РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Соболева Марина Александровна

 Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2_planirovanie_5_klass_bystrova.zip77.45 КБ

Предварительный просмотр:

Соболева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Развёрнутое календарно-тематическое планирование

(Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС.Инновационная школа)

№   урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности/

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

предметные

мета-предметные

личностные

по плану

по факту

Русский язык — национальный язык русскогонарода

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (20ч..), из них развитие речи – 5, к/р - 1

Язык и речь (§ 1)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Осознавать различия между понятиями язык и речи.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

 • адекватное понимание информации устного и пись-менногосообще-ния (коммуни-кативной уста-новки, темы текста, основной мысли; основной и дополни-тельной инфор-мации);

 • владение разными видами чтения (поиско-вым, просмотро-вым, ознакоми-тельным, изуча-ющим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владе-ние разными видами ауди-рования (выбо-рочным, ознако-мительным, детальным);

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятель-ности (индиви-дуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать до-стигнутые результаты и адекватно фор-мулировать их в устной и пись-менной форме;

• умение воспро-изводить про-слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свер-нутости (план, пересказ;

• умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов,

• владение различными видами моноло-га (повествова-ние, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикет-ный, диалог-расспрос, диалог-побужде-ние, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета; адекват-но использовать жесты, мимику в процессе речево-го общения;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефе-ратом; участие в спорах, обсужде-ниях актуальных тем с использо-ваниемразлич-ных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способ-ностьисполь-зовать родной язык как сред-ство получения знаний по дру-гим учебным предметам;

3) коммуника-тивноцелесооб-разное взаимо-действие с окружающими людьми в про-цессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуж-денияхактуаль-ных тем.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

(Рр-1). Обучающее выборочное изложение

Урок развития речи

Интерпретация текста

Выборочно излагать содержание прочитанного текста.

Речь и речевое общение (§ 2)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Осознавать различия языка и речи.

Речь устная и письменная (§ 3)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Знать основные особенности устной и письменной речи, уметь их анализировать.

Речь книжная и разговорная

(§ 4)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Знать основные особен-ности разговорной и книжной речи, уметь их анализировать. Выявлять особенности разговор-ной речи. Сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь.

Речь диалогическая и монологическая (§ 5)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Различать диалоги-ческую и монологи-ческую речь. Уметь вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога. Создавать устные и письменные подготов-ленные и непод готов-ленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания.

Речевой этикет (§ 6)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Соблюдать при общении нормы речевого этикета.

(Рр-2) Подробное изложение.

Урок развития речи

Преобразование информации

Подробно излагать содержание прочитанного текста

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7)

Урок открытия нового знания

Поисковое чтение

Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного тек­ ста, определять его основную мысль.

Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8)

Урок открытия нового знания

Изучающее, по­ исковое чтение текста.

Знать основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста

Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием.

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте (§ 8)

Урок открытия нового знания

Понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста

Знать: последовательная и параллельная связь предложений в тексте, средства связи предложений в тексте.Находить средства грамматической связи предложений в тексте.

План текста (§ 9)

Урок отработки умений и рефлексии

Деление текста на смысловые части, составление плана текста

Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно­смысловогоанализа  текста, составлять план.

(Рр – 3). Сочинение «Мой четвероногий друг»

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие текс ты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально­смысло­ вых типов речи.

Типы речи (§ 10)  Повествование(§ 11)

Урок открытия нового знания

Жанр, структура, выразительные средства текста

Определять функционально­ смысловые типы речи.

Описание. Сравнение (§ 12)

Урок открытия нового знания

Жанр, структура, выразительные средства текста

Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение. На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста

Рассуждение (§ 13)

Урок открытия нового знания

Жанр, структура, выразительные средства текста

Сочетание разных типов речи (§ 14)

Урок отработки умений и рефлексии

Жанр, структура, выразительные средства текста

Создавать небольшие текс ты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально­смысло­ вых типов речи.

(Рр — 4). Подготовка к написанию контрольного подробного изложения № 1.

Урок развития речи

Преобразование и интерпретация информации

Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитан­ ного текста. Передавать содержание тек­ с  та в сжатом или развернутом виде в устной и письменной форме.

(Рр — 5). Написание контрольного подробного изложения № 1.

