РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_planirovanie_5_klass_bystrova.zip | 77.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Развёрнутое календарно-тематическое планирование
(Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС.Инновационная школа)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности/ Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата | |||
предметные | мета-предметные | личностные | по плану | по факту | ||||
Русский язык — национальный язык русскогонарода | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества | |||||
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (20ч..), из них развитие речи – 5, к/р - 1 | ||||||||
Язык и речь (§ 1) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Осознавать различия между понятиями язык и речи. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и пись-менногосообще-ния (коммуни-кативной уста-новки, темы текста, основной мысли; основной и дополни-тельной инфор-мации); • владение разными видами чтения (поиско-вым, просмотро-вым, ознакоми-тельным, изуча-ющим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владе-ние разными видами ауди-рования (выбо-рочным, ознако-мительным, детальным); говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятель-ности (индиви-дуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать до-стигнутые результаты и адекватно фор-мулировать их в устной и пись-менной форме; • умение воспро-изводить про-слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свер-нутости (план, пересказ; • умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, • владение различными видами моноло-га (повествова-ние, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикет-ный, диалог-расспрос, диалог-побужде-ние, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета; адекват-но использовать жесты, мимику в процессе речево-го общения; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефе-ратом; участие в спорах, обсужде-ниях актуальных тем с использо-ваниемразлич-ных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способ-ностьисполь-зовать родной язык как сред-ство получения знаний по дру-гим учебным предметам; 3) коммуника-тивноцелесооб-разное взаимо-действие с окружающими людьми в про-цессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуж-денияхактуаль-ных тем. | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |||
(Рр-1). Обучающее выборочное изложение | Урок развития речи | Интерпретация текста | Выборочно излагать содержание прочитанного текста. | |||||
Речь и речевое общение (§ 2) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Осознавать различия языка и речи. | |||||
Речь устная и письменная (§ 3) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Знать основные особенности устной и письменной речи, уметь их анализировать. | |||||
Речь книжная и разговорная (§ 4) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Знать основные особен-ности разговорной и книжной речи, уметь их анализировать. Выявлять особенности разговор-ной речи. Сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь. | |||||
Речь диалогическая и монологическая (§ 5) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Различать диалоги-ческую и монологи-ческую речь. Уметь вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога. Создавать устные и письменные подготов-ленные и непод готов-ленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания. | |||||
Речевой этикет (§ 6) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. | |||||
(Рр-2) Подробное изложение. | Урок развития речи | Преобразование информации | Подробно излагать содержание прочитанного текста | |||||
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7) | Урок открытия нового знания | Поисковое чтение | Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного тек ста, определять его основную мысль. | |||||
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8) | Урок открытия нового знания | Изучающее, по исковое чтение текста. | Знать основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. | |||||
Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием. | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте (§ 8) | Урок открытия нового знания | Понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста | Знать: последовательная и параллельная связь предложений в тексте, средства связи предложений в тексте.Находить средства грамматической связи предложений в тексте. | |||||
План текста (§ 9) | Урок отработки умений и рефлексии | Деление текста на смысловые части, составление плана текста | Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурносмысловогоанализа текста, составлять план. | |||||
(Рр – 3). Сочинение «Мой четвероногий друг» | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие текс ты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функциональносмысло вых типов речи. | |||||
Типы речи (§ 10) Повествование(§ 11) | Урок открытия нового знания | Жанр, структура, выразительные средства текста | Определять функционально смысловые типы речи. | |||||
Описание. Сравнение (§ 12) | Урок открытия нового знания | Жанр, структура, выразительные средства текста | Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение. На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста | |||||
Рассуждение (§ 13) | Урок открытия нового знания | Жанр, структура, выразительные средства текста | ||||||
Сочетание разных типов речи (§ 14) | Урок отработки умений и рефлексии | Жанр, структура, выразительные средства текста | Создавать небольшие текс ты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функциональносмысло вых типов речи. | |||||
(Рр — 4). Подготовка к написанию контрольного подробного изложения № 1. | Урок развития речи | Преобразование и интерпретация информации | Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитан ного текста. Передавать содержание тек с та в сжатом или развернутом виде в устной и письменной форме. | |||||
