Разработка открытого учебного занятия по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Сложноподчиненные предложения».
Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;
- развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать нравственные нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 29.5 КБ |
prezentatsiyaspp.ppt | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Сложноподчиненные предложения».
Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;
- развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать нравственные нормы.
Тип учебного занятия: практическое занятие с целью систематизации и обобщения знаний
Оборудование: презентация к занятию, проектора тесты, разные виды практических работ.
Ход занятия.
- Организационный момент. Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале. Какова цель нашего урока?
Слайд 2
2. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении.
Слайды 3,4,5,6
3. Закрепление повторенного материала
Тренировочные тесты. Слайды 7,8,9 Самопроверка Слайд 10.
4. Повторение типов СПП
Слайды 11.12,13,14,15
Практическое задание Слайд 16
Найти среди указанных предложений сложноподчиненные предложения с
придаточным времени.
Объяснить, чем является слово когда во всех предложениях.
- Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы.
- Я не знаю, когда мы увидимся.
- Письмо пришло, когда его уже никто не ждал.
- Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе вышли из леса.
Проверь себя: слайд 17
Первое предложение - сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным; когда - союзное слово.
Второе предложение - сложноподчиненное предложение с придаточным
изъяснительным; когда - союзное слово.
Третье предложение - сложноподчиненное предложение с придаточным
времени; когда - союз.
Четвертое предложение - сложноподчиненное предложение с однородными
придаточными времени; союз когда во втором предложении опущен.
Слайды 18,19, 20-27
Проверь себя! Слайд 28
Проверка Слайд 29.
Проверочная работа Слайд 30
Определи тип СПП.
1. Па мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди
кудрявой зелени садов.
(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).
- Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).
- Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля
уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).
4. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика
опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным
причины).
Оценивается преподавателем.
5. Сбор практических работ, подведение итогов занятия:
Продолжите фразы.
Главным для меня на уроке было то,... Теперь я буду знать, что ...
Мне наиболее поправилось, как ...
- Домашнее задание
Упр. 224 по учебнику. Повторить теоретический материал по теме «Сложноподчинённое предложение», подготовиться к контрольной работе тестового характера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Систематизировать и обобщить сведения о СПП : Структура СПП с одним придаточным, виды придаточных; Союзные слова и подчинительные союзы; Классификация СПП с несколькими придаточными; Знаки препинания в СПП .
Сложноподчиненное предложение Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты… (М.Ю. Лермонтов )
Подчинительные союзы В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов: временные : когда, пока, лишь, только ; причинные : так как, потому что, ибо; условные : если, коли ; целевые : чтобы ; уступительные : хотя ; следствия : так что ; сравнительные : как, словно, будто, чем; изъяснительные : что, как, ли, чтобы .
Союзные слова И СОЮЗЫ В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из — простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что; — двух простых союзов: как будто, как только ; — простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др. Союзные слова являются 1) относительными местоимениями ( кто, что, какой, который, чей, сколько и др .), которые могут стоять в разной форме, 2) наречиями ( где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.).
Отличия союзных слов от союзов В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части. Для их разграничения необходимо попытаться заменить союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (если такая замена невозможна — это союз), а также поставить на него фразовое ударение. Например: Я знаю, что он придет — союз; Я знаю, что (= какую вещь) он принесет — союзное слово, дополнение. Критерием разграничения часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами.
Тренировочные тесты 1. Укажите ошибки, допущенные при характеристике союзов, исправь их. а) ибо – сочинительный противительный б) чтобы – подчинительный в) же – подчинительный г) и – сочинительный соединительный д) будто – подчинительный
Тест 1 2. Укажите, каким членом предложения является союзное слово в данном предложении. В это время возвратились те наши ребята, что отправились в поход на неделю раньше нас. 1) сказуемое 2) определение 3) подлежащее 4) обстоятельство 5) дополнение
Тест 2 3. Отметьте предложение, в котором что является союзом. Я спросила, что они собираются делать. Мы не знали, что нас ожидает. Мы обнаружили на полке книги, что нам указали на лекции. Мы и предположить не могли, что он уже пришел.
