Рабочая программа по внеаудиторной деятельности "Культура речи" Для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Казакова Татьяна Николаевна

Главная цель общения _ правильно понимать друг друга." Единственное средство умстенного общения людей есть слово, -  говорил Л.Н.Толстой, и для того чтобы это общение было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы прикаждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kultura_rechi_6_klass.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа № 8 г. Томмот»  МО «АР»    

Рассмотрена  на заседании НМС:

протокол № _____ от  «___» _______

Утверждена:_________________________

И.о.директора МБОУ СОШ № 8:    

    Казакова Т.Н.        

   Приказ  № _______ от  «___» ________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Культура речи»

Направление: общекультурное

для 6 класса

 Ф.И.О. педагога  Казакова Татьяна Николаевна учитель истории и обществознания   высшей категории

год  составления программы. 2017

Пояснительная записка

Концепция программы

Главная цель общения – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н.Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.

Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки  - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников  имеет большое образовательное значение.    Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Актуальность программы

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются  и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Секреты хорошей речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Практическая значимость         

        Помимо сведений  о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а  также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Вид программы

Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности  основного общего образования в  соответствии с требованиями федерального  образовательного стандарта  основного общего образования.

Цель программы –  формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обеспечивающих  незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Задачи программы

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

- дать общие сведения о культуре речи;

- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки  учащихся 6-х классов;

УУД

Личностные

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 

 Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•   выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 

Коммуникативные

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Особенности возрастной группы учащихся

        Настоящая программа  ориентирована  на учащихся 6-х классов.

Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о культуре речи;
  • основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки  учащихся 6-х классов»;

Учащиеся должны уметь:

  • отличать текст от набора предложений на одну тему;
  • определять тему, главную мысль текста;
  • уметь озаглавить текст;
  • уметь составлять текст;
  • употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности;
  • участвовать в беседе.

Формы реализации программы

Форма организации работы: коллективная,  групповая и индивидуальная Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Исследования и решение проблем

Практические занятия:

  • Конкурсы
  • Викторины
  • Игры

Формы контроля

  1. Анкетирование
  2. Презентация
  3. Представление связного текста
  4. Творческая работа

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
  • аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
  • устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

.

познавательные 

  • самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
  • составляет сложный план текста;
  • сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
  • самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;
  • умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
  • планирует свою работу по изучению незнакомого материала.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Культура речи-8

Вводное занятие. Речевая культура – часть общечеловеческой культуры

Речевой этикет как правило речевого общения

Особенности разговорного стиля речи.

Правила речевого этикета.

Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Азбука важных и вежливых слов.

Наш язык богат и могуч

Великие люди о языке.

«Вначале было слово…»- 31

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

«Слово – понятие, слово – творчество»-15

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи-14

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Культура речи-8

1

Вводное занятие. Речевая

культура – часть общечеловеческой культуры

04.09

 

2

Речевой этикет как правило речевого общения

06.09

3

Особенности разговорного стиля речи.

11.09

 

4

Правила речевого этикета.

13.09

 

5

Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

18.09

6

Азбука важных и вежливых слов.

20.09

 

7

Наш язык богат и могуч

25.09

 

8

Великие люди о языке.

27.09

«Вначале было слово…»- 31

9

О чём рассказывает устное народное творчество?

02.10

 

10

Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

04.10

11

Историзмы

09.10

 

12

архаизмы,

11.10

13

неологизмы.

16.10

14

Словесный практикум

18.10

15

Литературный язык

23.10

 

16

Местные  говоры.

25.1з0

17

Лексические диалектные различия и их типы.

30.10

 

18

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

 

19

Фразеологическое богатство языка.

 

20

Фразеологические словари.

21

Краткие мудрые изречения..

 

22

Афоризмы

23

Крылатые слова.

24

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

 

25

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

26

Общеупотребительные слова,

 

27

Термины и профессионализмы.

28

Жаргонная лексика.

29

Молодёжный сленг и отношение к нему.

 

30

Ролевая игра «Давайте поговорим»

31

Антропонимика как наука.

 

32

Личное имя. Отчество.

22

История возникновения фамилий.

 

34

О чем могут рассказать фамилии?

35

Творческая работа «История моей фамилии»

36

Презентация творческих работ

37

Прозвища как объект научного изучения.

 

38

Происхождение прозвищ.

39

Игра «Наши прозвища»

«Слово – понятие, слово – творчество»-15

40

К истокам слова. Почему мы так говорим?

 

41

Происхождение слов.

 

42

Работа с этимологическим словарем.

43

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова.

 

44

Толковый словарь.

45

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

 

46

Как правильно употреблять слова.

 

47

Многозначность как основа художественных тропов.

 

48

Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

49

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

 

50

Текст как речевое произведение.

 

51

Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

52

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

 

53

Напиши письмо Другу.

 

54

Анализ писем

Качества хорошей речи-14

1

55

Разговор как искусство устной речи.

 

56

Основные нормы современного литературного произношения.

57

Ударение в словах

 

58

Основные речевые правила  общения посредством телефона.

 

59

Орфоэпические нормы русского языка

 

60

Невербальные средства общения.

 

61

Значение мимики и жестикуляции при общении.

62

Качества хорошей речи.

63

Правильность как основа хорошей речи.

64

Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи.

65

Точность речи.

66

Модель создания речевого высказывания.

67

Конкурс юных ораторов

68

Итоговое занятие. Презентации

 

Дидактическое обеспечение программы:

Литература

  1. Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (развитие коммуникативных способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 2007.
  2. Богданов В.В. Речевое общение. – Л., 2007.
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2008.
  4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. – М., 2008.
  5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,2006.
  6. Культура речи и эффективность общения. – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности. Английская литература для детей.

Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование и рекомендуемую методическую литературу....

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности в 6 классе. Английская детская литература.

Курс внеаудиторных занятий по детской английской литературе направлен на ознакомление с произведениями выдающихся писател...

Рабочая программа по внеаудиторной работе "Великие полководцы"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Целевая установка и организационно-методические указания Общими целями элективного курса «Великие полководцы России» являются:• изучение исторического опыта русского народ...

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности «Юные спортсмены»

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности  «Юные спортсмены» ...

Рабочая программа по внеаудиторной занятости со слабоуспевающими детьми по английскому языку

Цель программы: формирование коммуникативных навыков и развитие познавательного интереса школьников в практической деятельности....

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности кружок «Рукодельница»

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких игрушек.Количество учащихся в группе: 25 человек.Группа занима...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...