Рабочая программа по риторике. 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Подшивалова Светлана Михайловна

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika-5.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и принято на

МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ____

от «___»_____________2012 г.

Согласовано.

Зам. директора по УВР

____________

С.М. Подшивалова

«____»_____________2012 г.

Утверждаю.

Директор школы

_____________

В.В. Дружинина

Приказ № _____

от «___»____________2012 г.

Рабочая программа

по риторике

5 класс  

на 2012-2013 учебный год

Составитель программы:  

Подшивалова С.М.

Марьино

2012

Пояснительная записка

       Рабочая  программа  составлена  на  основании  Федерального  компонента государственного  стандарта  общего  образования,  программы  по  риторике  для основной школы    (Автор программы   Ладыженская Т.А. «Программа по риторике, 5-11 классы». -  В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». -  М.: Баласс, 2004) , программно-методических материалов «Школьная риторика. 5 класс» (Под ред. Т.А. Ладыженской - М: Баласс, 2006).

       Программа  соответствует «Обязательному минимуму  содержания  основных  образовательных  программ»,  включает  базовый  компонент  образования, обеспечивает  выполнение  государственных  стандартов. Риторика  входит  в образовательную область «филология».   Этот практикоориентированный предмет выполняет  важный  социальный  заказ  –  учит  успешному  общению,  то  есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.  

       Современная  риторика  учитывает достижения  лингвистической науки  (в частности,  лингвистики  текста),  психологии  восприятия  и  порождения  речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается.

        Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка.

        Однако  этого  недостаточно.  Эффективное  общение  –  это  общение,  при котором  реализуется  коммуникативное  намерение,  коммуникативная  задача (интенция)  как  практического,  так  и  духовного  плана.  (Например:  я  прошу  о чем-то – практическая коммуникативная задача – и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его – коммуникативная задача духовного плана, и мне это удается). В  сущности,  в  классической  риторике  всегда  имелась  в  виду  эффективность речи,  когда давались рекомендации,  как  следует  готовиться  к  выступлению,  учитывать  аудиторию  и  устанавливать  с  нею  контакт,  как  реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.  

Цели изучения

1.  Дать представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением.

2.  Познакомиться с речевой ситуацией и ее компонентами.

3.  Познакомиться с видами общения

4.  Познакомиться с качествами речи.

5.  Сформировать у детей умение ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение  (свое и партнера)

6.  Дать  представление  о  стилях  языка  и  речи,  о  тексте  как  продукте  речевой деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста

7.  Центральное понятие блока- речевой жанр.  

 

Характеристика программы

      В программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой  (которая  в  дореволюционных  учебниках  нередко  обозначалась  как «Роды, виды, жанры»).

      Характеристика блоков:

      Блок  «Общение» дает представление  о  сути  того  взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения  (по различным основаниям);  о  коммуникативных  качествах  речи  (правильность,  богатство,  точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.

       Второй блок –  «Речевые жанры»  – дает представление о  типологии  текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые  существуют  в  реальной  речевой  практике:  жанр  просьбы,  объявления, аннотации, хроники и т.д.

       Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к.  называет  тот  вид  высказывания,  которому  следует  учить.  речевой жанр  –дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения  сферы  употребления,  адресата,  коммуникативных  задач  и  т.д.;  анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов  (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную или найденную тему.

        В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь. Кроме того, как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

        Если  основная  цель  курса  риторики  –  обучать  эффективному  (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:

– большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности  (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

–  понятийный  аппарат,  его  отбор  и  интерпретация  также  подчинены прагматической установке курса.

        Главное  внимание  уделяется  формированию  коммуникативных,  риторических умений двух типов:

–  первые  (У–1)  связаны  с  умением  анализировать  и  оценивать  общение (например,  степень  его  эффективности,  корректность  поведения,  уровень  владения языком);

– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»,  когда  оценивается  умение  ориентироваться  в  ситуации, например,  учитывать  адресата,  аудиторию;  формировать  свое  коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

         Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления  о  том,  что  такое  взаимопонимание,  контакт между  людьми,  как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят  основу  для  формирования  у  выпускников  школы  взглядов,  вкусов,  идей, имеющих  общекультурную  ценность.  Поэтому  в  разработанную  программу включается  такой  компонент,  как  риторические  идеи.  Следует  отметить,  что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Такой подход принципиально важный – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.

        В предлагаемой программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:

Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!

