Рабочая программа факультатива «История мировой культуры (углубленный курс)»
рабочая программа по мхк на тему
Рабочая программа ориентирована на углубленное изучение истории мировой культуры в старших классах школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog-a_fakultativa_imk_uglublennyy_kurs.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива «История мировой культуры».
Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана в соответствии с Примерными программами среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (под общ. ред. академика РАО М. В. Рыжакова) и на основе Учебно-методического комплекта «МХК. 10-11 класс». Емохоновой Л. Г.
Нормативный срок освоения программы.
Программа факультатива рассчитана на 34 недели (2 ч. в неделю).
Специфика программы:
Целью факультатива является сформировать у обучающихся представлений о современных процессах в социокультурной сфере. В основе лежит проблемный подход к культуре как формирующемуся явлению. Акцент делается на актуальные вопросы и проблемы культуры.
Форма обучения – очная.
Вклад учебного предмета в достижение целей образования
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования основными целями изучения культурологии:
- завершение формирования целостного представления о мире;
- формирование у обучающегося представлений о человеке как творце культуры;
- обеспечения условий духовно-нравственного развития обучающихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур, социокультурное становление личности;
- обеспечение условий формирования гражданской идентичности;
- подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории.
Результаты освоения учебного предмета.
Изучение культурологии направлено на формирование следующих компетенций:
Личностные УУД:
- готовность к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории;
- готовность к осознанному выбору своей роли в современных социокультурных процессах.
Регулятивные УУД:
- умение выстраивать траекторию индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, ставить цели и определять пути их достижения в данной области;
- прогнозировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности;
- контролировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности и сравнивать их с намеченными целями для последующей корректировки;
- способность к внесению необходимых дополнений в план индивидуальной образовательной деятельности;
- выработка способности к оценке полученных навыков и умений;
- получения навыка мобилизации интеллектуальных и творческих сил ради достижения целей дополнительного образования.
Коммуникативные УУД:
- способность формулировать цели, форму и план индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способность формулировать вопросы и критерии ответа на них, призванные служить ориентирами в сборе и анализе информации;
- способность к диалогу с целью разрешения конфликтов столкновения интересов;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельное определение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование и систематизация знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- способность анализировать и выделять смысл при работе с различными источниками информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- умение работать с различными формами информации;
- умение понимать специфику культуры, ее особенности и основные феномены.
- способность оперировать основными терминами и понятиями предметной области «Культурология» и понимать их взаимосвязь с другими гуманитарными дисциплинами.
предметные:
- давать определение понятиям и явлениям мировой культуры;
- наблюдать, описывать и понимать явления культуры использую для этого соответствующую терминологию;
- усвоить особенности языка различных культур;
- представлять место и роль культуры в обществе и жизни отдельного человека;
- выработка устойчивого интереса к явлениям культуры;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
- представлять место и роль культуры в жизни человека и общества;
- представлять систему человеческих ценностей;
- осознавать и уважать ценность культуры разных народов мира;
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименование тем / модулей | Всего, час. | В том числе: | Форма контроля | |
Лекции | Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) | ||||
1. | МОДУЛЬ 1. Мировые Религии. | 14 | 11 | 3 | |
Тема 1. Буддизм. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 2. Христианство. | 6 | 5 | 1 | ||
Тема 3. Ислам. | 4 | 3 | 1 | ||
2. | МОДУЛЬ 2. Искусство как способ познания мира. | 12 | 10 | 2 | |
Тема 1. Первобытная культура. | 2 | 2 | 0 | ||
Тема 2. Культура Древнего Египта. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 3. Культура Месопотамии. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 4. Культура Доколумбовой Америки. | 2 | 2 | 0 | ||
