Рабочая программа по риторике 3 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ritorike_3_klass.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № __36_____» г. Владимира

ПРИНЯТО  «_____»______________20______г.        

                                             УТВЕРЖДАЮ


Школьным методическим  объединением учителей начальных классов

Протокол № __ от ____ “_____” ______________ 20_ г.

_________________(Дацюк Ж.В.)_________

     (подпись рук. ШМО)       

                                                Директор МОУ № 36 г. Владимира

____________________

    ___Е.Б.Кувшинова 

 

Рабочая программа

_____по риторике  3 класс 1 ступени обучения__________ 

(наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень – базовый.)  

на 2010 – 2011 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы  «Детская риторика»___

___автор Т.А.Ладыженская____изд-во__________   Москва «Просвещение»______ 

(точное название программы, авторов и её выходные данные)


Составитель __Турышкина С.С.., учитель русского языка

и литературы, первая квалификационная

категория  

(ФИО учителя, предмет,

 квалификационная категория)

 

 

г. Владимир – 2010г

Лист внесения изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица внесшего запись

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. 

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].  В связи с этим предмет «Риторика» рекомендована новым стандартом для внеурочной деятельности младших школьников.

Перед  риторикой стоят очень важные задачи:

- дать возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;

- осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

  1. формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  2. формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В тексте программы эти умения обозначены так: У-1 и У-2 (умения первого и второго типа).

В программу также включён компонент, который условно назван «риторические идеи». Это важные мысли нравственно-риторического характера, которые могут стать предметом обсуждения на занятиях.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о:

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Текст. Речевые жанры» – даёт сведения о:

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– некоторых речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр пересказа, сравнительного высказывания, поздравления, похвалы (комплимента) и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

П Р О Г Р А М М А

III класс

РИТОРИКА ПОВСЕДНЕВНОГО И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Риторические идеи:

Искренность отношений, правда  в общении – вот дружба  (А.Суворов).

Меньше говори, да больше делай (посл.).

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу  

(В.Яхонтов).

Умей тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В. Сухомлинский).

Основные риторические умения:

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

  1. взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;
  2. правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность (наличие фактических ошибок), богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи (речевые находки);
  3. особенности речевых жанров.

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры  в пределах, обозначенных в программе, а именно:

  1. использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;
  2. создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «просьба», «похвала», «поздравление» и т.д.), рассказ о себе (о своей жизни), заметку в газету и т.д.

Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

  1. ОБЩЕНИЕ

У-1. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

У-1. Оценивать своё речевое поведение, его соответствие речевой задаче.

У-2. Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

У-2. Подчинять своё высказывание речевой задаче (в пределах жанров, обозначенных в программе).

У-2. Анализировать и оценивать свою общительность: очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.

Речевые задачи (цели).

Виды общения

У-1. Определять вид общения: официальное (деловое) – неофициальное, его особенности.

У-2. Вступать в диалог с официальным лицом, поддерживать диалог.

Общение в официальной обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.); один – много, один - один.


Речевой этикет

У-1. Различать истинную вежливость от показной; определять степень вежливости: невежливо - грубо.

У-1. Оценивать высказанную похвалу с точки зрения её правдивости и средств выражения.

У-2. Выражать похвалу (одобрение) и отвечать на неё.

У-1. Оценивать приглашение, поздравление с точки зрения речевой задачи.

У-2. Приглашать в гости (на праздник, на конкурс в школе и т.д.) и отвечать на устное приглашение.

У-2. Поздравлять с праздником (с успехами, удачей и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

Что такое вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо.

Похвала, одобрение (комплимент).




Приглашение, поздравление (устное и письменное).

Речевая деятельность

У-1. Определять приём слушания, подходящий для данной конкретной ситуации.

У-2. Составлять план услышанного и воспроизводить его.

У-2. Пользоваться уместно сигналами внимательного слушателя.

У-1. Анализировать устную речь, определять её особенности.

У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чём отражается её подготовленность.

У-2. Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым, ключевым, требующим смыслового развития в следующих частях текста и т.д.).

У-2. Составлять план прочитанного текста (для себя) и воспроизводить его.

У-1. Определять нужный способ правки текста (из известных).

У-2. Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность, произвести перестановку предложений, частей текста).


Слушание. Приёмы слушания: составление плана услышанного для запоминания.

Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания.




Говорение.  Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.


Чтение. Постановка вопросов к отдельным частям текста, к непонятным словам, составление плана как приём чтения.




Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений; изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста).

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная)

У-1. Определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения норм затрудняют общение.

У-1. Определять, в какой мер говорящий (пишущий) достиг своей цели; его коммуникативные удачи, промахи, неудачи.

У-1. Определять и исправлять фактические ошибки и штампы.

У-2. Пользоваться толковым словарём, словарём синонимов.