По речи узнают человека. (Пословица)

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

        Представляется,  что  такой  компонент  программы  учитель  должен  сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.

        Структура программы для каждого класса выглядит  так: вначале формулируются идеи  (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

        Линейно-ступенчатый  принцип  расположения  материала  по  классам  отражен в табличной форме программы (см. ниже).

        Как уже ясно из изложенного, программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе.

        Так, возможно и целесообразно перенесение работы над речевым жанром и в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста работой над письменным пересказом или объявлением.  

Содержание тем учебного курса

5-й класс (34 часа)

       1. Общение

       Для чего люди общаются. Понятие о риторике. Чему учит риторика. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – что, с какой целью. Твои речевые роли. Твой адресат (кому ты говоришь – пишешь).  Разные цели (задачи) общения.  Твои  цели  (задачи)  общения. Общение–общительный  человек.  Твоя общительность.  Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.

       Виды общения

       Устное  и  письменное  общение.  Словесное  (вербальное)  и  несловесное (невербальное)  общение.  Жесты,  мимика,  темп,  громкость  в  устной  речи.

       Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи.  Общение  в официальной  (деловой) обстановке  (класс, музей,  кабинет директора школы и т.д.). Уместность употребления несловесных средств.  Общение  для  контакта  и  для  сообщения  информации. Особенность  употребления  несловесных средств.

       Речевой этикет

       Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения.  Вежливые  (этикетные)  слова  (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к  знакомым и незнакомым людям.

       Способы  выражения просьбы. Вежливый отказ  (в просьбе). Способы  выражения согласия.  Вежливо  –  невежливо  –  грубо. Одобрение, похвала  (комплимент).  Приглашение,  поздравление  (устное  и  письменное).  Способы  выражения.  Вежливая оценка. Вежливое возражение. Утешение, сочувствие. Способы выражения.

       Речевая деятельность

       Говорим – слышим.  Говорить – слушать: читать – писать (что общего, чем отличаются). Говорить  –  писать:  слушать  –  читать  (что  общего,  чем  отличаются).       Основные виды речевой деятельности, их связь.

       Слушание. Учимся слушать учителя, его объяснения.  Приемы  слушания: фиксация заголовка и непонятных слов.

       Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя.  Приемы слушания: составление плана. Запись ключевых (опорных) слов. Приемы  слушания: составление опорного конспекта (в форме таблицы, схемы, с использованием рисунков, символов).

       Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников).  Основной  тон,  смысловое  ударение.

      Неподготовленная  и  подготовленная  устная  речь. Особенности  неподготовленной речи.

      Способы  подготовки  к  устному  высказыванию  (в  разных  ситуациях  общения).     Особенности говорения.

      Чтение. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).

      Некоторые приемы ознакомительного чтения.  Изучающее  чтение  (учимся читать учебный текст).

      Приемы  чтения:  постановка  вопроса  к  заголовку,  выделение  ключевых слов (в связи с пересказом).  Приемы  чтения:  постановка  вопросов  к  отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана.  Приемы  чтения: составление опорного конспекта (как при слушании).

      Письменная  речь.  Графическая  структура  письменного  текста:  шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт).  Способ правки пересказа и других текстов, вычеркивание ненужного (лишнего).  Способы  правки  текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего.  Использование приемов взаиморедактирования.

      Правильная и хорошая (эффективная) речь

      Недочеты в речи.

      Правильная и неправильная речь  Речь хорошая (эффективная). Нормы  – что это такое. Зачем нужны нормы.

      Нормы  произносительные,  орфографические,  нормы  грамматические  и др.  Нормативные словари (в т.ч. и для школьников).

       2. Речевые жанры

       Текст.

       Что такое текст.

       Тема  и  заголовок  текста.  Разные  заголовки. Ключевые  (опорные)  слова.

       Красная строка для выделения смысловых частей текста.  Тематическое  единство как признак текста.

       Основная мысль текста.

       Основные структурно-смысловые части в разных текстах.  Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов.  Основные признаки текста, смысловая цельность и связность текста.

       Этикетные речевые жанры.

       Приветствие.

       Прощание.

       Благодарность

       Извинение.      Согласие.

       Просьба – отказ.

       Скрытая просьба.

       Приглашение.      Комплимент (похвала).

       Поздравление.      Возражение.

      Утешение – сочувствие.

       Запрет.

       Оценка.

       Вторичные речевые жанры.

       Тема и основная мысль исходного текста.  Особенности  пересказа как вторичного текста.