(Рр — 5). Написание контрольного подробного изложения № 1. | Урок развития речи | |||||||
Синтаксис и пунктуация (28 ч.), из них развитие речи – 5, к/р – 1 | ||||||||
Синтаксис и пунктуация (§ 15) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • владение разными видами чтения (поиско-вым, просмот-ровым, ознако-мительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение разны-ми видами ауди-рования (выбо-рочным, ознако-мительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, • свободно пользоваться словарями различных типов, спра-вочнойлите-ратурой, в том числе и на элек-тронных носи-телях; • овладение приемами от-бора и система-тизации мате-риала на опре-деленную тему; умение вести самостоятель-ный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче инфор-мации, полу-ченной в резуль-тате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые выска-зывания с точки зрения их содер-жания, стилис-тическихосо-бенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятель-ности (индиви-дуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения; • способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста, соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета; адек-ватноисполь-зовать жесты, мимику в про-цессе речевого общения; • способность осуществлять речевой само-контроль в про-цессе учебной деятельности и в повседневной практике рече-вого общения; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство полу-чения знаний по другим учебным предметам; при-менение полу-ченных знаний, умений и навы-ков анализа язы-ковых явлений на межпред-метном уровне (на уроках иностранного языка, литера-туры и др.); 3) коммуника-тивноцелесооб-разное взаимо-действие с окружающими людьми в про-цессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |||
Словосочетание (§ 16) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения. | |||||
Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16) | Урок открытия нового знания | Поиск и понимание информации | Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Конструировать изученные виды словосочетаний. Группировать словосочетания по заданным признакам. | |||||
(Рр-6). Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. | |||||
Предложение и его признаки §17) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Определять основные признаки предложения, находить его границы. | |||||
Интонация (§ 18) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побуди тельных, вопросительных, вос клицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи. | |||||
Логическое ударение (§ 19) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Анализировать смысловые особенности предложений. | |||||
Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмо циональной окраске. | |||||
(Рр-7). Сжатое изложение «Тетрадки под дождем» | Урок развития речи | преобразование и интерпретация информации | Передавать содержание текста в сжатом виде в письменной форме | |||||
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Выделять грамматическую ос нову двусоставного предложения. Правильно согласовывать под лежащее и сказуемое. | |||||
Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23) | Урок открытия нового знания | Поиск и понимание информации | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, правильно ставить знаки препинания . | |||||
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | Знать второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения. | |||||
Определение (§ 25) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск и понимание информации | ||||||
(Рр-8). Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней» | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие текст-описание в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. | |||||
(Рр-9). Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней» | Урок развития речи | Создание текста | ||||||
Дополнение (§ 26) | Урок отработки умений и рефлексии | понимать информацию, представленную разными способами | Знать второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения. | |||||
Обстоятельство (§ 27) | Урок отработки умений и рефлексии | понимать информацию, представленную разными способами | ||||||
Предложения с однородными членами (§ 28) | Урок отработки умений и рефлексии | понимать информацию, представленную разными способами | Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами. | |||||
Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Предложения с обращениями (§30) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Осознавать основные функции обращений. | |||||
Предложения с вводными словами (§ 31) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами. | |||||
Предложения с прямой речью (§ 32) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Правильно интонировать предложения с прямой речью. | |||||
Предложения с прямой речью (§ 32) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Правильно интонировать предложения с прямой речью. | |||||
Синтаксический разбор простого предложения (§ 33) | Урок отработки умений и рефлексии | Синтаксический разбор | Уметь устанавливать смысловые связи между словами в предложении | |||||
(Рр-10) Обучающее изложение от другого лица | Урок развития речи | Преобразование и интерпретация информации | Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме | |||||
Простое и сложное предложение (§ 34) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение | |||||
Простое и сложное предложение(§ 34) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение | |||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (25 ч.), из них развитие речи – 4, к/р – 2 | ||||||||
