Рабочая программа по риторике 2 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritorike_2_klass.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица внесшего запись |
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1]. В связи с этим предмет «Риторика» рекомендована новым стандартом для внеурочной деятельности младших школьников.
Перед риторикой стоят очень важные задачи:
- дать возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
- осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:
- формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
- формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
В тексте программы эти умения обозначены так: У-1 и У-2 (умения первого и второго типа).
В программу также включён компонент, который условно назван «нравственно-риторические идеи». Это важные мысли, которые могут стать предметом обсуждения на занятиях.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о:
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Текст» – даёт сведения о:
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– некоторых речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр вежливой просьбы, отказа, подробного пересказа, отзыва-отклика и т.п.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
П Р О Г Р А М М А
II класс
РИТОРИКА ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ
Нравственно-риторические идеи:
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А.Сухомлинский)
Будь своему слову господин. (Пословица)
Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)
Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
- правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);
- уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания;
- соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах указанных в программе речевых жанров).
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:
- умение использовать уместные, адекватные ситуации словесные и несловесные средства общения;
- умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги (на темы «Просьба», «Вежливый отказ») и другие речевые жанры (невыдуманный рассказ, правило, скороговорка, описание и др.).
Формируемые умения | Понятийные и инструментальные знания |
|
У-1. Анализировать речевую ситуацию, определять её компоненты. У-1. Оценивать соответствие высказывания речевой ситуации, в частности его адресату. У-2. Создавать устные высказывания (например, приглашение), учитывая адресата высказывания. | Как люди общаются. Речевая (коммуникативная) ситуация: кто говорит (пишет) – кому – что – с какой целью. Кому – кто. Адресат – адресант. |
Виды общения |
У-1. Анализировать и оценивать повседневное общение (диалоги и монологи), уместность выбранных средств общения. У-2. Обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких. | Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два-три). |
Речевой этикет |
У-1. Оценивать корректность речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при обращении с просьбой и при вежливом отказе. У-2. Вести этикетный диалог со значением «просьба», «вежливый отказ», пользуясь различными этикетными средствами. | Вежливая просьба. Вежливый отказ. |
Речевая деятельность |
У-1. Определять вид речевой деятельности. У-1. Планировать, программировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности. У-2. Пользоваться приёмами слушания в учебной деятельности: при объяснении материала, при восприятии на слух текстов для изложения и т.д. У-1. Определять соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего. У-2. Пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего высказывания. У-2. Пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова. | Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и ключевых (опорных) слов. Говорение. Основной тон, смысловое (логическое) ударение, темп, громкость высказывания, их соответствие речевой задаче и основной мысли. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов. Шрифтовые выделения. |
Правильная и хорошая речь |
У-1. Определять нарушения норм, изученных на уроках родного языка. У-2. Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм литературного языка. У-2. Обращаться к нормативным словарям за справкой | Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Нормативные словари. |
|
У-1. Определять тему текста (о чём говорится в тексте) и его основную мысль (что говорится). У-1. Определять тип заголовка (смысловой и загадочный); структурно-смысловые части текста. У-2. Подбирать смысловой и «загадочный» заголовок к готовым и создаваемым текстам. У-1. Определять тип текста в простейших случаях: устный (звучащий) – письменный; диалог – монолог; повествование, описание, рассуждение. У-1. Определять, в какой мере текст пересказа соответствует исходному тексту. У-2. Устно пересказывать учебные тексты (в пределах, обозначенных в различных программах II класса). | Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части текста. (Начало, средняя часть, концовка.) Диалогический и монологический тексты. Повествование, описание, рассуждение как типы текстов. Понятие о пересказе. Подробный пересказ. Краткий пересказ. |
Речь учебно-научная |
У-1. Определять цель рассуждения (доказать, объяснить); его части: тезис, доказательства (объяснение), вывод. У-2. Формулировать цель предстоящего рассуждения, его тезис. У-2. Строить рассуждение на основе материалов сказок, мультфильмов, учебных текстов, используя в объяснительной части пример, ссылку на правило. У-1. Определять тему, основную мысль описания, что именно и как описывает автор, чтобы раскрыть основную мысль текста. У-1. Определять в тексте его описательный фрагмент. У-2. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. | Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебно-научной речи, его цель, основные части. |
Речь разговорная |
У-1. Оценивать тактичность речевого поведения в семье. У-1. Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком; определять части, соответствие содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика. У-2. Выступать с рассказом о себе в классе; в том числе при проведении конкурса на лучшего рассказчика невыдуманных историй и т.д. | Разговор в быту (семейный разговор). Речь разговорная с элементами художественной речи. Невыдуманный рассказ (о себе). |
Результатами изучения курса «Риторика» во 2 классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Тематическое планирование занятий по риторике во 2 классе
(32 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол. час. |
ОБЩЕНИЕ | 14 |
1. | Что такое общение? (Повторяем изученное). Наука риторика. | 1 |
2. | Понятие о речевой ситуации: кто – что - кому. Адресант и адресат. | 1 |
3. | Темп нашей речи. | 1 |
4. | Настроение, чувства и тон говорящего. | 1 |
5. | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 1 |
6. | Обобщение по теме «Как мы говорим». | 1 |
7. | Учимся слушать. Сигналы слушания. Слушали, услышали, прослушали. | 1 |
8. | Слушали, услышали, прослушали. | 1 |
9. | Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное. | 1 |
10. | Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке. Слушаем целый день! | 1 |
11. | Вежливая просьба. Разные средства выражения просьбы. | 1 |
12. | Ненавязчивая (скрытая) просьба. | 1 |
13. | Учимся читать учебный текст. Рисунки, иллюстрации, таблицы… | 1 |
14. | Повторение и обобщение по разделу «Общение». | 1 |
ТЕКСТ | 18 |
15. | Текст. Тема, основная мысль и заголовок текста. | 1 |
16. | Опорные слова. | 1 |
17. | Что такое пересказ? Подробный пересказ. | 1 |
18. | Краткий пересказ. Приёмы сжатия текста. | 1 |
19. | План текста. | 1 |
20. | Вежливый отказ. | 1 |
21. | Отказывай, не обижая. | 1 |
22. | Ответы на отказ. | 1 |
23. | Типы текстов. | 1 |
24. | Рассуждение. | 1 |
25. | Примеры и правило (закон) в рассуждении. | 1 |
26. | Точные и неточные объяснения. Подводим итоги рассуждению. | 1 |
27. | Понятие об описании. Признаки предмета. | 1 |
28. | Описание в объявлении. Загадки – описания. | 1 |
29. | Учимся сочинять загадку - описание. | 1 |
30. | Невыдуманный рассказ. Части рассказа. | 1 |
31. | Рассказываем невыдуманный рассказ о себе. | 1 |
32. | Повторение и обобщение по разделу «Текст». Риторический праздник. | 1 |
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по риторике.8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....
Рабочая программа по риторике 1 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 7 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...
Рабочая программа по риторике 6 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...
Рабочая программа по риторике. 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...