Ответы: (А) ибо – подчинительный союз; (В) же - частица 2. (3) подлежащее 3. (4)
Классификация типов придаточных предложений Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы: времени места причины следствия условия уступки сравнения образа действия меры и степени
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к одному слову в главной части — существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного — и располагаются после этого определяемого слова. Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим. Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не — ли, ли — или, то ли — то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.): Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) — средство связи — союз чтоб. Я не знаю, хочу ли я идти с ними — средство связи — частица ли в значении союза.
Придаточные обстоятельственные Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени места причины следствия условия уступки сравнения образа действия меры и степени
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.: С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий. (М. Ю.Лермонтов). Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду. (М. Ю. Лермонтов).
Найти среди указанных предложений сложноподчиненные предложения с придаточным времени. Объяснить, чем является слово когда во всех предложениях 1. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. 2. Я не знаю, когда мы увидимся. 3. Письмо пришло, когда его уже никто не ждал. 4. Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе вышли из леса.
Проверь себя! Первое предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; когда – союзное слово. Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово. Третье предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным времени; когда – союз. Четвертое предложение – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными времени; союз когда во втором предложении опущен.
Сложноподчиненные предложения с придаточными места Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в синтаксической функции обстоятельств: А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота. (К. Г. Паустовский).
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др.: Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов). Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л. Т.)
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?: Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов: если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.: Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею. (И. Ильф и Е. Петров). А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский) Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы с какой целью? зачем? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только: Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов).
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение — называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами: хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером. (Ф. Сологуб) Средство связи — союз хотя.
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами: как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия Придаточное образа действия отвечает на вопросы как? каким образом?, относится к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как : Гистон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно (А. Н. Толстой) Придаточные образа действия располагаются за главной частью.
Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько. Придаточные с союзами: что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия: Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы (Д. Мережковский). Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).
Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу. Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные слова: что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части ; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это: И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что, являющееся подлежащим. Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное слово чего, являющееся дополнением.
Проверь себя! Определи значение придаточных предложений и обозначь их соответственно: определительные (о.), изъяснительные (и.), степени и образа действия (ст.), следствия (сл.), цели (ц.), сравнения (ср.), места (м.), времени (в.), причины (п.), условия (у.), уступки (уст.) Живите так, как вас ведёт звезда, под кущей обновлённой сени. ( С.А. Есенин) Люди живут не единым хлебом, если у них есть высокая цель. Я никогда не уставал так, как в этот день. Так как шторм не утихал весь день, корабль не мог выйти в море. Деревня, откуда я на заре своей юности пришёл в город, сама стала большим городом. Левин приехал домой рысью, чтобы успеть пообедать и приготовить ружье к вечеру. (Л.Н.Толстой) С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употребить длинный день. (И.С. Тургенев) Мелкие листья ярко и дружно зеленели, словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев) Сколько мы ни напрягали зрение, мы не могли увидеть конца низины. Несмотря на то что моему брату давно уже нужно было ехать за границу, он каждую неделю откладывал свой отъезд. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. (А.С.Пушкин) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (И.А. Крылов) Укажите, какие придаточные присоединены при помощи союзов ( I) , а какие – при помощи союзных слов (II) .
Ответы: Придаточное образа действия, союзное слово - (ст.), II Придаточное условия, союз - ( у. ), I Придаточное образа действия, союзное слово - ( ст. ), II Придаточное причины, союз - ( п. ), I Придаточное определительное, союзное слово - ( о. ), II Придаточное цели, союз - ( ц. ), I Придаточное изъяснительное, союзное слово - ( и. ), II Придаточное сравнения, союз - ( ср. ), I Придаточное уступки, союзное слово - ( уст. ), II Придаточное уступки, союзное слово - ( уст. ), II Придаточное определительное, союзное слово - ( о. ), II Придаточное условия, союз - ( у. ), I
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. Определи тип СПП. 1. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов. 2. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. 3. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы. 4. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров.