Фонетика. Звук – единица языка (§ 35-36) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомитель-ным, изучаю-щим) текстов разных стилей и жанров;вла-дение разными видами ауди-рования (выборочным, ознакомитель-ным, деталь-ным);• способ-ность извлекать информацию из различных источников, • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоя-тельный поиск информации; способность к преобразованию, информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуаль-ной и коллектив-ной), последова-тельностьдейст-вий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор-мулировать их в устной и пись-менной форме; • умение воспро-изводить про-слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свер-нутости (план, пересказ, конс-пект, аннота-ция); • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятел-ности и в повсе-дневнойпрак-тике речевого общения; • уме-ние выступать перед ауди-ториейсверст-ников с неболь-шимисообще-ниями с исполь-зованием раз-личных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способ-ностьисполь-зовать родной язык как сред-ство получения знаний по дру-гим учебным предметам; 3) коммуникатив-но целесообраз-ноевзаимо-действие с окру-жающимилюдь-ми в процессе речевого общения. | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |||
Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция (§ 37-38) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове. | |||||
(Рр-11) Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» | Урок развития речи | Преобразование и интерпретация информации | Передавать содержание текста от другого лица в письменной форме | |||||
Отличие гласных и согласных звуков (§ 39) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Распознавать гласные (ударные, безударные) и согласные звуки. | |||||
Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Распознавать согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие. | |||||
Обозначение мягкости согласных.Правописание ь (§ 42) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарём | Уметь различать и обозначать на письме твердость и мягкость согласных, [ j']. | |||||
Позиционные чередования гласных (§ 43) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Правописание гласных в корне слова | |||||
(Рр- 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица | Урок развития речи | Преобразование и интерпретация информации | Передавать содержание текста письменной форме | |||||
(Рр- 13) Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица | Урок развития речи | Преобразование и интерпретация информации | Передавать содержание текста письменной форме | |||||
Слог. Ударение (§44—45) | Урок отработки умений и рефлексии | Деление текста на смысловые части, составление плана текста | Делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.Определять место ударения в слове в соответствии с акцен тологическими нормами. | |||||
Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск информации | Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. | |||||
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных (§ 48) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск информации | Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения. | |||||
Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск информации | Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения. | |||||
Выразительные средства фонетики (§ 49) | Урок открытия нового знания | Поиск информации | Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи. | |||||
Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия» | Урок отработки умений и рефлексии | Тренировочные упражнения по теме | Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Фонетика. Орфоэпия» | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ 50—51) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск информации | Осознавать значение письма. Соотносить в словах звуки и буквы. Знать состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы | |||||
Орфография. Правописание гласных в корне слова(§ 52—53) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания гласных в корне | |||||
Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Владеть приемами определения правописания гласных в корне | |||||
Буквы о – ё после шипящих в корне слова (§ 53) | Урок открытия нового знания | Информация, представленная разными способами | Владеть приемами определения правописания о – ё после шипящих | |||||
(Рр-14) Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир» | Урок развития речи | Создание текста | Уметь создавать письменные высказывания небольшого объема. | |||||
Правописание согласных в корне слова(§ 54) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания согласных в корне | |||||
Правописание удвоенных согласных в корне слова(§54) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Владеть приемами определения правописания согласных в корне | |||||
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» | Урок отработки умений и рефлексии | Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. | ||||||
Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Лексика (18 ч.), из них развитие речи – 3, к/р – 1 | ||||||||
Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарями | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыс лей, чувств, эмоций. Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение:См. раздел «Фонетика» говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения; • способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логич-ность, последо-вательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выра-жать свое отно-шение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитан-ному, услышан-ному, увиден-ному;• владение различными видами моноло-га (повествова-ние, описание, рассуждение; сочетание раз-ных видов моно-лога) и диалога (этикетный, диа-лог-расспрос, диалог-побуж-дение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике рече-вого общения основных орфо-эпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литера-турного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного обще-ния;• способ-ностьучаст-вовать в речевом общении, соблю-дая нормы рече-вого этикета; адекватно ис-пользовать жес-ты, мимику в процессе речевого обще-ния;• умение выступать перед аудиторией. 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; См. раздел «Фонетика» Коммуникатив-ноцелесообраз-ноевзаимо-действие См. раздел «Фонетика» | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |||