3. | МОДУЛЬ 3. Античность как тип культуры. | 8 | 6 | 2 | |
Тема 1. Культура Др. Греции | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 2. Культура Др. Рима. | 4 | 3 | 1 | ||
4. | МОДУЛЬ 4. Культура Средних веков и Возрождения. | 21 | 18 | 3 | |
Тема 1. Общая характеристика средневековой культуры. | 2 | 2 | 0 | ||
Тема 2. Культура Византии. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 3. Культура темных веков. | 2 | 2 | 0 | ||
Тема 4. Романская архитектура.. | 3 | 3 | 0 | ||
Тема 5. Готика. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 6. Итальянское Возрождение. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 7. Северное Возрождение. | 2 | 2 | 0 | ||
5. | МОДУЛЬ 5. Культура Раннего Нового времени. | 9 | 8 | 1 | |
Тема 1. Реформация и Контрреформация. | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 2. Барокко. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 3. Научная картина мира. | 2 | 2 | 0 | ||
Тема 4. Классицизм. | 2 | 2 | 0 | ||
Промежуточная аттестация (по четвертям / семестрам) | 2 | 0 | 2 | ||
Итоговая аттестация | 2 | 0 | 2 | ||
Итого | 68 | 53 | 15 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование модуля/ раздела/ темы. | Содержание обучения, а также наименование и тематика практических занятий (семинаров, лабораторных занятий), форм организации занятий, видов деятельности обучающихся используемых образовательных технологий и рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов |
МОДУЛЬ 1. Мировые Религии. | |
Тема 1. Буддизм. | Понятие и признаки мировых религий. Личность Будды. Основные идеи и течения. Буддийское искусство Индии, Китая и Японии. |
Тема 2. Христианство. | Основные идеи. Библия как памятник культуры. История христианства, основные течения. Христианский храм. Икона. |
Тема 3. Ислам. | История возникновения. Мухаммед. Коран как памятник культуры. Основные идеи и течения ислама. Искусство мусульманских стран. |
МОДУЛЬ 2. Искусство как способ познания мира. | |
Тема 1. Первобытная культура. | Антропогенез и культурогенез. Темы и особенности наскальной живописи. Пещера рук, Альтамира и Капова. Менгиры, дольмены, кромлехи. Протогорода. Аркаим. |
Тема 2. Культура Древнего Египта. | Миф об Осирисе, Книга мертвых, заупокойный культ. Долинные, скальные и полускальные храмы. Реформа Эхнатона. |
Тема 3. Культура Месопотамии. | Шумеро-аккадская культура. Эпос о Гильгамеше. Ассирия, Вавилон. Персеполь. |
Тема 4. Культура Доколумбовой Америки. | Конкиста. Майя, Инки, Ацтеки. Религия, архитектура, литература. |
МОДУЛЬ 3. Античность как тип культуры. | |
Тема 1. Культура Др. Греции | Эгейская цивилизация (Кносс, Троя, Микены). Греческая вазопись и скульптура. Ордерная система. |
Тема 2. Культура Др. Рима. | Особенности римской культуры. Скульптура. Принципы архитектуры. Римские дороги, акведуки, амфитеатры, форумы, термы. |
МОДУЛЬ 4. Культура Средних веков и Возрождения. | |
Тема 1. Общая характеристика средневековой культуры. | Источники средневековой культуры. Проблема датировки. Катакомбы. Основные категории средневековой культуры. |
Тема 2. Культура Византии. | Константинополь, Равенна. Миниатюры. Влияние. |
Тема 3. Культура темных веков. | Скандинавы (мифология, ДПИ, архитектура, походы викингов). Иллюминированные рукописи, культура империи Карла Великого. |
Тема 4. Романская архитектура.. | Устройство базилики. Собор, колокольня и баптистерий в Пизе. Монастырское строительство (Санкт-Гален, Марии Лаах, Клюни), замки. |
Тема 5. Готика. | Готическая конструкция. Городские соборы Франции, Англии, Германии. Кирпичная готика. |
Тема 6. Итальянское Возрождение. | Гуманизм. Живопись: художники, темы, памятники. |
Тема 7. Северное Возрождение. | А. Дюрер, Л. Кранах, И. Босх, П. Брейгель, ван Эйк. |
МОДУЛЬ 5. Культура Раннего Нового времени. | |
Тема 1. Реформация и Контрреформация. | М. Лютер и идеи реформации. Э. Роттердамский. Контрреформация. Иезуиты. |
Тема 2. Барокко. | Караваджо, Дж. Бернини, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, музыка барокко. |
Тема 3. Научная картина мира. | Н. Коперник, Везалий, Парацельс, Т. Браге, Г. Галилей, Р. Декарт, Кеплер, И. Ньютон. |
Тема 4. Классицизм. | Парижская Академия. Классицистический канон. Н. Пуссен, Ж.-Б. Шарден. |
Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) - темы | семинар «Жанровые системы Китая, Древней Руси, Западной Европы». семинар «Стиль как образ эпохи». |
Используемые образовательные технологии | Технология развивающего обучения; Технология опережающего обучения; Технология развития критического мышления; Игровые технологии. |
