.

6. Вывод.

     Вступление сочинения-рассуждения должно быть эмоциональным, коротким.

     Вторую часть  сочинения логично начинать с формулировки проблемы. Проблема – это сложные вопросы, требующие исследования и решения. Проблемы могут быть экологические,  философские,  нравственные, социальные, политические.  Однако проблему текста следует учащимся не только выявить, но и сформулировать.  Поэтому целесообразно ребятам предложить два наиболее простых способа  формулировки проблемы:

1) формулировка в виде вопроса.

 Что такое счастье?  Этой сложной проблеме посвящен текст….

Прочитав текст, я задумалась над вопросом:  каким должно быть правильное воспитание ребенка?

Как природа воздействует на душу современного человека?  Именно  над этой проблемой размышляет В. Солоухин.

2) формулировка в виде суждения.

Автор размышляет над проблемой добра и зла.

В тексте поднимается проблема одиночества.

Текст автора заставил меня задуматься над проблемой сохранения культурного наследия.

   Логическим переходом от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме является комментарий.  Он  показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как учащийся  сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследить  за ходом авторской мысли. Комментарий  дается на основе исходного текста, поэтому здесь уместны небольшие цитаты.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный.

2. Концепционный.

Текстуальный комментарий – это объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Концепционный комментарий -  это интерпретация  проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

На каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Проблему….. автор раскрывает  на примере…….

Автор привлекает в качестве аргументов….

Материалом для наблюдений послужили автору…

Автор приводит пример (факты, цитату, данные)……..

После того как проблема прокомментирована, излагается позиция автора исходного текста по данной проблеме.  Позиция автора может быть выражена в тексте прямо, или учащемуся  следует   самому  ее сформулировать. Можно использовать следующие способы формулирования авторской позиции:

Автор четко выражает свою позицию

Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет…

Автор считает, что…

Автор с болью в сердце говорит о том, что…

 Автор убеждает нас в том, что…

Хотя позиция автора не выражена явно, но логика текста…. убеждает читателя в том, что….

Следующая часть сочинения - аргументация собственной позиции. Учащемуся необходимо обосновать свое согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Я согласен с автором.

Я не согласен с автором.

Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что….

Затем учащийся приводит два аргумента, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Рассмотрим типы аргументов.

1). Естественные доказательства.

Это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод "к очевидному".   Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта.

А) В качестве аргумента используем ссылку  на общезначимый опыт, который имеет каждый человек.

Б) Ссылки на авторитет. Учащийся может сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости.

В) Примеры из художественной литературы.

2.) Логические доказательства.

А) Рассуждение с дефиницией.

Рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные  представления о предмете. Затем это определение заменяется правильным, которое и завершает рассуждение.

Б) Силлогизм.

Это дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений следует третье суждение (умозаключение).

В) Аналогия.

Это умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.

Заключительная часть сочинения – вывод.

 Вывод должен быть:

1. Органично связан с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

2. Должен быть логическим завершением  рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

3. Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

4.Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Образцы ученических сочинений, написанных по текстам, предложенным в пособии     В.В. Львова  "Русский язык. Типовые тестовые задания", Издательство " Экзамен", Москва, 2013

Сочинение №1.

   Жизнь. Какое  маленькое, но  очень емкое слово. Жизнь – это минуты радости и огорчения, это взлеты и падения.  Жизнь – это самое лучшее, что есть на свете. Поэтому не случайно о смысле жизни задумывалось ни одно поколение.

  В чем смысл жизни?  Как надо жить? – вот философские  вопросы, над которыми размышляет    известный публицист  Н. Михайлов.

   Данную проблему автор рассматривает на примере трудной жизни крестьянина Григория Журавлева, с самого рождения обреченного на жалкое существование, так как он появился на свет без рук и ног. Но не смирился Григорий со своей участью. Он стал писать иконы, да так хорошо, что многие из них и сейчас можно увидеть в церквях России. Мастер оставил о себе след в жизни, в памяти ни одного поколения.

     Н. Михайлов с болью в сердце говорит о том, что в современном обществе большинство людей просто "прожигает свою жизнь", нисколько не задумываясь о том, какую  пользу они могут принести своей стране.  И это очень печально.

   Я  полностью согласна с позицией автора статьи.   Каждому из нас дарована Богом жизнь, и растрачивать ее попусту бессмысленно. Какой будет она, что оставит человек после своей смерти – все это во многом зависит от него самого, от его жизненной позиции, упорства, настойчивости, трудолюбия, гуманности.