Урок развития речи

Синтаксис и пунктуация (28 ч.), из них развитие речи – 5, к/р – 1

Синтаксис и пунктуация (§ 15)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Осознавать роль синтаксиса в формировании  и  выражении мысли, в овладении языком как средством общения.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • владение разными видами чтения (поиско-вым, просмот-ровым, ознако-мительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение разны-ми видами ауди-рования (выбо-рочным, ознако-мительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников,

• свободно пользоваться словарями различных типов, спра-вочнойлите-ратурой, в том числе и на элек-тронных носи-телях;

• овладение приемами от-бора и система-тизации мате-риала на опре-деленную тему; умение вести самостоятель-ный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче инфор-мации, полу-ченной в резуль-тате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые выска-зывания с точки зрения их содер-жания, стилис-тическихосо-бенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятель-ности (индиви-дуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения;

• способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста,

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета; адек-ватноисполь-зовать жесты, мимику в про-цессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой само-контроль в про-цессе учебной деятельности и в повседневной практике рече-вого общения;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство полу-чения знаний по другим учебным предметам; при-менение полу-ченных знаний, умений и навы-ков анализа язы-ковых явлений на межпред-метном уровне (на уроках иностранного языка, литера-туры и др.);

3) коммуника-тивноцелесооб-разное взаимо-действие с окружающими людьми в про-цессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Словосочетание (§ 16)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения.

Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16)

Урок открытия нового знания

Поиск и понимание информации

Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Конструировать изученные виды словосочетаний. Группировать словосочетания по заданным признакам.

(Рр-6). Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.

Предложение и его признаки §17)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Определять основные признаки предложения, находить его границы.

Интонация (§ 18)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побуди­ тельных, вопросительных, вос­ клицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи.

Логическое ударение (§ 19)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Анализировать смысловые особенности предложений.

Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмо­ циональной окраске.

(Рр-7). Сжатое изложение «Тетрадки под дождем»

Урок развития речи

преобразование и интерпретация информации

Передавать содержание текста в сжатом виде в письменной форме

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Выделять грамматическую ос­ нову двусоставного предложения. Правильно согласовывать под­ лежащее и сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23)

Урок открытия нового знания

Поиск и понимание информации

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, правильно ставить знаки препинания .

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

Знать второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения.

Распознавать главные и второстепенные члены  предложения. Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения.

Определение (§ 25)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск и понимание информации

(Рр-8). Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней»

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие текст-описание в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.

(Рр-9). Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней»

Урок развития речи

Создание текста

Дополнение (§ 26)

Урок отработки умений и рефлексии

понимать информацию,  представленную разными способами

Знать второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения.

Обстоятельство (§ 27)

Урок отработки умений и рефлексии

понимать информацию,  представленную разными способами

Предложения с однородными членами (§ 28)

Урок отработки умений и рефлексии

понимать информацию,  представленную разными способами

Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами.

Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Предложения с обращениями (§30)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Осознавать основные функции обращений.

Предложения с вводными словами (§ 31)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами.

Предложения с прямой речью (§ 32)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Правильно интонировать предложения с прямой речью.

Предложения с прямой речью (§ 32)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Правильно интонировать предложения с прямой речью.

Синтаксический разбор простого предложения (§ 33)

Урок отработки умений и рефлексии

Синтаксический разбор

Уметь устанавливать смысловые связи между словами в предложении

(Рр-10) Обучающее изложение от другого лица

Урок развития речи

Преобразование и интерпретация информации

Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме

Простое и сложное предложение

(§ 34)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Опознавать и разграничивать

простое и сложное предложение

Простое и сложное предложение(§ 34)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (25 ч.), из них развитие речи – 4, к/р – 2

Фонетика. Звук – единица языка (§ 35-36)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомитель-ным, изучаю-щим) текстов разных стилей и жанров;вла-дение разными видами ауди-рования (выборочным, ознакомитель-ным, деталь-ным);• способ-ность извлекать информацию из различных источников,

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоя-тельный поиск информации; способность к преобразованию, информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуаль-ной и коллектив-ной), последова-тельностьдейст-вий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор-мулировать их в устной и пись-менной форме;

• умение воспро-изводить про-слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свер-нутости (план, пересказ, конс-пект, аннота-ция);

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятел-ности и в повсе-дневнойпрак-тике речевого общения; • уме-ние выступать перед ауди-ториейсверст-ников с неболь-шимисообще-ниями с исполь-зованием раз-личных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способ-ностьисполь-зовать родной язык как сред-ство получения знаний по дру-гим учебным предметам; 3) коммуникатив-но целесообраз-ноевзаимо-действие с окру-жающимилюдь-ми в процессе речевого общения.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция (§ 37-38)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове.