Перечень рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов | Учебники и пособия: Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Любое издание. Энциклопедии и справочники: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т., /Гл. ред. С.А. Токарев. Любое издание Народы и религии мира. Гл. ред. В. А. Тишков. Любое издание. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983. Дополнительная литература: 5555 Шедевров живописи. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2002. – 1 электр. опт. диск. Барокко. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск. Библейские сюжеты. [Электронный ресурс]: – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. – 1 электр. опт. диск. Библейские сюжеты в искусстве. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2003. – 1 электр. опт. диск. Даниэль С. М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида, 2003. Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара – Любое издание. Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000. История русского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова). Любое издание. Музыкальная Энциклопедия. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2005. – 1 электр. опт. диск. Натюрморт. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск. Очерки русской культуры XIX века : [Сб. : В 6 т / Редкол.: Л.Д. Дергачева и др.]. - М : Изд-во МГУ, 1998. Портрет. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2003. – 1 электр. опт. диск. Раздольская В. И., Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм / Вера Раздольская. – Любое издание. Романтизм. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск. Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века. В 4 ч. М.: Изд-во МГУ. 1985-1990 Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – Любое издание. Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. Москва: Азбука- классика, 2004. Ресурсы сети Интернет: WIKIPAINTINGS visual art encyclopedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.wikipaintings.org/ru Библиотека по культурологи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library.htm В мире оперы. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru Живопись, литература, философия. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.staratel.com Искусство. Газета издательского дома «Первое сентября». - [Электронный ресурс]. URL: http://art.1september.ru Искусство в школе: научно-методический журнал. - [Электронный ресурс]. URL: http://art-in-school.narod.ru История искусств. - [Электронный ресурс]. URL: www.artyx.ru История мирового искусства. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldarthistory.com Итальянский Ренессанс: пространство картин. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.italyart.ru Классическая музыка. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.classic-music.ru Классическая музыка (mp-3-архив). - [Электронный ресурс]. URL: http://classic.chubrik.ru Натюрморт. Картинная галерея. - [Электронный ресурс]. URL:http://stilleben.narod.ru Портал «Музеи России». - [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru Российский общеобразовательный портал. Коллекция: мировая художественная культура. - [Электронный ресурс]. URL: - http://artclassic.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция. - [Электронный ресурс]. URL: http://music.edu.ru Теория и история культуры в персоналиях. - [Электронный ресурс]. URL: http://ortlib.narod.ru/cult00.htm Христианство в искусстве. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.icon-art.info Энциклопедия итальянской живописи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.artitaly.ru Энциклопедия французской живописи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.artfrance.ru |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Форма аттестации
семинар «Жанровые системы Китая, Древней Руси, Западной Европы».
семинар «Стиль как образ эпохи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 8 класс,углубленный курс
Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса...
Рабочая программа по математике 9 класс углубленный курс
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе:- федерального компонента государственного стандарта общего образования образов...
Рабочая программа по истории мировых религий. 4-5 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, нормативные документы, календарно тематическое планирование....
Рабочая программа факультатива "История и современность кубанского казачества"
Измененная программа "История и современность кубанского казачества"...
рабочая программа по истории 10 класс (углубленный уровень)
Рабочие программы по истории 10 - 11 класс (углубленный уровень)....
Рабочая программа по истории. 10 класс (углубленный уровень).
Рабочая программа по истории рассчитано на углубленный уровень изучения истории в 10 классе (102 часа)....