Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"
презентация к уроку (10 класс) на тему

Белкина Анастасия Юрьевна

Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodezhnyy_sleng_kak_plast_rechi_uchashchikhsya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Краткий обзор теории вопроса…………………………………………………5

1.1. Сленг и причины использования сленговых выражений в речи подростков…….5

1.2. Источники возникновения и пополнения лексики молодежного жаргона……….8

Глава 2. Исследование речи учащихся ГБОУ СО НПО «Профессионального училища № 39»…………………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………………...13

Приложение 1…………………………………………………………………………….14

В В Е Д Е Н И Е

Изменения в языке, их социальные причины и последствия – одна из интереснейших тем современной лингвистики, в том числе и молодежный сленг, который, по-видимому, был всегда, но сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг – это пласт речи и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.

Проникнув во многие сферы языка, сленг становится средством создания своеобразной экспрессии в литературе и кино и, главное, существенной частью повседневного языкового общения. Иногда некорректное использование просторечной и жаргонной лексики может нарушить коммуникацию, обидеть и даже оскорбить собеседника, вызвать определенную реакцию со стороны взрослых. К сожалению, подростки не всегда чувствуют неуместность того или иного словоупотребления. Поэтому изучение молодёжного сленга всё ещё остается актуальным не только с сугубо филологической, но и с общественно значимой точки зрения.

Цель исследования - изучение жаргонизации речи учащихся ГБОУ СО НПО «Профессионального училища № 39».

Задачи исследования:

1) изучить научные источники о жаргоне;

2) провести исследование сленговых слов в речи учащихся и причин его появления, предметно - понятийные области, механизм пополнения сленга;

3) проанализировать результаты исследования.

Объект исследования - речь учащихся ГБОУ СО НПО «Профессионального училища № 39».

Предмет исследования - молодежный сленг как пласт речи учащихся ГБОУ СО НПО «Профессионального училища № 39».

С учетом поставленных задач была составлена анкета, при обработке которой были использованы такие лингвистические методы как сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала, интерпретация; метод количественных подсчетов и сплошной выборки.

Участники анкетирования - учащиеся 1, 2, 3 курсов училища.

Глава 1. Краткий обзор теории вопроса

1.1. Сленг и причины использования сленговых выражений в речи подростков

В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, что приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. [11] По данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50 % т.е. зашибись, улет, отпад, супер, круто, классно, клево и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. [4]

Результаты проведенного нами анкетирования среди 30 учащихся 1, 2, 3 курсов Профессионального училища № 39, показало, что 23 опрошенных используют сленг при общении со сверстниками и 7 учащихся в разговоре с родителями.

Что же такое сленг?

Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Сленг (англ. slang): - это вариант разговорной речи, не совпадающей с нормой литературного языка. [1]

Сленг - это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорного просторечного языка, предназначенная для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. [10]

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. [2]

Почему же подростки употребляют слова молодежного сленга?

Употребление подростками сленга тесно связано с особенностями подросткового возраста, для которого характерны несколько поведенческих реакций: группирование, эмансипация и оппозиция, имитация и подражание, компенсация и увлечения. [3]

Если определять причины употребления сленга в зависимости от данных поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее:

Группирование - сленг как средство отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. Сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Эмансипация - сленг как способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.

Оппозиция - сленг как своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.

Компенсация – сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяют им повысить свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.

Подражание – сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи учащихся много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.

Увлечение - сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.

Можно назвать еще несколько причин, по которым подростки активно употребляют сленг: просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль; стремлением к разнообразию и краткости.

Сленг придает эмоциональность речи - употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов.

Результаты проведенного нами анкетирования показали – С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

Необъяснимая причина: просто так; не знаю; что в голову лезет, то и говорю; не задумывался.

Недостаточное развитие речи: не могу сказать другими словами; не подобрать слово; не сказать по-другому; нет других слов.

Деятельностная причина: чтобы обидеть, когда пристают; чтобы матом не ругаться.

Развлекательная: можно посмеяться, для смеха; это прикольно; по кайфу.

Группирование: так хорошо разговаривать с друзьями, так проще общаться, выражать свои мысли.

Модно: время такое, современное.

Привык так говорить; сокращаю; для связки слов.

1.2. Источники возникновения и пополнения лексики молодежного

жаргона

Молодежный сленг отличается нестабильностью и постоянной изменяемостью. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим. [8]

Так что же оказывает влияние на молодёжный сленг?