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарями | Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использовать для определения, уточнения его значения. Расширять свой лексический запас. | |||||
Однозначные и многозначные слова (§ 58) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарями | Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов. | |||||
Прямое и переносное значение слов (§ 59) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарями | Использовать в речи слова в переносном значении | |||||
Омонимы (§60) | Урок открытия нового знания | Работа со словарями | Различать омонимы и многозначные слова. | |||||
Синонимы (§ 61) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарями | Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. Употреблять в речи словасинонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилис тической окраски. Извлекать необходимую ин формацию из словарей синонимов. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи. | |||||
(Рр-15) Сжатое изложение. | Урок развития речи | Преобразование и интерпретация информации | Передавать сжато содержание текста | |||||
Антонимы (§ 62) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа со словарями | Извлекать необходимую информацию из словарей | |||||
Исконно русские и заимствованные слова | Урок открытия нового знания | Работа со словарями | Извлекать необходимую информацию из словарей | |||||
Лексика ограниченного употребления | Урок открытия нового знания | Работа со словарями | Извлекать необходимую информацию из словарей | |||||
Устаревшие слова | Урок открытия нового знания | Работа со словарями | Извлекать необходимую информацию из словарей | |||||
Фразеология | Урок открытия нового знания | Работа со словарями | Уметь употреблять фразеологизмы в речи | |||||
Повторение по теме «Лексика» | Урок отработки умений и рефлексии | Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов в различных ситуациях общения, стилях речи. | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме "Лексика" | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Анализ результатов контрольного диктанта. Эпитет (§ 63) | Урок отработки умений и рефлексии | Понимание текста с учётом жанра, структуры, выразительных средств | Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. | |||||
Метафора ( 63) Олицетворение (§ 63) | Урок отработки умений и рефлексии | Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. | ||||||
(Рр-16) Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой» | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие тексты(описание) в соответствии снормами построения данного типа речи | |||||
(Рр-17) Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой» | Урок развития речи | Создание текста | Уметь создавать письменные высказывания небольшогообъема | |||||
Часть II Морфемика. Словообразование. Орфография (23 ч.), из них развитие речи -2, к/р – 1 | ||||||||
Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Осознавать морфемы как ми нимально значимые единицы языка. Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение:См. раздел «Фонетика» говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения; • способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логич-ность, последо-вательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выра-жать свое отно-шение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитан-ному, услышан-ному, увиден-ному;• владение различными видами моноло-га (повествова-ние, описание, рассуждение; сочетание раз-ных видов моно-лога) и диалога (этикетный, диа-лог-расспрос, диалог-побуж-дение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике рече-вого общения основных орфо-эпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литера-турного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного обще-ния;• способ-ностьучаст-вовать в речевом общении, соблю-дая нормы рече-вого этикета; адекватно ис-пользовать жес-ты, мимику в процессе речевого обще-ния;• умение выступать перед аудиторией. 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; См. раздел «Фонетика» Коммуникатив-ноцелесообраз-ноевзаимо-действие См. раздел «Фонетика» | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |||
Окончание и основа слова (§ 2) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова. Проводить морфемный анализ слова. Выделять производящую осно ву слова и словообразующую морфему. | |||||
Корень (§ 3) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Определять способ образова ния слова. Проводить словообразователь ный анализ слова. Выявлять использование сло вообразовательных средств в художественной речи. | |||||
(Рр-18) Обучающее изложение | Урок развития речи | Интерпретация информации | Передавать содержание текста | |||||
Суффикс (§ 4) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. Проводить морфемный анализ слова | |||||
Приставка (§ 5) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. Проводить морфемный анализ слова | |||||
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Чередование звуков в морфемах.Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | |||||
Чередование гласных е//и в корне (§ 6) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | |||||
Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | ||||||
Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | |||||
Правописание корней с чередованиями (§ 6) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | |||||
Правописание приставок (§ 7) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации | Чередование звуков в морфемах. Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | |||||
