Рабочая программа по риторике 1 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritorike_1_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица внесшего запись |
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1]. В связи с этим предмет «Риторика» рекомендована новым стандартом для внеурочной деятельности младших школьников.
Перед риторикой стоят очень важные задачи:
- дать возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
- осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:
- формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
- формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
В тексте программы эти умения обозначены так: У-1 и У-2 (умения первого и второго типа).
В программу также включён компонент, который условно назван «риторические идеи». Это важные мысли нравственно-риторического характера, которые могут стать предметом обсуждения на занятиях.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о:
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Текст» – даёт сведения о:
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– некоторых речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приветствия, прощания, извинения, благодарения и т.п.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
П Р О Г Р А М М А
I класс
РИТОРИКА ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ
Риторические идеи:
По речи узнают человека (посл.).
Вежливость необходима каждому (посл.).
На доброе слово не надо скупиться (Н.Рыленков).
Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
- корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет», «Слушание», «Говорение» и т.д.
- уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренные программой.
Второй тип (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:
- ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;
- уместно использовать словесные и несловесные средства общения.
Риторические умения | Понятийные и инструментальные знания |
|
Для чего люди общаются. Понятие о риторике. |
Виды общения |
У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах). У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях. | Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. |
Речевой этикет |
У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо – невежливо (не совсем вежливо) – грубо», учитывая ситуацию общения. У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения. У-2. Вступать в контакт и поддерживать его; умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы. | В чём состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности. Разговор по телефону. |
Речевая деятельность |
У-1. Анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего (что и как он говорит). У-2. Быть хорошим слушателем. У-1. Анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких её свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения. У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. У-2. Уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях. У-1. Определять, насколько уместен избранный приём ознакомительного чтения для данной ситуации. У-2. Пользоваться подходящими приёмами чтения для определённой ситуации знакомства с книгой, журналом, газетой. У-1. Анализировать шрифтовые выделения (в том числе и цветом) прежде всего в текстах учебников слов, словосочетаний, предложений; выделять словесную и несловесную части текста. | Слушание. (Аудирование.) Слушать и слышать. Правила для слушающего. (Учимся слушать собеседника, товарища в группе, учителя, родителей и др.) Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Чтение. Ознакомительное чтение (знакомимся с книгой, журналом, газетой). Приёмы ознакомительного чтения. Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чём нам говорит шрифт), таблицы, схемы, иллюстрации. |
|
У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. У-1. Определять по заголовку, о чём говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту, соблюдать красную строку в записях текстов. У-1. Распознавать этикетный диалог; оценивать речевое поведение собеседников, их словесную вежливость. У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости. У-2. Сочинять на основе данного сюжета, рисунка, опорных слов и т.д. сказочные истории. У-1. Произносить считалки. У-2. Сочинять считалки (по заданному началу). | Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки. |
1-й класс[2]
Результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Тематическое планирование занятий по риторике в 1 классе
(32 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол. час. |
ОБЩЕНИЕ | 16 |
1. | Речь в жизни человека. Будем общаться. | 1 |
2. | Учимся вежливости. | 1 |
3. | Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. Отвечаем на приветствия. | 1 |
4. | Вывески, их информационная роль. Вывески-слова и вывески-рисунки. | 1 |
5. | Слово веселит, огорчает, утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | 1 |
6. | Давайте договоримся. | 1 |
7. | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | 1 |
8. | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. | 1 |
9. | Правила разговора по телефону. Понятие этикетного диалога. | 1 |
10. | Словесное и несловесное общение. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | 1 |
11. | Знакомимся с правилами для собеседников (говорящего и слушающего). | 1 |
12. | Прощаемся в разных ситуациях общения. | 1 |
13. | Правила вежливого поведения во время разговора. | 1 |
14. | Благодарим за подарок, услугу. | 1 |
15. | Составляем рассказы и сказочные истории по картинкам. | 1 |
16. | Повторение и обобщение по разделу «Общение». | 1 |
ТЕКСТ | 16 |
17. | Текст – что это такое? | 1 |
18. | О ком? О чём? (Тема текста). | 1 |
19. | Заголовок. Какие разные бывают заголовки! | 1 |
20. | Извинение. | 1 |
21. | Очень важные слова (ключевые). | 1 |
22. | Знакомые незнакомцы. | 1 |
23. | Ключ к тексту (основная мысль текста). | 1 |
24. | Кроссворды. Загадки. | 1 |
25. | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. О чём нам говорят шрифт, иллюстрации. | 1 |
26. | Учимся читать выразительно. | 1 |
27. | Рифма. Сочиняем рифмы. | 1 |
28. | Как построен текст. Начало, основная часть и концовка. | 1 |
29. | Наши считалки. | 1 |
30. | Обращение. | 1 |
31. | Маленькие тексты. | 1 |
32. | Повторение и обобщение по разделу «Текст». Риторический праздник. | 1 |
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
[2] См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках : 1 класс : Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: С-инфо, Баласс, 2003, с. 16–18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по риторике.8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 7 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...
Рабочая программа по риторике 6 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...
Рабочая программа по риторике. 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...