(Рр-11) Обучающее изложение от третьего лица «Журавли»

Урок развития речи

Преобразование и интерпретация информации

Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме

Отличие гласных и согласных звуков (§ 39)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Распознавать гласные (ударные, безударные) и согласные звуки.

Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Распознавать согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Обозначение мягкости согласных.Правописание ь (§ 42)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарём

Уметь различать и обозначать

на письме твердость и мягкость согласных, [ j'].

Позиционные чередования гласных (§ 43)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Правописание гласных в корне слова

(Рр- 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

Урок развития речи

Преобразование и интерпретация информации

Передавать содержание текста письменной форме

(Рр- 13) Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

Урок развития речи

Преобразование и интерпретация информации

Передавать содержание текста письменной форме

Слог. Ударение (§44—45)

Урок отработки умений и рефлексии

Деление  текста на смысловые части, составление плана текста

Делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.Определять место ударения в слове в соответствии с акцен­ тологическими нормами.

Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск информации

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.

Произношение согласных звуков. Озвончение и   оглушение согласных (§ 48)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск информации

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск информации

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Выразительные средства фонетики (§ 49)

Урок открытия нового знания

Поиск информации

Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи.

Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Урок отработки умений и рефлексии

Тренировочные упражнения по теме

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ 50—51)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск информации

Осознавать значение письма. Соотносить в словах звуки и буквы. Знать состав русского алфавита. Название букв.

Соотношение звука и буквы

Орфография. Правописание гласных в корне слова(§ 52—53)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания гласных в корне

Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Владеть приемами определения правописания гласных в корне

Буквы о – ё после шипящих в корне слова (§ 53)

Урок открытия нового знания

Информация, представленная разными способами

Владеть приемами определения правописания о – ё после шипящих

(Рр-14) Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир»

Урок развития речи

Создание текста

Уметь создавать письменные

высказывания небольшого

объема.

Правописание согласных в корне слова(§ 54)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания согласных в корне

Правописание удвоенных согласных в корне слова(§54)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Владеть приемами определения правописания согласных в корне

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Урок отработки умений и рефлексии

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.

Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Лексика (18 ч.), из них развитие речи – 3, к/р – 1

Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарями

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыс­ лей, чувств, эмоций. Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:См. раздел «Фонетика»

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения;

• способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логич-ность, последо-вательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выра-жать свое отно-шение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитан-ному, услышан-ному, увиден-ному;• владение различными видами моноло-га (повествова-ние, описание, рассуждение; сочетание раз-ных видов моно-лога) и диалога (этикетный, диа-лог-расспрос, диалог-побуж-дение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике рече-вого общения основных орфо-эпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литера-турного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного обще-ния;• способ-ностьучаст-вовать в речевом общении, соблю-дая нормы рече-вого этикета; адекватно ис-пользовать жес-ты, мимику в процессе речевого обще-ния;• умение выступать перед аудиторией.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

См. раздел «Фонетика»

Коммуникатив-ноцелесообраз-ноевзаимо-действие

См. раздел «Фонетика»

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарями

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использо­вать для определения, уточнения его значения. Расширять свой лексический запас.

Однозначные и многозначные слова (§ 58)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарями

Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов.

Прямое и переносное значение слов (§ 59)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарями

Использовать в речи слова в переносном значении

Омонимы (§60)

Урок открытия нового знания

Работа со словарями

Различать омонимы и многозначные слова.

Синонимы (§ 61)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарями

Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. Употреблять в речи словасинонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилис­ тической окраски. Извлекать необходимую ин­ формацию из словарей синонимов. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи.

(Рр-15) Сжатое изложение.

Урок развития речи

Преобразование и интерпретация информации

Передавать сжато содержание текста

 Антонимы (§ 62)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа со словарями

Извлекать необходимую информацию из словарей

Исконно русские и заимствованные слова

Урок открытия нового знания

Работа со словарями

Извлекать необходимую информацию из словарей

Лексика ограниченного употребления

Урок открытия нового знания

Работа со словарями

Извлекать необходимую информацию из словарей

Устаревшие слова

Урок открытия нового знания

Работа со словарями

Извлекать необходимую информацию из словарей

Фразеология

Урок открытия нового знания

Работа со словарями

Уметь употреблять фразеологизмы в речи

Повторение по теме «Лексика»

Урок отработки умений и рефлексии

Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов в различных ситуациях общения, стилях речи.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме "Лексика"

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Анализ результатов контрольного диктанта. Эпитет (§ 63)

Урок отработки умений и рефлексии

Понимание текста с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения.