1. Развитие компьютерных технологий

Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов - вирусняк, инэт, смайлы, глючит, мыло, оперативка, геймер.

2. Современная музыкальная культура

Одно из увлечений молодёжи – музыка, являющаяся смесью различных культур, музыкальных направлений, результатом композиторских экспериментов. Молодёжные жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса - поп-музыка; композиций: свежак - свежая, новая музыка; названия действий музыкантов: сбацать - сыграть.

3. Иностранный язык

Многие молодёжные жаргонизмы - это слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь. (Фифти-фифти - 50 на 50; респект – уважение; лузер – неудачник; пати - тусовка; фейс – лицо) [5]

4. Уголовная лексика

Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, группе. (Названия лиц - авторитет, мусор; названия действий - замочить, грохнуть – убить; стучать - докладывать) [10]

5. Сленгизмы, связанные с наркотиками, алкоголем

Они, в основном, подразделяются на слова, являющиеся наименованием наркомана, на наименования наркотиков и на слова, обозначающие действия, связанные с наркотиками. (Нарик – наркоман; колеса – таблетки; пыхать, кумарить - действия, связанные с наркотиками)

Слова, связанные с алкоголем, тоже можно разделить на небольшие группы: алканавт, синяк – алкоголик; квасить, бухать – пить.

6. Компьютерные игры, видео, мультфильмы

Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны в использовании, ими пользуются, в основном, молодые люди, для которых игры - хобби.

Наиболее выразительные, смешные и запоминающиеся имена героев кино и мультфильмов переходят в молодёжной речи в имена нарицательные.

7. Хобби и увлечения молодых людей

У молодых людей есть различные увлечения, которым они посвящают своё свободное время. И мир жаргонизмов, связанных с тем или иным увлечением, ярок и своеобразен.

Глава 2. Исследование речи учащихся ГБОУ СО НПО «Профессионального училища № 39»

Наше исследование было направлено на выявление уровня употребления жаргонов учащихся 1, 2, 3 курсов Профессионального училища № 39. Опрошено было 30 учащихся. Необходимо было выяснить, насколько современные учащиеся используют в своей речи подобную (жаргонную) лексику, и какова на эту ситуацию реакция взрослых. Для этого было проведено анкетирование (приложение 1).

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Следует отметить, что отношение к молодежному сленгу различно. Одни относятся к активному употреблению жаргонной лексики равнодушно, т.е. никак. Другие, напротив, видят в ней динамизм, выразительность, яркость словесных образов, чего порой не хватает обыденному языку. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по училищу, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных, изменение межличностных отношений. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении учащихся. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

При обработке результатов установлено, что доминирующими позициями при ответе на вопрос «Почему вы используете сленг?» стали ответы: «Потому что окружающие меня люди так говорят», «Не задумывался», «Потому что привык так говорить».

Учащиеся пользуются сленговыми словами при разговоре со сверстниками (23 учащихся). Такой результат позволяет еще раз убедиться в том, что сленг употребляется людьми определенной возрастной группы.

Общаясь с родителями, 7 учащихся не используют сленговые слова и выражения, то есть большая часть обучающихся использует сленг только в разговоре с друзьями.

Результаты исследования по выявлению причин использования сленговых слов в речи учащихся позволяют сделать следующие выводы:

1. Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что окружающие их сверстники говорят на языке сленга. Это свидетельствует о том, что сленг употребляется в определенной возрастной группе. [6]

2. Сленговые слова употребляются потому, что этими словами можно кратко и быстро выразить свои мысли. [7]

Таким образом, полученные в ходе  исследования данные подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди учащихся.

        Сленг был, есть и будет самой распространенной формой общения среди молодежи. Молодежный сленг не только служит для эмоциональной выразительности, упрощения, разнообразия речи, но и является частью истории нашего народа, культуры и языка. [9]

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключении, хотелось бы отметить, что данные, полученные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди учащихся.

Изменения в молодёжном языке были, есть и будут. Поэтому ответить на вопрос: упадок это или закономерность сложно. Проанализировав всю ситуацию, о которой сказано выше, всё же больше склонны к ответу: «закономерность». Для этого есть как объективные, так и субъективные причины.

Основная роль в повышении культуры речи принадлежит самому человеку. Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в его смысл.

Язык настолько богат, что его невозможно описать в одном учебнике. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.