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточным В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом: Последовательное подчинение; Параллельное (неоднородное) подчинение; Однородное подчинение .
Последовательное подчинение Соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/. Линейная схема , приведённого выше предложения , выглядит следующим образом: Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:
Параллельное подчинение а) К одной главной части относятся разнотипные придаточные: Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3. Линейная схема: Иерархическая схема:
б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части: Я понял всё не в ту минуту 1/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту 1/, когда она на меня посмотрела 3. Линейная схема: Иерархическая схема:
Однородное подчинение Придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно):
Пример однородного подчинения : Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3. Линейная схема: Иерархическая схема:
Комбинированное подчинение В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например: Когда я пробовал разогнать этот мрак 1/, то Аглая доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду помнить об этом ужасном времени 4/ (Ф. М. Достоевский). Линейная схема, иерархическая схема:
Проверь себя! Расставь запятые. Укажите виды подчинений. Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и делают предположение о том что бы Наполеон успел проникнуть в богатые губернии. Берг продолжал рассказывать о том как переводом в гвардию он уже выиграл чин как в военное время ротного могут убить и как в полку все любят его. Когда они остались вдвоем Ростов в первый раз убедился что ему было неловко смотреть в глаза Борису. Как только Анна Михайловна скрылась он заметил что взгляды всех бывших в комнате устремились на него. Если бы в тяжелые минуты жизни я мельком мог видеть эту улыбку я бы не знал что такое горе. (Из произведений Л.Н. Толстого)
Ответы: Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и делают предположение о том, что было бы, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые губернии. (последовательное подчинение придаточных) Берг продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин, как в военное время ротного могут убить и как в полку все любят его. (однородное подчинение) Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему было неловко смотреть в глаза Борису.(параллельное подчинение) Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех бывших в комнате устремились на него. (параллельное подчинение) Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. (параллельное подчинение) (Из произведений Л.Н. Толстого)
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях: Запятая между главным и придаточным предложением: Придаточное предложение отделяется запятой от главного предложения или выделяется с двух сторон запятыми в тех случаях, когда оно находиться внутри него. Например: Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. Солнце уже село. Там, где оно закатилось, полоса бледно-зеленого цвета тянулась вдоль горизонта.
Запятая не ставится между главным и следующим за ним придаточным предложением Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание НЕ. Например: Она запела не чтобы испортить песню, а, наоборот поддержать слабый детский голосок; В тех случаях, когда придаточное предложение состоит из одного только союзного слова. Например: Расставаясь, он обещал вернуться, но не сказал когда;
Запятая не ставится между главным и следующим за ним придаточным предложением Если перед подчинительным союзом и союзным словом стоит обычно повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т.д. Например: Абитуриент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор. При одиночном сочинительном союзе запятая также может не ставиться. Например: Не представлял себе и как он справится с этим заданием;
Запятая при сложных подчинительных союзах В тех случаях, когда придаточное предложение присоединяется к главному при по мощи сложного подчинительного союза ( благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что, для того чтобы, в то время как, с тех пор как и т.п.), запятая ставится один раз: Трава была необычайно сочная, благодаря тому что шли частые и обильные дожди. Все возы, потому что на них лежали вьюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.
Сложный союз может распадаться на две части Сложный союз может разъединяться в том случае, когда перед союзом имеется отрицание НЕ. Например: Статья получилась скучной не потому, что автор плохо написал её.
Знаки препинания при последовательном подчинении При последовательном подчинении предложений рядом могут оказаться подчинительный союз и союзное слово: что если, что когда, что куда, который если и др. В этом случае между ними ставиться запятая, если дальше не идет вторая часть союза – то или так: Я заметил, что, куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное. (И. Гончаров) Но: Я заметил, что куда ни придешь, то найдешь что-нибудь замечательное.
