А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Котельникова Елена Валериевна

Котельникова Е.В.  Родная природа на полотнах русских живописцев.  5 класс. Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Летом» ».

Цели  урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова  «Летом»  на основе ситуативно-ролевой  игры «Экзамен  в Академии художеств».
  2. Обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
  3. Способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Котельникова Е.В.  Родная природа на полотнах русских живописцев.  5 класс. Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Летом» ».

Цели  урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова  «Летом»  на основе ситуативно-ролевой  игры «Экзамен  в Академии художеств».
  2. Обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
  3. Способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов.

Ход урока:

Учитель:

Добрый день, уважаемые друзья-коллеги и мои дорогие ученики! Сегодня ребята 5-а, 6-б классов и я, Елена Валерьевна, предлагаем вашему вниманию мастер-класс .  Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Летом» ».  Вы станете свидетелями первого этапа  работы над произведением выдающегося русского живописца. Фрагмент урока в нетрадиционной форме «Знакомство с жизнью и творчеством Аркадия Александровича Пластова. Первая встреча с картиной «Летом»» ждет вас! Итак, мы начинаем! «Кто не любит родную природу- тот не знает народной души!»

(Шум толпы в коридоре)

Учитель  (шепотом):

Слышите? Легкий шум и взволнованные разговоры…  Это студенты Академии художеств. Они сдают свой очередной экзамен. Похоже, очень волнуются и переживают. Сегодня экзамен необычный, открытый. При условии достойного поведения на  нем могут присутствовать все желающие. Не хотите присоединиться?

 

(Звук открывающейся двери)  

(В аудитории за одним столом сидят академик Живописцев, профессор Холстова и секретарь Кисточкина; за вторым-студенты).

Академик:

Ну-с, очень хорошо-с…

Скажите, студент, без промедленья,

Когда у живописца день рожденья?

Где жил, учился, чьим он сыном был

И как талант в себе открыл?

1 студент: (ответ студента сопровождается слайдами)

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в деревне Прислониха, Ульяновской области. Здесь же он и прожил большую часть своей жизни. Художник был сыном местного библиотекаря и внуком иконописца. Всего  3 года Пластов проучился в своей деревенской школе. Мальчиком он  был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении, но параллельно он брал уроки живописи. В 1917 году Пластов вернулся в родное село Прислониха. Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова  в Прислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.

Академик (обращается к профессору):

Ну, что ж, знания у студента приличны. Поставим –ка ему «отлично»!

Профессор:

«Отлично»- отметка, что надо! Студенту за знания, чем не награда?!

Секретарь (приглашает следующего студента):

Следующий! Вот и настал звездный ваш час, билет с нетерпением  ждет именно вас!

Профессор:

Вопрос ваш таков:

Художник Аркадий Пластов. Чем жил, что видел, кого любил

И что на холстах  запечатлил?

2 студент:

Пластов был современником наших бабушек, дедушек и родителей, поэтому герои его картин-взрослые и дети недавнего прошлого. Все картины художника наполнены теплом, душевной чистотой, любовью к человеку, к родной природе, родному краю. Через живопись он сумел показать тонкие и глубокие чувства и переживания  людей. В его работах отражены испытания народа в во время Великой Отечественной войны ,патриотический труд женщин, стариков и детей в неспокойное время, а также праздники и быт русской деревни.

Профессор:

Это все? Что ж, ответ неполный, я устала.

Студенту требуется помощь зала.

(Обращается к залу)

Какие полотна Пластова восторг вызывали,

Какие из них шедеврами стали?

1 студент из зала: (Слайд)

Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.

Мировую известность получила картина «Фашист пролетел», написанная в  первые годы войны. Символичны в ней и русская природа, и погибший от вражеской пули пастушонок,  и зловещий силуэт, улетающего фашистского  самолета. Художник  передал в этой картине своеобразие колорита русской осени: золотисто-желтые листья берез, порыжевшие травы…  На фоне проникнутого чувством горячей любви к Родине пейзажа преступление фашистского злодея выглядит особенно чудовищно.