Исследование жаргона интересно и важно для современного этапа языкознания, однако перспективы нашего исследования мы в первую очередь связываем с поиском путей формирования сознательного отношения молодых людей к своей речи и к родному языку в целом, а также стимулов для такого сознательного отношения и соблюдения речевой дисциплины (и самодисциплины в том числе). Надо бороться за сохранение языка, разрабатывать дальше и предлагать свои пути и формы работы с молодежью, применение которых будет способствовать решению этих важных для всей страны задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь (БЭС). - М., 1991.

2. Бондалетов В.Д. «Молодежный жаргон. Что это? Словесный мусор или…?». Язык и образование: материалы 3-й Всероссийской научной конференции "Язык образования и образование языка". - Великий Новгород, 2003.

3. Борисова Е.Г. «О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона», «Русский язык в школе» - 1981 -№ 3.

4. Валгина Н.С. «Активные процессы в современном русском языке». Учебное пособие для студентов вузов - М.:Логос, 2001.

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:» Учебн. пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд.- 4 изд. - М.: Просвещение, 1999.

6. Гуц Е.Н. «Ненормативные глаголы в ЯКМ современного подростка». «Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира». Под ред. Б.А. Серебренникова, Е.С. Кубряковой и др. - М.: Наука, 1988.

7. Касьянова В.М. «Практическая грамотность школьников - пути и способы ее формирования». «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология» - 2004. - № 2. - С.120-128

8. Крысин Л.П. «Язык в современном обществе». 8-10 классы. - М.: Просвещение, 1977

9. Кудинова, Н.А. Функционирование молодежного сленга в субкультурных образованиях [Текст] / Н.А. Кудинова // «Вестник ВятГГУ», раздел «Филологические науки». – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – № 4(2). –  С.11-12 (0,4 п.л.).

10. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. - 685 с.

11. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. Практикум: - Мн.: Университетское, 1999.

12. Интернет-ресурсы.

Приложение 1.

Вопросы анкеты

1. Используете ли вы сленг при общении со сверстниками?

а) Да.

б) Нет.

2.Используете ли вы сленговые слова в разговоре с родителями?

а) Да.

б) Нет.

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) Самоутвердиться.

б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

в) Обмениваться информацией и узнавать новое.

г) Придать своей речи живость, юмор.

4. Используют ли ваши родители сленг?

а) Да.

б) Нет.

5. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?

а) Матерные.

б) Юмористические.

в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.

6. Поправляют ли учителя Вашу речь?

а) Да.

б) Учителя не обращают внимания на мою речь.

в) Не всегда, но все же делают замечания.

7. Как относятся родители к Вашей речи?

а) Им не важно, как я говорю.

б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

8. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей.

б) моих родителей.

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении и радио.

9. Как Вы относитесь к использованию в устной речи ненормативной лексики?

а) допустимо

б) недопустимо

в) зависит от ситуации

10. Как часто Вы встречаете людей, чья речь Вам нравится, доставляет Вам удовольствие

а) часто

б) редко

в) никогда

11. Как Вы оцениваете будущее русского языка, перспективы его развития?

а) будет развиваться и совершенствоваться

б) его значение будет снижаться по сравнению с другими языками

в) затрудняюсь ответить

12. Как вы относитесь к тому, что молодежь активно употребляет жаргонную лексику?

__________________________________________________________________

13. Делаете ли вы замечания, если в вашем присутствии кто-либо злоупотребляет жаргонной лексикой?

__________________________________________________________________

14. Почему вы используете сленг?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: молодежные субкультуры

Готы, металисты, реперы, эмо, растаманы, скинхеды и др....

Молодежный сленг как пласт речи учащихся МКОУ «Южно-Подольская СОШ»

Данное исследование проводилось с целью изучения жаргонизации речи  учащихся старших классов МКОУ «Южно-Подольская СОШ». Было проведено анкетирование, результаты которого представлены в работе....

Презентация по теме:"Категория состояния как часть речи"

Презентация представляет материал к уроку 7 класса по теме "Категория состояния", где содержится теоретическая составляющая и тренировочные упражнения....

Презентация на тему:"Движение транспортных средств. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте "

Презентация на тему:"Движение транспортных средств. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте " выполнена с помощью программы MS PowerPoint....

Презентация по теме "Молодежные субкультуры"

Представленный материал может быть миспользован для изучение темы "Молодежные субкультуры" в 10 классе...

Презентация на тему "Молодежный сленг".

Конкурсная работа ученицы 8 класса была представлена на научно-практической конференции "Шаг в будущее. Петушинский район".  Работа была одобрена членами жюри и заняла 1-е место....