Метафора ( 63) Олицетворение

(§ 63)

Урок отработки умений и рефлексии

Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения.

(Рр-16) Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине            И. Шишкина «Перед грозой»

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие тексты(описание) в соответствии снормами построения данного

типа речи  

(Рр-17) Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой»

Урок развития речи

Создание текста

Уметь создавать письменные

высказывания небольшогообъема

Часть II

Морфемика. Словообразование. Орфография (23 ч.), из них развитие речи -2, к/р – 1

Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Осознавать морфемы как ми­ нимально значимые единицы языка. Опознавать морфемы, членить слово на морфемы.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:См. раздел «Фонетика»

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения;

• способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логич-ность, последо-вательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выра-жать свое отно-шение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитан-ному, услышан-ному, увиден-ному;• владение различными видами моноло-га (повествова-ние, описание, рассуждение; сочетание раз-ных видов моно-лога) и диалога (этикетный, диа-лог-расспрос, диалог-побуж-дение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике рече-вого общения основных орфо-эпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литера-турного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного обще-ния;• способ-ностьучаст-вовать в речевом общении, соблю-дая нормы рече-вого этикета; адекватно ис-пользовать жес-ты, мимику в процессе речевого обще-ния;• умение выступать перед аудиторией.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

См. раздел «Фонетика»

Коммуникатив-ноцелесообраз-ноевзаимо-действие

См. раздел «Фонетика»

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Окончание и основа слова (§ 2)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова. Проводить морфемный анализ слова. Выделять производящую осно­ ву слова и словообразующую морфему.

Корень (§ 3)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Определять способ образова­ ния слова. Проводить словообразователь­ ный анализ слова. Выявлять использование сло­ вообразовательных средств в художественной речи.

(Рр-18) Обучающее изложение

Урок развития речи

Интерпретация информации

Передавать содержание текста

Суффикс (§ 4)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. Проводить морфемный анализ слова

Приставка (§ 5)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. Проводить морфемный анализ слова

Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Чередование звуков в морфемах.Применять знания и умения по

морфемике и словообразованию

в практике правописания

Чередование гласных е//и в корне

(§ 6)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Применять знания и умения по

морфемике и словообразованию

в практике правописания

Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Применять знания и умения по

морфемике и словообразованию

в практике правописания

Правописание корней с чередованиями (§ 6)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Применять знания и умения по

морфемике и словообразованию

в практике правописания

Правописание приставок (§ 7)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение.

Работа с разными источниками информации

Чередование звуков в морфемах. Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Правописание приставок на , -с  (§ 7)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации

Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации

Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Приставки пре- и при- (§ 9)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации

Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Приставки пре- и при- (§ 9)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации

Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Буквы и иы после ц (§ 10)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации

Правильно писать морфемы с чередующимися звуками

Способы образования слов (§ 11)

Урок отработки умений и рефлексии

Производящая основа. Слово-образующиеморфемы. Основные способы образования слов.

Словообразовательный анализ слов.Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.

Определять способ образования словаПроводитьсловообразовательный анализ слова.

(Рр-19). Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие тексты

(повествование) в соответствии с

нормами построения данного

типа речи  

Способы образования слов. Сложение (§ 11)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Проводить словообразовательный анализ слова.

Морфемный разбор слова (§ 12)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Словообразовательный анализ слов.Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.

Определять способ образования словаПроводить словообразовательный анализ слова.

Повторение по теме «Морфемика. Словообразование»

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Правописание корней.