Правописание приставок на -з, -с (§ 7) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации | Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | |||||
Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации | Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | |||||
Приставки пре- и при- (§ 9) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации | Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | |||||
Приставки пре- и при- (§ 9) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации | Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | |||||
Буквы и иы после ц (§ 10) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение. Работа с разными источниками информации | Правильно писать морфемы с чередующимися звуками | |||||
Способы образования слов (§ 11) | Урок отработки умений и рефлексии | Производящая основа. Слово-образующиеморфемы. Основные способы образования слов. Словообразовательный анализ слов.Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования словаПроводитьсловообразовательный анализ слова. | ||||||
(Рр-19). Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие тексты (повествование) в соответствии с нормами построения данного типа речи | |||||
Способы образования слов. Сложение (§ 11) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Проводить словообразовательный анализ слова. | |||||
Морфемный разбор слова (§ 12) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Словообразовательный анализ слов.Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования словаПроводить словообразовательный анализ слова. | |||||
Повторение по теме «Морфемика. Словообразование» | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Правописание корней. | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Морфология (1 ч) | ||||||||
Анализ диктанта. Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в начальной школе сведения о частях речи. Расширить представления о месте частей речи в русском языке. Опознавать различные части речи по их существенным при знакам. Разграничивать самостоятельные и служебные части речи | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнитель-ной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредмет-ном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуника-тивноцеле-сообразное взаимо-действие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поис-ковым, просмот-ровым, ознако-мительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владе-ние разными видами ауди-рования (выбо-рочным, ознако-мительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных ис-точников, вклю-чая средства массовой инфор-мации, компакт-диски учебного назначения, ре-сурсы Интерне-та; • свободно пользоваться словарями различных ти-пов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение при-емами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести само-стоятельный поиск инфор-мации; способ-ность к преобра-зованию, сохра-нению и пере-даче инфор-мации, полу-ченной в резуль-тате чтения или аудирования; • умение сопо-ставлять и срав-нивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуаль-ной и коллек-тивной), после-довательность действий, оце-нивать достиг-нутыерезул-таты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочи-танный текст с заданной сте-пенью свер-нутости (план, пересказ, конс-пект, аннота-ция); • умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуа-ции общения; • способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логич-ность, последо-вательность, связность, соот-ветствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явле-ниямокружа-ющейдействи-тельности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение раз-личными видами монолога (по-вествование, описание, рас-суждение; соче-тание разных видов монолога) и диалога (эти-кетный, диалог-расспрос, диалог-побужде-ние, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике рече-вого общения основных орфо-эпических, лек-сических, грамм-атических, сти-листических норм совре-менногорус-ского литера-турного языка; соблюдение ос-новных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного обще-ния; • способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета; адек-ватноисполь-зовать жесты, мимику в про-цессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуника-тивноцеле-сообразное взаимо-действие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | ||||
Имя существительное как часть речи (25 ч.), из них развитие речи – 5, к/р - 1 | ||||||||
Имя существительное как часть речи (§ 15) | Урок отработки умений и рефлексии | Поиск информации | Расширить представление об имени существительном. Осмыслить понятие «предмет» в грамматике. Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени суще ствительного, его синтаксическую роль. | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||||
(Рр-20) Подготовка к сочинению по картине. | Урок развития речи | Составление текста | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств | |||||
(Рр-21) Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.Пластова «Первый снег» | Урок развития речи | Составление текста | ||||||
Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) (§ 16) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе тексте; аргументация вывода | Правильно произносить и писать суффиксы существительных. | |||||
Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик- (§ 17) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе тексте; аргументация вывода | Правильно произносить и писать суффиксы существительных. | |||||
Правописание не с именем существительным (§ 18) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе тексте; аргументация вывода | Различать имена существительные с приставкой не и с отри цательной частицей не. Уметьпользоваться существительны ми-синонимами с не и без не (антонимами) | |||||
