Картина "Летом" А.А. Пластов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи в 5 классе.
Тема: Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastov_letom.doc | 55 КБ |
tvorcheskaya_rabota_plastov.docx | 11.74 КБ |
rr_5_klass_plastov_letom.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе.
Тема: Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»
Задачи:
1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.
2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова (презентация); стихотворения о лете; загадки о ягодах.
Х о д у р о к а
- Организационный момент.
И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.
II. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шевелит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
- Какую картину вы представили?
- О каком времени года рассказал поэт?
- Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».
III. Рассказ о художнике.
- Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.
А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.
Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.
Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.
Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.
IY. Беседа по картине.
- Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?
- Кто из вас был в лесу?
- Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?
- Какие ягоды и грибы вы собирали?
-Отгадайте загадки:
В лес иду - пустым-пусто,
А из лесу - густым-густо.
(Корзина с ягодами.)
Что за кустик у дорожки –
Белые цветочки,
Растопырил, как ладошки,
Листики-листочки,
Прячет ягоды тайком
Под тройняшкой.
Под листком,
Так и гнется над поляной
Стебель с ягодкой румяной,
А пониже, рядом с ней,
Две другие покрупней...
(Земляника)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки под листочки
Кто-то бусы бросил –
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен...
(Черника.)
Мох не мох, в лесу перинка.
На перинке не малинка,
И пригожа, и красна,
Разрумянилась со сна...
(Клюква.)
Красненька Матрешка,
Беленько сердечко.
(Малина.)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
Ниток много-много.
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
(Паук и паутина.)
- Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)
- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?
- Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и
девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)
- Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?
- Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина - труженица)
- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)
- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)
- Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)
- Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)
- Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)
- Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)
- Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)
- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.
- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)
Учитель дополняет ответы учащихся:
- В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Лето жужжит.
{Имитируют полет насекомых.)
Шевелятся усики и хоботки.
(Пальцы рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)
Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.
{Наклоны головы вперед-назад.)
Лето зеленой дорогою
С медом спешит на леток.
(Имитируют полет насекомых.)
(Н. Ушаков.)
V. Словарно-стилистическая работа.
Составление по теме картины словосочетаний или предложений со словами-синонимами.
- Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.
- При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?
- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».
Записываются другие предложения на тему картины, например: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».
VI. Составление плана сочинения по картине.
Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:
1. Лето - веселая песня природы.
2. Описание картины:
а) люди, собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.
3. Мое впечатление от картины.
VII. Устные высказывания учащихся.
Примерное устное сочинение:
На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.
Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.
В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.
Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.
VIII. Итог урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- О чем рассказал художник?
- Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?
- За что вы любите лето?
Предварительный просмотр:
Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».
(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …)берёз расположились на отдых (…) путники.
Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.
В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.
Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.
Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».
(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.
Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.
В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.
Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.
Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».
(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.
Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.
В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.
Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: развивать речь учащихся; развивать умение наблюдать, составлять предложения, учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме, отрабатывать правописание падежных окончаний имён прилагательных; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; воспитывать любовь к родной природе.
Описание картины А.А. Пластова “Летом”. Творческая работа И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.
И. Суриков «Полдень» Ярко солнце светит, В воздухе тепло. И куда ни взглянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, Лист не шевелит, Только жаворонок В воздухе звенит.
Мир А.А.Пластова - мир вечной крестьянской России
Тема красоты родной природы «Золотые берёзы», 1950 год « Июльский вечер», 1940 год «Стожки», 1952 год
Тема крестьянского труда « На Поповой поляне», 1938 год «Сенокос» «Ужин тракториста»
Жизненная правда полотен А.А. Пластова
Картина "Летом. Грибы" Аркадия Александровича Пластова
Учимся понимать картину « Летом. Грибы», 1953-1954 год Какое первое впечатление у тебя от картины? Что можно сказать о художнике?
Что привлекает ваше внимание в картине? Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина
Кто изображен на картине? Девочка – загорелая, на щеках румянец; красная косынка и простое платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в кружку. Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы. Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.
Давайте опишем девочку. Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?
Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы
Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы. Берёзки – словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке. Лес – тёмный, встаёт стеной.
Щедрые дары природы Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём. Корзина – плетёная, доверху наполненная грибами. Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве.
Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный Какие краски преобладают в картине? В картине художник использует краски теплых и холодных тонов, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.
Какое впечатление произвела на вас картина? Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники Сочетание даже контрастных цветов придаёт картине особую красоту, вызывает чувство радости.
А теперь – творческая работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной
Котельникова Е.В. Родная природа на полотнах русских живописцев. 5 класс. Русский язык. Развитие речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины А. А. Пластова «Л...
Мультимедийное сопровождение к уроку. А.А. Пластов "Летом" 5 класс
Мультимедийное сопровождение к внеклассному мероприятию по подготовке к сочинению по картине А.А. Пластова "Летом" 5 класс...
Молодежный сленг как пласт речи учащихся МКОУ «Южно-Подольская СОШ»
Данное исследование проводилось с целью изучения жаргонизации речи учащихся старших классов МКОУ «Южно-Подольская СОШ». Было проведено анкетирование, результаты которого представлены в работе....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Винтажные часы из виниловой пластинки».
Цель занятия: Через выполнение поставленной задачи (выполнение винтажных часов), понять основной принцип композиции....
План занятия по теме "Флористический коллаж на пластинке".
Это занятите проводится в качестве внеклассной работы и рассчитано на два часа. Возраст учащихся 12-13 лет.Для выполнения практической работы флористический материал заготавливается заранее....
Мастер-класс «Лепка декоративного панно из глиняного пласта Ангел»
Поделки из глины для начинающих: мастер-класс. Глина – очень податливый материал, который можно использовать в совместной творческой деятельности....
Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"
Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"...