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Морфология (1 ч)

Анализ диктанта. Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в начальной школе сведения о частях речи. Расширить представления о месте частей речи в русском языке. Опознавать различные части речи по их существенным при­ знакам. Разграничивать самостоятельные и служебные части речи

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнитель-ной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредмет-ном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуника-тивноцеле-сообразное взаимо-действие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • владение разными видами чтения (поис-ковым, просмот-ровым, ознако-мительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владе-ние разными видами ауди-рования (выбо-рочным, ознако-мительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных ис-точников, вклю-чая средства массовой инфор-мации, компакт-диски учебного назначения, ре-сурсы Интерне-та;

• свободно пользоваться словарями различных ти-пов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение при-емами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести само-стоятельный поиск инфор-мации; способ-ность к преобра-зованию, сохра-нению и пере-даче инфор-мации, полу-ченной в резуль-тате чтения или аудирования;

• умение сопо-ставлять и срав-нивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуаль-ной и коллек-тивной), после-довательность действий, оце-нивать достиг-нутыерезул-таты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочи-танный текст с заданной сте-пенью свер-нутости (план, пересказ, конс-пект, аннота-ция);

• умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения;

• способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логич-ность, последо-вательность, связность, соот-ветствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явле-ниямокружа-ющейдействи-тельности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение раз-личными видами монолога (по-вествование, описание, рас-суждение; соче-тание разных видов монолога) и диалога (эти-кетный, диалог-расспрос, диалог-побужде-ние, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике рече-вого общения основных орфо-эпических, лек-сических, грамм-атических, сти-листических норм совре-менногорус-ского литера-турного языка; соблюдение ос-новных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного обще-ния;

• способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета; адек-ватноисполь-зовать жесты, мимику в про-цессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуника-тивноцеле-сообразное взаимо-действие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Имя существительное как часть речи (25 ч.), из них развитие речи – 5, к/р - 1

Имя существительное как часть речи (§ 15)

Урок отработки умений и рефлексии

Поиск информации

Расширить представление об имени существительном. Осмыслить понятие «предмет» в грамматике. Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени суще  ­ствительного, его синтаксическую роль.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

(Рр-20) Подготовка к сочинению по картине.

Урок развития речи

Составление текста

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств

(Рр-21) Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.Пластова

«Первый снег»

Урок развития речи

Составление текста

Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) (§ 16)

Урок открытия нового знания

Формулирование  выводов на основе тексте;  аргументация

вывода

Правильно произносить и писать  суффиксы существительных.

Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик- (§ 17)

Урок открытия нового знания

Формулирование  выводов на основе тексте;  аргументация

вывода

Правильно произносить и писать  суффиксы существительных.

Правописание не с именем существительным (§ 18)

Урок открытия нового знания

Формулирование  выводов на основе тексте;  аргументация

вывода

Различать имена существительные с приставкой не и с отри­ цательной частицей не. Уметьпользоваться существительны­ ми-синонимами с не и без не (антонимами)

Постоянные морфологические признаки имени существительного.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19)

Урок отработки умений и рефлексии

Составление на основании текста ответа

на поставленный вопрос.

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени сущест­ вительного. Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим при­ знакам.Осознавать необходимость различения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей. Правильно ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, рыб, на­ секомых.. Узнавать прием олицетворения, источником которогояв­ ляется категория одушевленности/неодушевленности

(Рр-22) Описание натюрморта по картине

«Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие тексты (описания) в соответствии снормами построения данного

типа речи  

Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные.

Род имен существительных  

(§ 21) Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21)

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование  выводов на основе тексте;  аргументация

вывода

Определять род имен существительных по значению, по различным формальным при­ знакам.Согласовывать в роде имена прилагательные, глаголы про­ шедшего времени, порядковые числительные, местоимения с именами существительными.Определять род имен существительных с ь на конце по словам, с которыми они связаны.

(Рр-23). Описание комнаты

Урок развития речи

Создание текста

Создавать небольшие тексты (описания) в соответствии снормами построения данного

типа речи  

Имена существительные общего рода (§ 22)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Правильно употреблять в речи существительные общего рода.

Род несклоняемых имен существительных

(§ 23)

Урок открытия нового знания

Изучающее чтение

Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные.

Склонение имен существительных (§ 24)

Урок отработки умений и рефлексии

Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

Определять склонение имен существительных. Проверять написания безударных падежных окончаний существительных. Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

Разносклоняемые имена существительные

(§ 24)

Урок отработки умений и рефлексии

Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.

Правильно употреблять в речи и писать несклоняемые имена существительные.

Непостоянные признаки имени существительного.

Число имен существительных (§ 25)

Урок отработки умений и рефлексии

Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.

Знать непостоянные признаки имён существительных: падеж, число.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26)

Урок отработки умений и рефлексии

Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.

Правильно писать безударные падежные окончания существительных

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26)

Урок открытия нового знания

Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.

Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

Морфологический разбор имени существительного

 (§ 27)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Проводить морфологический разбор имени существительного.