Постоянные морфологические признаки имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19) | Урок отработки умений и рефлексии | Составление на основании текста ответа на поставленный вопрос. | Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени сущест вительного. Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим при знакам.Осознавать необходимость различения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей. Правильно ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, рыб, на секомых.. Узнавать прием олицетворения, источником которогояв ляется категория одушевленности/неодушевленности | |||||
(Рр-22) Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие тексты (описания) в соответствии снормами построения данного типа речи | |||||
Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные. | |||||
Род имен существительных (§ 21) Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21) | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе тексте; аргументация вывода | Определять род имен существительных по значению, по различным формальным при знакам.Согласовывать в роде имена прилагательные, глаголы про шедшего времени, порядковые числительные, местоимения с именами существительными.Определять род имен существительных с ь на конце по словам, с которыми они связаны. | |||||
(Рр-23). Описание комнаты | Урок развития речи | Создание текста | Создавать небольшие тексты (описания) в соответствии снормами построения данного типа речи | |||||
Имена существительные общего рода (§ 22) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Правильно употреблять в речи существительные общего рода. | |||||
Род несклоняемых имен существительных (§ 23) | Урок открытия нового знания | Изучающее чтение | Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные. | |||||
Склонение имен существительных (§ 24) | Урок отработки умений и рефлексии | Составление на основании текста ответана поставленный вопрос.Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. | Определять склонение имен существительных. Проверять написания безударных падежных окончаний существительных. Правильно писать безударные падежные окончания существительных. | |||||
Разносклоняемые имена существительные (§ 24) | Урок отработки умений и рефлексии | Составление на основании текста ответана поставленный вопрос. | Правильно употреблять в речи и писать несклоняемые имена существительные. | |||||
Непостоянные признаки имени существительного. Число имен существительных (§ 25) | Урок отработки умений и рефлексии | Составление на основании текста ответана поставленный вопрос. | Знать непостоянные признаки имён существительных: падеж, число. | |||||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26) | Урок отработки умений и рефлексии | Составление на основании текста ответана поставленный вопрос. | Правильно писать безударные падежные окончания существительных | |||||
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26) | Урок открытия нового знания | Составление на основании текста ответана поставленный вопрос. | Правильно писать безударные падежные окончания существительных. | |||||
Морфологический разбор имени существительного (§ 27) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Проводить морфологический разбор имени существительного. | |||||
(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры | Урок развития речи | Создание текста | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств | |||||
Синтаксическая роль имени существительного. Имя существительное как член прдложения. | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Определять синтаксическую роль существительных в предложении. | |||||
Культура речи. Правильное употребление имени существительного.Орфоэпические, грамматические нормы. | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Уметь употреблять имена существительные в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. | |||||
Культура речи. Правильное употребление имени существительного.Лексические нормы. | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Уметь употреблять имена существительные в соответствии с лексическими нормами. | |||||
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания | Урок отработки умений и рефлексии | Составление на основании текста ответана поставленный вопрос. | Знать и уметь определять грамматческое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5по теме «Существительное» | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Имя прилагательное (21 ч.), из них развитие речи -2, к/р - 1 | ||||||||
Имя прилагательное как часть речи (§ 28) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Расширить знания о значении и основных грамматических при знаках имени прилагательного. Осмыслить понятие «признак предмета». | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||||
(Рр-25). Сочинение-описание внешности человека | Урок развития речи | Создание текста | Наблюдать и выявлять роль прилагательных в речи. Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин, природных явлений, обстановки помещения и др. | |||||
Имена прилагательные качественные и относительные (§ 29) | Урок открытия нового знания | Формулировка выводов с опорой на текст | Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилага тельного.Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов. | |||||
Притяжательные имена прилагательные (§ 29) | Урок открытия нового знания | Формулировка выводов с опорой на текст | Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов.Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Определять принадлежность имени прилагательного к од ному из трех разрядов.Наблюдать за употреблением прилагательных разных разрядов в прямом и переносном значении. | |||||
Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. Совершенствовать и закреплять навыки согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.Правильно произносить и писать падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа. | |||||