       Подробный пересказ (устный).

       Сжатый пересказ (устный). Сжатый пересказ (письменный).

       Выборочный (подробный) пересказ фрагмента текста.  Сжатый  пересказ сказанного собеседником.

       Опорный конспект.

       Типы текстов.

       Тексты,  отвечающие  на  вопрос  «почему?».  Рассуждение,  его  смысловые части.

       Рассуждение – объяснение.

       Рассуждение – доказательство.

       Примеры в рассуждении.

       Ссылка на правило, закон. Несколько доказательств  (аргументов в рассуждении).

       Цитата в рассуждении. Факты  (научные,  житейские,  конкретные,  обобщенные) в рассуждении.

       Вступление и заключение в рассуждении.

       Тексты, отвечающие на вопрос «какой?». Описание в учебной речи.

       Описание в объявлении.

       Описание-загадка. Сравнительное описание с задачей обобщения.

       Сравнительная характеристика (элементарная).  Деловое и художественное описание.

       Словарная статья.

       Рассказ, сказочная история по сюжетной картинке, по началу.  Невыдуманный рассказ о себе.

       Небылицы. Рисунки, ключевые слова как приемы подготовки, создание и исполнение рассказа.  Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности.

       Речевые информационные жанры

       Вывески. Объявления. Аннотация. Хроника, информационная заметка.

       Фотография в газетном тексте.

       Подпись к фотографии

       Речевые жанры малых форм  (для развития креативно-речевых способностей).

       Скороговорка – чистоговорка; перевертыш, загадка, считалка, закличка и т.д.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, обучающихся по данной

программе

 

Оканчивая 5 класс, обучающиеся должны уметь: 

1.  Анализировать  и  оценивать  общение  и  речь,  уметь  общаться,  а именно:  

-  умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником;

-  видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение;

-  отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи  и  недочеты,  уметь  различать  произносительные  нормы,  лексические, грамматические;

-  уметь  редактировать  чужой и  свой  тексты  (убирать  лишнее,  включать не-

достающее, заменять неудачное выражение);

-  уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты.

 2. Создавать тексты, речевые жанры, а именно:  

-  уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения;

-  уметь выделять в теме – микротемы;

-  уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки;

-  создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык.

 3. Работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.  Развитие речи: Школьная риторика. 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская и др. – М., Баласс 2006.

2. Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., Ювента, 2004

3.  Сборник м/м презентаций из Интернета

Класс   5    

Количество часов: Всего  34 часа; в неделю  1  час.

 

Планирование составлено на основе _учебной программы непрерывного курса школьной риторики  (1–11-го классов) для общеобразовательных учреждений,  созданных  авторским  коллективом  под  руководством  Т.А.  Ладыженской («Баласс», «Ювента»).   

 

№ п/п

Название темы

Всего часов  

Из них

п/р

к/р

РАЗДЕЛ 1. Общение

1

Что такое общение

2

2

Виды общения

1

3

Главный секрет Демосфена

3

4

Речь правильная и хорошая

3

5

Учимся писать – редактировать

3

1

6

Будьте вежливы

2

7

Учимся слушать

2

8

Учимся читать

2

1

9

На потеху

1

РАЗДЕЛ 2. Речевые жанры

10

Текст

4

11

Вторичные тексты

1

12

Давайте говорить друг другу комплименты

1

13

Объявления

2

1

14

«Что произошло хоть раз»

2

1

15

Спорить или ссориться

1

16

Сочините сказку

2

1

17

Начало моей биографии

2

18

«Язык сближенья и язык общенья»

1


Календарно-тематическое планирование

 п/п

Название параграфа

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

РАЗДЕЛ 1. Общение.

Тема 1. Что такое общение (2 ч.)

1.

Что значит общаться?

 А вместе мы называемся так.

Как люди общаются? Собеседники, партнёры, коммуниканты.

1

Урок-беседа

2.

Ваша коммуникативная задача.

Речевая задача, цель, намерение.

1

Урок-беседа

Тема 2. Виды общения (1 ч.)

3.

Один – немного – много. Словесное и несловесное общение.

Сколько нас общается? Межличностное, групповое, массовое общение. «Разговор» без слов.

1

Урок-беседа

Тема 3. Главный секрет Демосфена (2 ч.)

4.

Твой голос. Подышим? Подышим!

Что говорит твой голос о тебе? Тренируем голос.

1

Урок-беседа

5.

Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.

Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.