2 студент из зала: (Слайд)

«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле  с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

3 студент из зала: (Слайд)

«Ужин трактористов», написанная в 1951 году, получила признание и в 1958 году была отмечена золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. А в 1961 году автор повторил ее для Третьяковской галереи. Трактористы ужинают. Картина дышит покоем, и этот покой особенно ощутим по контрасту с непрерывной и трудной работой за рычагами трактора. Трактористы лежат на траве. Коротки мгновения их отдыха, работает двигатель, запах земли и травы мешается с запахом солярки и нагретого металла. Тем благодарнее люди принимают покой, молоко и хлеб. Трактор лишь присутствует на полотне. Все внимание отдано людям. Мужчина в военной фуражке наверняка помнит о закончившейся 6 лет назад войне. Его помощник только учится водить трактор, для него это лето необычно - он впервые в поле за плугом. Девочка – школьница кормит их старательно и степенно, явно подражая матери за домашним столом.

4 студент из зала: (Слайд)

Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. Полотна исполнены радостного отношения  к окружающему миру. Среди работ художника также выделяются картины «Весна», «Полдень», «Летом». Для большинства из нас любимое время года – лето. Оно радует нас своими солнечными днями, пением птиц, запахами трав и цветов, сладкими ягодами в лесу…

Академик:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод…

Секретарь:

О, да вы лирик, академик!

Профессор:

А предложи – ка нам, уважаемая, кофейку!

Секретарь:

Нет, профессор, не будем отступать от темы!

Сок летний – животворящая влага!

(Разносит всем присутствующим сок)

Припав устами к соку нежно очень,

Усладу райскую получите сполна,

Не затуманит сей напиток ваши очи,

И будет ясным ум всегда!

Академик:

Ах, милочка, знает как угодить!

Профессор: (обращается к  залу)

Продолжаем экзамен!

Помимо Пластова из живописцев кто еще лето предпочитал

И  с удовольствием на полотнах своих это чудное время изображал?

5 студент из зала: (Обращение к картинам, которые находятся на стенах)

В картине Александра Кочнева «Лето» господствует небо, земля показана верхушками трав- густых, ароматных, высоких. В этом мире кузнечиков, бабочек и стрекоз, голубых васильковых звезд  ребенок может заблудиться. Его взяли на руки, он, удобно устроившись на руках отца, смотрит вперед, а его маленькие пальцы берегут сорванную травинку. Люди оставлены наедине с летом. Нам не дано увидеть их лиц, узнать, куда они идут. Все здесь устремлено вверх, к солнцу – и травы, и русые, пшеничные головы.  «Лето» - просто отдых, и солнечное тепло, и состояние души, и символ возраста.

6 студент из зала:

В картине Татьяны Яблонской «Лето» при строгом отборе цветов передано все многообразие оттенков  лета, теплоты пейзажа, выдержанного меж тем в холодных тонах. Художественные средства используются крайне экономно. Вот глубокая синева неба повторилась в веке. Вот бегущие девочки, их силуэты и движения одинаковы. Повсюду условные , обобщенные формы природного мира сопоставляются с человеком. Четкий ритм, свежесть красок, вольный простор ухоженной и обжитой земли создают приподнятый, радостный настрой картины.  

Профессор: (обращается к  залу)

Спасибо, познанья гостей подобны сенсации,

Ваши ответы достойны оваций!

Академик:  (обращается к студенту на экзамене)

Что воспето Пластовым в картине «Летом»?

Ваш вопрос, студент, об этом!

3 студент: (Слайд)

Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод.

Эта свежесть веселой травы

В желтых кляксах цветов беспородных-

Исцеленье, забота и отдых

Святой крестьянской семьи.