Имена прилагательные полные и краткие (§ 31) Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую (§ 31) | Урок открытия нового знания | Информация, представленная разными способами | Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных. Образовывать краткие прилагательные. Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам. Использовать краткие прилагательные в речи. | |||||
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§ 32) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи. Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения. | |||||
Превосходная степень имени прилагательного(§ 32) | Урок открытия нового знания | Информация, представленная разными способами | Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения. Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок. | |||||
Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание -н- и-нн- в прилагательных (§ 33) | Урок открытия нового знания | Информация, представленная разными способами | Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и при ставок.Распознавать способы образования имен прилагательных. Усвоить правописание н и нн в суффиксах прилагательных. | |||||
Правописание -н- и-нн- в прилагательных (§ 33) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове. | |||||
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33) | Урок открытия нового знания | Информация, представленная разными способами | Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления. | |||||
Правописание не с прилагательными (§33) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления. | |||||
Правописание имен прилагательных (§ 33) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Знать дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов | |||||
Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34) | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | |||||
(Рр-26). Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» | Урок развития речи | Создание текста | Наблюдать и выявлять роль прилагательных в речи. Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин, природных явлений, обстановки помещения и др. | |||||
Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное как член предложения. | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении. | |||||
Культура речи. Правильное употребление имени прилагательного.Орфоэпические, грамматические. | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Уметь употреблять имена прилагательные в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. | |||||
Культура речи. Правильное употребление имени прилагательного.Лексические нормы. | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Уметь употреблять имена прилагательные в соответствии с лексическими нормами. | |||||
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имён прилагательных, уметь употреблять их в речи. | |||||
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Урок отработки умений и рефлексии | Информация, представленная разными способами | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6 по теме «Прилагательное» | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Глагол (34 ч.), из них развитие речи – 4, к/р - 1 | ||||||||
Анализ результатов контрольного диктанта. Глагол как часть речи (§ 35) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Расширить и систематизировать знания о значении и граммати ческих признаках глаголов. Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова. Распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексикограмматическим группам. | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||||
Правописание не с глаголами (§ 36) | Урок отработки умений и рефлексии | Ответ на вопрос | Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами. | |||||
Правописание не с глаголами(§ 36) | Урок отработки умений и рефлексии | Ответ на вопрос | Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами. | |||||
Инфинитив (§ 37) | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов, аргументация | Осмысливать значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль инфинитива. Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания. | |||||
Правописание –тсяи –тьсяв глаголах (§ 38) | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов, аргументация | Овладеть алгоритмом правописаниятся и -ться в глаголах. | |||||
Правописание –тсяи –тьсяв глаголах (§ 38) | Урок отработки умений и рефлексии | Тренировочные упражнения по теме | Овладеть алгоритмом правописания -тся и -ться в глаголах. | |||||
(Рр-27) Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения № 2 | Урок развития речи | Создание текста | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств, типа речи | |||||
(Рр-28) Написание контрольного сочинения-рассуждения | Урок развития речи | Создание текста | ||||||
Вид глагола (§ 39) | Урок отработки умений и рефлексии | Поисковое чтение | Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, по формальным признакам. Определять видовые значения глаголов. Овладевать способами видообразования. Употреблять в речи глаголы со вершенного и несовершенного вида. | |||||
Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39) | Урок открытия нового знания | Поисковое чтение | Овладеть алгоритмом правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) | |||||
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Распознавать разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. | |||||
Переходные и непереходные глаголы (§ 40) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. | |||||
Возвратные глаголы (§ 41) | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и стра дательных оборотах. | |||||
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Определять наклонения глагола. Осмысливать особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения.Употреблять бы с глаголами в условном наклонении. | |||||
Повелительное наклонение глагола (§ 42) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Осмысливать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения. Интонационно правильно оформлять высказывание, со держащее глагол повелительного наклонения. | |||||
