Рабочая программа по риторике.8 класс.
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
«Утверждаю» Приказ № ____ от «___»__________2012 г.
Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»
__________Кудрявцева О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Риторика» для 8 класса
на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.
Составитель: Кибякова Е.И., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Цели преподавания:
- учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
- учиться выражать собственные мысли собственными словами;
- успешно общаться;
- ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи преподавания:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Особенности преподавания: авторская программа основного общего образования по риторике Ладыженской Т.А. на основе Образовательной системы «Школа 2100» рассчитана на 34 часа, а по учебному плану МОУ « СОШ № 40 им. Токарева» - 35 часов. Резерв 1 час.
Методы и формы обучения
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи;
риторические игры.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Кор 8А | ||||
8А | 8Б | 8В | 8Б | 8В | ||||
1 | Общение | 3 | ||||||
1.1 | Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию) | 1 | ||||||
1.2 | Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. | 1 | ||||||
1.3 | Развитие самоконтроля. | 1 | ||||||
2 | Виды общения | 2 | ||||||
2.1 | Контактное – дистантное общение, их особенности. | 1 | ||||||
2.2 | Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь. | 1 | ||||||
3 | Несловесные средства | 4 | ||||||
3.1 | Послушаем свой голос. | 1 | ||||||
3.2 | Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. | 1 | ||||||
3.3 | Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках | 1 | ||||||
3.4 | Молчание – золото? | 1 | ||||||
4 | Устная речь | 2 | ||||||
4.1 | Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. | 1 | ||||||
4.2 | Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки. | 1 | ||||||
5 | Учимся отвечать | 3 | ||||||
5.1 | Инструктивная речь. | 1 | ||||||
5.2 | Сравнительная характеристика. | 1 | ||||||
5.3 | Группировка и классификация (обобщающее высказывание). | 1 | ||||||
6 | Качества речи | 1 | ||||||
6.1 | Качества речи. Выразительная речь. | 1 | ||||||
7 | Учимся читать учебную литературу | 3 | ||||||
7.1 | Выписки. | 1 | ||||||
7.2 | Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. | 1 | ||||||
7.3 | Реферативное сообщение. Реферат (письменный). | 1 | ||||||
8 | Риторика уважения | 1 | ||||||
8.1 | Утешение. | 1 | ||||||
9 | Редактирование | 1 | ||||||
9.1 | Лингвистические словари. Словарная статья. | 1 | ||||||
10 | Речевые жанры | 4 | ||||||
10.1 | Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). | 1 | ||||||
10.2 | Отчет о работе кружка. | 1 | ||||||
10.3 | Автобиография. | 1 | ||||||
10.4 | Протокол. | 1 | ||||||
11 | Публичная речь | 1 | ||||||
11.1 | Информационная речь: ее разновидности. | 1 | ||||||
12 | Учимся спорить | 4 | ||||||
12.1 | Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. | 1 | ||||||
12.2 | Выражение согласия. | 1 | ||||||
12.3 | Констатация сказанного оппонентом | 1 | ||||||
12.4 | Культура выражения несогласия. | 1 | ||||||
13 | Вторичные тексты | 1 | ||||||
13.1 | Инсценировка. | 1 | ||||||
14 | Необычные (поликодовые) тексты | 1 | ||||||
14.1 | История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. | 1 | ||||||
15 | Прецедентные тексты | 1 | ||||||
15.1 | Понятие о прецедентных текстах. | 1 | ||||||
16 | Бытовые жанры | 2 | ||||||
16.1 | Характеристика | 1 | ||||||
16.2 | Похвальное торжественное слово. | 1 | ||||||
17 | Газетные жанры | 1 | ||||||
17.1 | Портретный очерк, его особенности. | 1 | ||||||
18 | Резерв | 1 | ||||||
Итого: | 35 ч. |
Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по следующим видам работ: рефераты, презентации, творческие задания.
Характеристика контрольно-измерительных материалов (КИМ)
В учебнике обозначены обязательные письменные работы для учащихся, за выполнение которых оценки выставляются в журнал. Выполнение каких-либо контрольных работ данная программа не предполагает.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученики должны знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень УМК:
Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2011
Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2002
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеофильмов и слайдовых презентаций.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Учебник Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Баласс, 2011 соответствует Федеральному списку учебников,рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.Авторская программа основного общего образования по риторике Ладыженской Т.А. на основе Образовательной системы «Школа 2100» соответствует выбранному учебнику.Методическое обеспечение соответствует авторской программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по риторике 1 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 7 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...
Рабочая программа по риторике 6 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...
Рабочая программа по риторике. 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...