(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры

Урок развития речи

Создание текста

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Синтаксическая роль имени существительного. Имя существительное как член прдложения.

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Культура речи. Правильное употребление имени существительного.Орфоэпические, грамматические нормы.

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Уметь употреблять имена существительные в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами.

Культура речи. Правильное употребление имени существительного.Лексические нормы.

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Уметь употреблять имена существительные в соответствии с лексическими нормами.

Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания

Урок отработки умений и рефлексии

Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.

Знать и уметь определять грамматческое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5по теме «Существительное»

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Имя прилагательное (21 ч.), из них развитие речи -2, к/р - 1

Имя прилагательное как часть речи (§ 28)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Расширить знания о значении и основных грамматических при­ знаках имени прилагательного. Осмыслить понятие «признак предмета».

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

(Рр-25). Сочинение-описание внешности человека

Урок развития речи

Создание текста

Наблюдать и выявлять роль прилагательных в речи. Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин, природных явлений, обстановки помещения и др.

Имена прилагательные качественные и относительные

(§ 29)

Урок открытия нового знания

Формулировка выводов с опорой на текст

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилага­ тельного.Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов.

Притяжательные имена прилагательные (§ 29)

Урок открытия нового знания

Формулировка выводов с опорой на текст

Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов.Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Определять принадлежность имени прилагательного к од­ ному из трех разрядов.Наблюдать за употреблением прилагательных разных раз­рядов в прямом и переносном значении.

Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. Совершенствовать и закреплять навыки согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.Правильно произносить и писать падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа.

Имена прилагательные полные и краткие

(§ 31) Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую (§ 31)

Урок открытия нового знания

Информация, представленная разными способами

Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных. Образовывать краткие прилагательные. Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам. Использовать краткие прилагательные в речи.

Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§ 32)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи. Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения.

Превосходная степень имени прилагательного(§ 32)

Урок открытия нового знания

Информация, представленная разными способами

Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения. Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок.

Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание -н- и-нн- в прилагательных (§ 33)

Урок открытия нового знания

Информация, представленная разными способами

Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и при­ ставок.Распознавать способы образования имен прилагательных. Усвоить правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Правописание -н- и-нн- в прилагательных (§ 33)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.

Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33)

Урок открытия нового знания

Информация, представленная разными способами

Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления.

Правописание не с прилагательными (§33)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления.

Правописание имен прилагательных (§ 33)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Знать дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов

Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34)

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

(Рр-26). Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Урок развития речи

Создание текста

Наблюдать и выявлять роль прилагательных в речи. Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин, природных явлений, обстановки помещения и др.

Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное как член предложения.

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Культура речи. Правильное употребление имени прилагательного.Орфоэпические, грамматические.

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Уметь употреблять имена прилагательные в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами.

Культура речи. Правильное употребление имени прилагательного.Лексические нормы.

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Уметь употреблять имена прилагательные в соответствии с лексическими нормами.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имён прилагательных, уметь употреблять их в речи.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Урок отработки умений и рефлексии

Информация, представленная разными способами

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6 по теме «Прилагательное»

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Глагол (34 ч.), из них развитие речи – 4,  к/р - 1

Анализ результатов контрольного диктанта. Глагол как часть речи

(§ 35)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение.

Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Расширить и систематизировать знания о значении и граммати­ ческих признаках глаголов. Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова. Распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексико­грамматическим группам.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Правописание не с глаголами (§ 36)

Урок отработки умений и рефлексии

Ответ на вопрос

Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами.

Правописание не с глаголами(§ 36)

Урок отработки умений и рефлексии

Ответ на вопрос

Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами.

Инфинитив (§ 37)

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов, аргументация

Осмысливать значение, морфо­ логические признаки и синтаксическую роль инфинитива. Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания.

Правописание –тсяи –тьсяв глаголах

(§ 38)

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов, аргументация

Овладеть алгоритмом правописаниятся и -ться в глаголах.

Правописание –тсяи –тьсяв глаголах

(§ 38)

Урок отработки умений и рефлексии

Тренировочные упражнения по теме

Овладеть алгоритмом правописания -тся и -ться в глаголах.

(Рр-27) Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения № 2

Урок развития речи

Создание текста

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств, типа речи

(Рр-28) Написание контрольного сочинения-рассуждения

Урок развития речи

Создание текста

Вид глагола (§ 39)

Урок отработки умений и рефлексии

Поисковое чтение

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, по формальным признакам. Определять видовые значения глаголов. Овладевать способами видообразования. Употреблять в речи глаголы со­ вершенного и несовершенного вида.

Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39)

Урок открытия нового знания

Поисковое чтение

Овладеть алгоритмом правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Распознавать разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры.

Переходные и непереходные глаголы (§ 40)

Урок открытия нового знания

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Возвратные глаголы (§ 41)

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и стра­ дательных оборотах.

Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42)

Урок открытия нового знания

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Определять наклонения глагола. Осмысливать особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения.Употреблять бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение глагола (§ 42)

Урок открытия нового знания

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Осмысливать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения. Интонационно правильно оформлять высказывание, со­ держащее глагол повелительного наклонения.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Урок открытия нового знания

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Осуществлять выбор правильного варианта написания глаголов повелительного наклонения

Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола (§ 42—43)

Урок открытия нового знания

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Правильно употреблять в речи  глагол изъявительного наклонения.

(Рр-29) Сочинение «Что было бы, если бы…» (письмо с фронта)

Урок развития речи

Создание текста

Создавать собственное письменное высказывание

Настоящее время глагола (§ 43)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

Прошедшее время глагола (§ 43)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

Будущее время глагола (§ 43)

Урок отработки умений и рефлексии

Изучающее чтение

Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками

Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол»

Урок развивающего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Анализ результатов контрольного диктанта. Спряжение глагола (§ 44)

Урок отработки умений и рефлексии

Ответ на вопрос

Определять спряжения глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаго­ лов I и II спряжения.

Спряжение глагола (§ 44)

Урок отработки умений и рефлексии

Ответ на вопрос

Определять тип спряжения глаголов. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов

I и II спряжения.

Разноспрягаемые глаголы

 (§ 44)

Урок открытия нового знания

Нахождение в тексте конкретных сведений,  заданных в явном виде

Безличные глаголы (§ 45)

Урок открытия нового знания

Нахождение в тексте конкретных сведений,  заданных в явном виде

Осмысливать семантику без­ личных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями, стилями речи. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные

Безличные глаголы (§ 45)

Урок отработки умений и рефлексии

Нахождение в тексте конкретных сведений,  заданных в явном виде

Морфологический разбор глагола (§ 46)

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Знать и уметь определять грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глаголов.

Синтаксическая роль глагола. Глагол как  член предложения.

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Определять синтаксическую роль глаголов предложении.

Культура речи. Правильное употребление глагола.Орфоэпические, грамматические нормы.

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Уметь употреблять глаголы в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами.

Культура речи. Правильное употребление глагола.Лексические нормы.

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Уметь употреблять глаголы в соответствии с лексическими нормами.

(Рр-30)Изложение с цитированием стихотворных строк

Урок развития речи

Создание текста

Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств

Повторение изученного в 5 классе (14 часов), из них к/р – 1

Повторение изученного в 5 классе Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Уметь делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами.Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Повторение изученного в 5 классе. Лексика.

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Омонимы — омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова

Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Словообразование

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с разными источниками информации

Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова.

Проводить морфемный анализ слова.

Повторение изученного в 5 классе. Морфология.

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного.Правильно произносить и писать суффиксы существительных, правильно писать окончания имён существительных.

Повторение изученного в 5 классе. Морфология.

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени прилагательного.Правильно произносить и писать суффиксы прилагательных, правильно писать окончания имён прилагательных.

Повторение изученного в 5 классе. Морфология.

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки глагола.Правильно произносить и писать суффиксы глагола, правильно писать окончания глагола.

Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Пунктуация.

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Опознавать однородные члены предложения.

Составлять схемы предложений с однородными членами.

Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Пунктуация.

Урок отработки умений и рефлексии

Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация

Опознавать и разграничивать

простое и сложное предложение, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8

Урок развива-ющего контроля

Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание.

Анализ контрольного диктанта.  Орфография. Пунктуация.

Урок отработки умений и рефлексии

Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы

Коррекция допущенных в работе ошибок.

Повторение по теме «Орфография. Пунктуация»

Урок отработки умений и рефлексии

Резервные часы

Резервные часы

Резервные часы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9-ом классе.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9-го класса по учебнику Л.А.Тростенцовой, рассчитанное на 102 часа в год....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 «А» классе

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 «А» классе2014-2015 уч. год ( 102 часа- 3 часа в неделю)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...