Правописание глаголов в повелительном наклонении. | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Осуществлять выбор правильного варианта написания глаголов повелительного наклонения | |||||
Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола (§ 42—43) | Урок открытия нового знания | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Правильно употреблять в речи глагол изъявительного наклонения. | |||||
(Рр-29) Сочинение «Что было бы, если бы…» (письмо с фронта) | Урок развития речи | Создание текста | Создавать собственное письменное высказывание | |||||
Настоящее время глагола (§ 43) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. | |||||
Прошедшее время глагола (§ 43) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. | |||||
Будущее время глагола (§ 43) | Урок отработки умений и рефлексии | Изучающее чтение | Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. | |||||
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками | Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. | |||||
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Анализ результатов контрольного диктанта. Спряжение глагола (§ 44) | Урок отработки умений и рефлексии | Ответ на вопрос | Определять спряжения глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаго лов I и II спряжения. | |||||
Спряжение глагола (§ 44) | Урок отработки умений и рефлексии | Ответ на вопрос | Определять тип спряжения глаголов. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения. | |||||
Разноспрягаемые глаголы (§ 44) | Урок открытия нового знания | Нахождение в тексте конкретных сведений, заданных в явном виде | ||||||
Безличные глаголы (§ 45) | Урок открытия нового знания | Нахождение в тексте конкретных сведений, заданных в явном виде | Осмысливать семантику без личных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями, стилями речи. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные | |||||
Безличные глаголы (§ 45) | Урок отработки умений и рефлексии | Нахождение в тексте конкретных сведений, заданных в явном виде | ||||||
Морфологический разбор глагола (§ 46) | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Знать и уметь определять грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глаголов. | |||||
Синтаксическая роль глагола. Глагол как член предложения. | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Определять синтаксическую роль глаголов предложении. | |||||
Культура речи. Правильное употребление глагола.Орфоэпические, грамматические нормы. | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Уметь употреблять глаголы в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. | |||||
Культура речи. Правильное употребление глагола.Лексические нормы. | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Уметь употреблять глаголы в соответствии с лексическими нормами. | |||||
(Рр-30)Изложение с цитированием стихотворных строк | Урок развития речи | Создание текста | Создавать текст с учётом жанра, структуры, выразительных средств | |||||
Повторение изученного в 5 классе (14 часов), из них к/р – 1 | ||||||||
Повторение изученного в 5 классе Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Уметь делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами.Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения. | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважитель-ное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь-ной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||||
Повторение изученного в 5 классе. Лексика. | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Омонимы — омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова | |||||
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Словообразование | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с разными источниками информации | Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова. Проводить морфемный анализ слова. | |||||
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного.Правильно произносить и писать суффиксы существительных, правильно писать окончания имён существительных. | |||||
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени прилагательного.Правильно произносить и писать суффиксы прилагательных, правильно писать окончания имён прилагательных. | |||||
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки глагола.Правильно произносить и писать суффиксы глагола, правильно писать окончания глагола. | |||||
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Пунктуация. | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами. | |||||
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Пунктуация. | Урок отработки умений и рефлексии | Формулирование выводов на основе прочитанного текста, аргументация | Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8 | Урок развива-ющего контроля | Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание. | ||||||
Анализ контрольного диктанта. Орфография. Пунктуация. | Урок отработки умений и рефлексии | Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы | Коррекция допущенных в работе ошибок. | |||||
Повторение по теме «Орфография. Пунктуация» | Урок отработки умений и рефлексии | |||||||
Резервные часы | ||||||||
Резервные часы | ||||||||
Резервные часы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9-ом классе.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9-го класса по учебнику Л.А.Тростенцовой, рассчитанное на 102 часа в год....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка с 5- 10 классы. Учебник "Happy English.ru" К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман
Составлено на основе "Книга для учителя" из УМК....
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 «А» классе
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 «А» классе2014-2015 уч. год ( 102 часа- 3 часа в неделю)...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...