Знаки препинания при последовательном подчинении Если сложноподчиненное предложение входит в состав сложносочиненного, то рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово): и хотя, но когда, и если и др. Между ними запятая ставится тогда, когда после придаточного предложения нет союза но или второй части двойного союза - то или так: И когда, наконец, корабли марсиан у земного окажутся шара, то увидят сплошной золотой океан и дадут ему имя: Сахара… (Н. Гумилев) И, когда в океан ввечеру погрузится небесное око, рыболова из племени Кру паруса забредают далеко. (Н. Гумилев)
Знаки препинания при однородном подчинении Попытайтесь выяснить,( не что он уже сделал), а (что он собирается сделать). Учтите и (что он сказал), и (каким тоном он это произнес).
Тире в сложноподчиненном предложение: Изъяснительные, условные и уступительные придаточные, которые стоят перед главным предложением, при интонационном выделении могут отделяться от него тире. Например: Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут – я воли своей не дам.(Салтыков-Щедрин)
Двоеточие в сложноподчинённом предложении В редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится предупреждение о последующем разъяснении, перед подчинительным союзом ставится двоеточие. В этом месте делается пауза и можно подставить слова а именно . Например: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута. (Лев Толстой)
Проверь себя! В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (задания 1-2) 1. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу. А)1, 3 Б)2 В)2, 4 Г)1, 3, 4 2. Как только (1) снег покрыл (2) плотным слоем (3) лесные тропы (4) на них стали появляться следы лыжников. А)1, 4 Б)1, 3, 4 В)2, 3, 4 Г)4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (задания 3-4) 3. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы. А)1, 3 Б)2 В)3 Г)3, 4 Нам понадобился проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений. А)1 Б)2, 3 В)3 Г)1,3
Ответы: 1. Хлестакову удалось провести даже городничего, плутовство которого известно всему городу. 2. Как только снег покрыл плотным слоем лесные тропы, на них стали появляться следы лыжников. 3. Холодные осенние тени бродили по лесу, деревья в котором замерли в ожидании зимы. 4. Нам понадобился проводник, в надежности которого не было бы сомнений.
Контрольное тестирование 1) Среди выделенных слов найди подчинительный союз. И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. (С.А. Есенин) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом.(К.Г. Паустовский) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (К.Г. Паустовский) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не сможет забыть.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (задания 2-3) 2) Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шёл густой лес. А)1 Б)2 В)3 Г)1, 4 3) Выигранное сражение не принесло обычных результатов (1) потому (2) что мужики Влас и Карп (3) которые после выступления французов приехали в Москву с подводами (4) не везли сено в Москву за хорошие деньги (5) которые им предлагали, а жгли его. (Л.Н.Толстой) А)1,2,3,5 Б)1,3,4,5 В)1,2,3,4,5
4)Найди СПП, где придаточные связаны последовательным подчинением Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того у него и гвоздем не вышибешь.
Ответы на контрольный тест: (1) (Б) (В) (2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого учебного занятия Заболевания глотки. Фарингиты. Гипертрофия глоточной и небной миндалины. Тонзиллит. Абсцессы и опухоли глотки.
Методическая разработка данного занятия может быть рекомендована преподающим дисциплину в медицинских училищах, колледжах. 1.Объяснительно-иллюстративный метод: словесных: моноло...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIIIвеке.
Разработка занятия позволяет провести обобщение знаний по изучаемой теме и подготовиться к тематическому контролю....
Мультимедийная разработка учебного занятия по русскому языку, 5 класс
Тема: правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Собственная методическая разработка " Формирование регулятивных УУД на учебных занятиях по русскому языку и литературе на этапе контроля в форме « общественного зачета» "
В работе описывается поэтапное проведение " общественного зачета "...
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура «Техники активного слушания и ведения малого диалога»
Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.Задачи:Обучаю...
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...