Рабочая программа по риторике.8 класс.
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»

                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приказ № ____ от         «___»__________2012 г.                                                

                                                                          Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»                                                                                                  

                                          __________Кудрявцева О.Г.        

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Риторика» для 8  класса

на 2012-2013 учебный год

 Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.

Составитель: Кибякова Е.И., учитель русского языка и литературы

         

                                Пояснительная записка

Цели преподавания:

- учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;

- учиться выражать собственные мысли собственными словами;

- успешно общаться;

- ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

Задачи преподавания:

  1. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  3. развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать    и преобразовывать необходимую информацию.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Особенности преподавания: авторская программа  основного  общего образования по риторике Ладыженской Т.А. на основе Образовательной системы «Школа 2100» рассчитана на 34 часа, а по учебному плану МОУ « СОШ № 40 им. Токарева» - 35 часов.  Резерв 1 час.

Методы и формы обучения

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи;
риторические игры.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Кор

1

Общение

3

1.1

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию)

1

1.2

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок.

1

1.3

Развитие самоконтроля.

1

2

Виды общения

2

2.1

Контактное – дистантное общение, их особенности.

1

2.2

Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

1

3

Несловесные средства

4

3.1

Послушаем свой голос.

1

3.2

Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий.

1

3.3

Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках

1

3.4

 Молчание – золото?

1

4

Устная речь

2

4.1

Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность.

1

4.2

Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки.

1

5

Учимся отвечать

3

5.1

Инструктивная речь.

1

5.2

Сравнительная характеристика.

1

5.3

Группировка и классификация (обобщающее высказывание).

1

6

Качества речи

1

6.1

Качества речи. Выразительная речь.

1

7

Учимся читать учебную литературу

3

7.1

Выписки.

1

7.2

Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста.

1

7.3

Реферативное сообщение. Реферат (письменный).

1

8

Риторика уважения

1

8.1

Утешение.

1

9

Редактирование

1

9.1

Лингвистические словари. Словарная статья.

1

10

Речевые жанры

4

10.1

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

1

10.2

Отчет о работе кружка.

1

10.3

Автобиография.

1

10.4

Протокол.

1

11

Публичная речь

1

11.1

Информационная речь: ее разновидности.

1

12

Учимся спорить

4

12.1

Способы доказательств. Как строится аргументативный текст.

1

12.2

Выражение согласия.

1

12.3

Констатация сказанного оппонентом

1

12.4

Культура выражения несогласия.

1

13

Вторичные тексты

1

13.1

Инсценировка.

1

14

Необычные (поликодовые) тексты

1

14.1

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

1

15

Прецедентные тексты

1

15.1

Понятие о прецедентных текстах.

1

16

Бытовые жанры

2

16.1

Характеристика

1

16.2

Похвальное торжественное слово.
Застольное слово.

1

17

Газетные жанры

1

17.1

Портретный очерк, его особенности.

1

18

Резерв

1

Итого:

35 ч.

Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ)

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по следующим видам работ: рефераты, презентации, творческие задания.

Характеристика контрольно-измерительных материалов (КИМ)

В учебнике обозначены обязательные письменные работы для учащихся, за выполнение которых оценки выставляются в журнал. Выполнение каких-либо контрольных работ данная программа не предполагает.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса  ученики должны знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.

успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв,  выступление, письмо)

• осуществлять выбор и организацию языковых средств  в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога  и диалога;

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

•  соблюдать нормы русского речевого этикета;

• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Перечень УМК:

Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под  ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2011

Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под  ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2002

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеофильмов и слайдовых презентаций.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

   Учебник Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под  ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Баласс, 2011 соответствует  Федеральному списку учебников,рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.Авторская  программа  основного  общего образования по риторике Ладыженской Т.А. на основе Образовательной системы «Школа 2100» соответствует выбранному учебнику.Методическое обеспечение соответствует авторской программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...

Рабочая программа по риторике. 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...