1

Урок-беседа

Тема 4. Речь правильная и хорошая (3 ч.)

6.

Речь без ошибок. Чья речь богаче?

Речь правильная, но хорошая ли она?

1

Урок-беседа

7-8.

Говорите – пишите точно.

Что такое точность речи? У кого речь точнее?

2

Урок-беседа

Тема 5. Учимся писать – редактировать (3 ч.)

9.

Зачеркните ненужное (лишнее)!

Первый способ правки.

1

Урок-беседа

10.

Замените – надпишите нужное!

Второй способ правки.

1

Урок-беседа

11.

Включите недостающее! Дополните!

Третий способ правки.

1

Самостоятельная работа

Тема 6. Будьте вежливы (2 ч.)

12.

Что вы знаете о вежливости? Просить – умолять – клянчить.

Вежливая речь и вежливое поведение. Что делать, чтобы твою просьбу выполнили?

1

Урок-беседа

13.

Вежливый отказ.

Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы?

1

Урок-беседа

Тема 7. Учимся слушать (2 ч.)

14.

Слышать- слушать – внимать. Кто и как слушает?

Чем отличаются глаголы слышать и слушать? Основные способы слушания.

1

Урок-беседа

15.

Правила для собеседников.

Два основных правила слушания.

1

Урок-беседа

Тема 8. Учимся читать (2 ч.)

16.

Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать?

Чему учится человек, читая книги?

Как определить, умеем ли мы читать?

1

Урок-беседа

17.

…Чтоб вершки не хватать.

Советы читающему.

1

Самостоятельная работа

Тема 9. На потеху (1ч)

18.

Небылицы – шутки. Пересмешки

Смешные стихи и скороговорки

1

Урок-беседа

РАЗДЕЛ 2. Речевые жанры

Тема 10. Текст (4 ч.)

19.

В мире текстов.

Что ты знаешь о тексте? Что такое текст?

1

Урок-беседа

20.

Ключики – замочки.

Сильные позиции текста. Ключевые слова. Типы заголовков.

1

Урок-беседа

21.

Тема – микротема.

Что такое микротема?

1

Урок-беседа

22.

Визитная карточка. Текст о тексте.

Учимся анализировать текст.

1

Урок-беседа

Тема 11. Вторичные тексты (1 ч.)

23.

Когда быть вторым… совсем не обидно. Пересказы, пересказы… Перескажите подробно. Коротко, да ясно.

Что ты знаешь о пересказе? Виды пересказа.

1

Урок-беседа

Тема 12. Давайте говорить друг другу комплименты (1 ч.)

24.

Что такое комплименты? Комплимент комплименту – рознь. Похвала и похвальба.

Что такое комплименты? Лестные и льстивые слова. Хвалить и хвастать.

1

Урок-беседа

Тема 13. Объявления (2 ч.)

25.

Что? Где? Когда? О чём может рассказать объявление?

Что такое объявление? Кто? Кому? Зачем?

1

Урок-беседа

26.

Секреты устных объявлений. Глашатаи и зазывалы. Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься.

Секреты устных объявлений. Составляем объявление сами.

1

Самостоятельная работа

Тема 14. «Что произошло хоть раз» (2 ч.)

27.

Что такое рассказ? Как строить рассказ? Кому и как надо  рассказывать?

Понятие о рассказе. Структурные части рассказа. Адресат рассказа и рассказ.

1

Урок-беседа

28.

Запишите свой рассказ.

Конкурс на лучшего рассказчика. 

1

Самостоятельная работа

Тема 15. Спорить или ссориться (1 ч.)

29.

Спорить или ссориться?

Что такое спор? Как избежать ссоры? Правила спора.

1

Урок-беседа

Тема 16. Сочините сказку (2 ч.)

30.

Сказочная страна. Волшебный мир сказки.

Поэтика создания удивительного в сказке. Сказочные действия. Сказочный язык. Герои сказки.

1

Урок-беседа

31.

Помогите сказочным героям. Конкурс на лучшего сказочника.

Сочини свою сказку.

1

Самостоятельная работа

Тема 17. Начало моей биографии (2 ч.)

32.

Мои первые воспоминания.

Я родился. Мои первые воспоминания.

1

Урок-беседа

33.

Моя родословная.

Мать и отец. Моя родословная.

1

Урок-беседа

Тема 18. «Язык сближенья и язык общенья» (1 ч.)

34.

«Язык сближенья и язык общенья».

Заключительное занятие.

1

Урок-беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...