На картине мы видим женщину и девочку. Женщина в синем платье, видимо, очень устала, собирая ягоды и грибы, и теперь она дремлет в густой траве, прикрыв лицо рукой от солнца. Художник обращает наше внимание на натруженные руки женщины. В центре картины- девочка в красном  платке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает спелые ягоды с ветки.

Ах, как время бесшумно текло
На краю земляничной поляны,
Что в июне успев отцвести,
Вдруг укуталась сладким ковром.
Мы хотели собрать полкило,
А собрали всего полстакана,
Да и ту на обратном пути
Растеряли в овраге сыром.

Около девочки примостилась собака. Она вытянула лапы вперед и положила их на свою морду. Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березы. Они скрылись от зноя.

В небе облачко спит, как задержанный штилем кораблик,
На подходе к зениту в ленивой дали замерев.
Дозревают в лесах пестробокие глобусы ягод,
Усердно усами цепляясь за ветки дерев.

В этот запах и звон, золотого светила горенье
Уходить с головой, погружаться в томительный зной-
Только слух насыщать, насыщать обонянье и зренье –
И забыть о делах, и не думать о ноше земной…

Ослепительное солнце озаряет изумрудную зелень травы, белые ромашки, голубые колокольчики, окрашивая их в желтоватый цвет. С помощью цвета художник создает образ и передает свое отношение к изображаемому.

Академик:

Великолепен ответ

И прекрасна оценка!

Я вами горжусь!

Вы отменны, студентка!

Профессор: (обращается к  залу)

Экзамен завершен, но не окончена беседа.

Представляю вам: Николай Пластов-единственный внук замечательного деда!

Ваш вопрос, его ответ : «Пластов – человек, художник, дед».

(Слайды)

1 вопрос из зала:

- Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела? 

Внук:
- Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.

2 вопрос из зала:

- Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.

 

Внук:
- Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: "Посмотрите, какой красавец!". Однажды сквозь сон я это слышал.

3 вопрос из зала:

-А как рождались сюжеты его будущих картин?

Внук:

 Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: "Смотри, какое чудо!". Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.


4 вопрос из зала:

- В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком? 

Внук:

- Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. А деревенские мужики  воспринимали его как чудака. Но ценили. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах  великих ваятелей, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда  не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: "Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить".

5 вопрос из зала:

- А правда, что ваш дед делал иллюстрации к различным книгам?

Внук:

Да, он иллюстрировал произведения Чехова, Пушкина, Толстого.

5 вопрос академика:

-Говорят, что вы хотите создать музей своего деда в Москве. Прокомментируйте это.

Внук:

Да, вы знаете…

Учитель: (шепотом)

Что ж, давайте не будем мешать беседе академика Живописцева с внуком  художника и выйдем из аудитории, не прощаясь, по-английски…

(Звук закрывающейся двери)

Проведенный сегодняшний день  на экзамене в Академии художеств не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».

Живопись, проза и поэзия – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру. Нужно только научиться видеть, слышать мир, развивать в себе чувство прекрасного. Для этого совсем не обязательно совершать дальние путешествия. Дальние страны-  вокруг тебя! Поля, луга, озерки, люди… Вооружайся терпением и вниманием к родной природе, к человеку и выходи читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать ее Аркадий Александрович Пластов.

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает как пахнет душица

На поемном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу-

Тот не знает народной души!

Любви, добра, понимания, внимания, удачи и разнообразных творений всем присутствующим сегодня на нашем мастер-классе!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....

Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс

Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной....

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова "Первый снег"

Презентация к уроку по теме "Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"...

Урок-подготовка к сочинению по по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"

Урок в 6 классе (КРО) по русскому языку.Тема: « Подготовка к сочинению по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой « Первые зрители»» Цели и задачи: - продолжить знакомство со словарём художни...

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Подготовка к сочинению.Первый этап.Работа со словарём.

Методические рекомендации для подготовки к сочинению....