У-2. Составлять для себя словарь незнакомых (непонятных) слов, словарь необычных, ярких слов и выражений (на основе прочитанного и услышанного).


Нормы – что это такое? Правильно – неправильно – допустимо.






Речь хорошая (эффективная). Коммуникативная удача (неудача).




Точность речи. Фактические ошибки.



Толковый словарь. Богатство языка. Богатство твоей речи.


Словарь синонимов. Штампы. Выразительность речи. Речевые находки. Твои находки. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов.

  1. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

У-1. Определять начальное и конечное  предложения как признаки тематического единства текста.

У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершённому тексту.

У-1. Определять способы сжатия текста по сравнению с исходным текстом (способы исключения подробностей и обобщённого изложения текста).

У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

У-1. Объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать её уместность и убедительность.

У-2. Создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством.

У-1. Анализировать доказательную часть рассуждения, наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли в каждом из них, способов введения доказательства.

У-1. Анализировать вывод (в рассужде-нии), его целесообразность.

У-2. Создавать рассуждения с двумя-тремя доказательствами.

У-1. Находить в учебных текстах описательные характеристики предмета, понятия; анализировать их структуру.

У-2. Воспроизводить описательные характеристики учебных текстов.

У-1. Анализировать  сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства сравниваемых предметов, понятий.

У-1. Определять способ построения сравнительного высказывания (одновременное параллельное сопоставление, последовательное сопоставление).

У-2. Создавать на базе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения в зависимости от речевой задачи.

У-1. Анализировать речевое поведение собеседников, их коммуникативные удачи, промахи, неудачи.

У-1. Выступить в роли ведущего контрвью.

У-1. Анализировать личное письмо, его соответствие речевой задаче, адресату.

У-2. Написать письмо знакомому, близкому человеку.

У-1. Определять смешное в содержании и речевом оформлении весёлых рассказов.

У-2. Рассказывать весело (с юмором) о забавных, смешных случаях из своей жизни.

У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни.

Тексты. Начальное и конечное (последнее) предложения текста как яркие признаки смысловой цельности текста.



Понятие о сжатом (кратком) пересказе, о двух способах сжатия исходного текста.





Речь учебно-научная. Рассуждение с включением цитаты как доказательства.




Рассуждения с несколькими доказательствами Вывод в рассуждении.










Описательная характеристика предмета, понятия; её особенность.





Сравнительное описание с задачей обобщения.



Сравнительное высказывание, два способа его построения.






Речь разговорная. Разговоры согласия – несогласия, их особенности.


Роль ведущего дискуссию.


Письмо личное (знакомому, близкому человеку), особенность его структуры.




Речь разговорная с элементами художественной речи. Весёлый рассказ. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

3-й класс[2]

Результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

        формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Тематическое планирование занятий по риторике в 3 классе

(32 часа из расчёта 1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол.

час.

ОБЩЕНИЕ

15

1.

Удивительная наука риторика. Понятие о речевой ситуации.

1

2.

Наши речевые роли.

1

3.

Задачи общения (С какой целью? Зачем?)

1

4.

Речь подготовленная и неподготовленная.

1

5.

Приёмы подготовки устного высказывания.

1

6.

Говорим подробно.

1

7.

Говорим кратко.

1

8.

Похвала (комплимент).

1

9.

Задачи и приёмы слушания.

1

10.

Слушаем по-разному.

1

11.

Читаем учебные тексты.

1

12.

Учимся писать, редактировать. Рассказ по сюжетным рисункам.

1

13.

Приёмы правки текста: вставка, замена, исключение.

1

14.

Что такое вежливость?

1

15.

Добрые дела – добрые слова.

1

ТЕКСТ

17

16.

Тексты разные нужны…

1

17.

Диалог и монолог.

1

18.

Правильная речь. Пиши правильно! Орфографические словари.

1

19.

Правильная речь. Произноси правильно! Орфоэпические словари.

1

20.

Правильная речь. Употребляй слова правильно! Толковые словари.

1

21.

Пересказ. Сжатый пересказ. Способы сжатия текста.

1

22.

Выборочный (подробный или сжатый) пересказ.

1

23.

Цитата в пересказе.

1

24.

Кратко о книге (аннотация).

1

25.

Поздравление устное и письменное.

1

26.

Учимся составлять поздравление с праздником и отвечать на него.

1

27.

Рассуждение. Тезис и вывод в рассуждении.

1

28.

Правило и цитата в доказательстве.

1

29.

Сравнительные описания, их структура.

1

30.

Правила сравнения.

1

31.

Построение сравнительных текстов.

1

32.

Повторение и обобщение по курсу. Риторический праздник.

1


[1]         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.

[2] См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, Баласс, 2004, с. 6–9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...

Рабочая программа по риторике. 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...