  Примеров, подтверждающих мою точку зрения, в художественной литературе  можно найти немало. Вспомним хотя бы Илью Ильича Обломова, героя романа И. Гончарова "Обломов". Он настолько ленив, что никакие жизненные потрясения не способны  оторвать надолго его от любимого дивана.  Илья Ильич всегда находит оправдание в своей бездеятельности. А что в итоге? Обломов  погибает духовно, так как он напрасно растрачивает бесценные дары, отпущенные ему Богом.

   Совершено другой герой предстает перед нами в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль". Данко пожертвовал собой ради счастья других. Он вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить им путь из топких болот и густого мрака. Поступок Данко  можно назвать подвигом, так как герой погибает, но искры его горячего сердца освещают путь к правде, добру, а добрые дела можно считать смыслом жизни.

   Итак, каждый человек видит свое предназначение по-разному, но все же не стоит забывать о том, что жизнь быстротечна, что не нужно тратить бесценное время на ничтожные, бессмысленные дела.

 

Сочинение №2

Современное общество. Какое оно:  духовное или бездуховное?  Вот вопрос, над которым постоянно размышляют писатели и поэты, публицисты и журналисты. В стороне от этого вопроса  не остался и А. Лиханов. В прочитанной мною статье  известный  писатель глубоко и всесторонне рассматривает проблему утраты духовности  современного общества.

   А. Лиханов с болью в сердце говорит о том, что сегодняшнее общество успешно развивается лишь в технической сфере, а в духовной же наблюдается упадок.  Мнимые ценности (карьера, богатство)  замещают подлинные: любовь, доброту, сердечность.

    Писатель негативно относится к людям, духовно не развитым, думающим только о собственном благополучии, ведь будущее имеет лишь то общество, в котором предпочтение отдается подлинным ценностям.

   Я согласен с позицией автора.  Действительно, упадок духовности современного поколения очевиден. В век технического прогресса, в период рыночных отношений ценится человек не столько духовный, сколько активный, целеустремленный, имеющий престижную профессию, а значит, высокую зарплату и материальное благосостояние. Конечно, плохо, что в современном обществе преобладает материальное над духовным. Но ведь во все времена были и будут люди духовные и бездуховные.

   Достаточно вспомнить роман-эпопею Л.Н.Толстого "Война и мир". В нем изображается петербургское светское общество, в котором признают лишь несколько ценностей: титул, власть, деньги. За маской добродушия скрывается лицемерие и притворство, ставшее привычкой. Все здесь пропитано ложью, а от дружбы и любви осталась лишь видимость. Этому бездушному обществу Толстой противопоставляет Пьера Безухова, Наташу Ростову, Андрея Болконского. Все эти герои – люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению и самопожертвованию.

   О людях своей эпохи писал и А.С. Пушкин. Так, в романе "Евгений Онегин" он показывает поместное дворянство. Это и дядя Онегина, ничем себя не утруждающий и не развивающийся духовно, и Гвоздин - "владелец нищих мужиков", и уездный франтик Петушков. Их ничто не интересует, кроме бытовых вопросов. Этим героям  противопоставлена Татьяна Ларина, мечтательная и романтичная, умная и самобытная. Ей скучно в окружении Пустяковых и Скотининых, ей не о чем с ними говорить.

   Как видим, в любом обществе есть люди  и духовные, и бездуховные. Важно лишь то,  чтобы  забота о собственном  благополучии не поглотила подлинные ценности: сердечность, доброту, любовь, взаимопонимание.

Список используемой литературы:

1) Е.С.Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение, М: АСт: Астрель,2009

2) ЕГЭ по русскому языку// газета "Русский язык".№12 – 2006

3) Ермакова Г. А., Васильева Ф. И. Подготовка учащихся к единому экзамену по русскому языку. Часть С. Чебоксары,2002

4) В.В. Львов, Ю. Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л. И. Пучкова, Г. Т. Егораева "Русский язык. Типовые тестовые задания", "Экзамен", Москва,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С

Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи...

шаблоны для написания сочинения (часть С)

Сочинение писать всегда трудно. Поэтому предлагаю шаблоны для более успешной работы над сочинением. Надеюсь, это вам поможет....

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Открытый урок русского языка на тему: «Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения». ( Часть С )

Тема урока: Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения. ( Часть С)Цель:  1. Продолжить работу над обучением написанию сочинения –...

Готовимся к ОГЭ (написание сочинения - рассуждения)

Материал для вводного или итогового занятия по подготовке к ОГЭ (написание сочинения-рассуждения)....