Мультимедийная разработка учебного занятия по русскому языку, 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimedia_akishina_g.a.rar | 261.27 КБ |
Подписи к слайдам:
Тема: правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Тип учебного занятия : сообщения и первичного закрепления новых знаний. Цель для учителя: организация деятельности обучающихся на поиск и обработку информации с целью получения новых знаний по теме урока. Задачи для учителя: сформулировать правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных путём постановки эвристических вопросов и на основании выдвинутых гипотез; перевести деятельность обучающихся с репродуктивной на творческий за счет использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задачи для обучающихся: актуализировать знания о написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; вывести правило новой орфограммы в результате наблюдений за позицией написания о-е после шипящих и ц ; развивать навык правописания слов с о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; развивать речь и мышление на основе операций классификации, анализа и синтеза; развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний; воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету через содержание учебного материала.
для УЧИТЕЛЯ: учебник русского языка, медиапроектор , ноутбук, презентация (электронное сопровождение темы урока) . для обучающихся: слайды электронного сопровождения темы урока, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», перфокарта с ответами, алгоритм, тест. Оборудование
Этапы занятия: Организационный момент – 2 мин. Актуализация опорных знаний – 7 мин. Новый материал – 9 мин. Первичное закрепление –7 мин. Физкультминутка – 1 мин. Самоконтроль и самопроверка – 6 мин. Применение знаний в новых условиях – 7 мин. Рефлексия – 4 мин. Информация о домашнем задании – 2 мин.
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 1 Организационный момент Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, проверка организации обучающихся к уроку. Организация рабочего места обучающихся . - Проверь свое рабочее место, готовность к уроку. 2. Работа с эпиграфом урока. Как понимаете смысл пословиц? Какую из пословиц можно взять эпиграфом к нашему уроку? Докажите. Запишите пословицы. Организация рабочего места. Слайд 1 . Рассуждение. Письменная работа в тетради. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 2 Актуализация знаний . Цель: актуализация мыслительных операций, необходимых для восприятия нового материала; проверка правильного употребления имен существительных в речи. 1.Проверка усвоения изученного материала . -Выполните задание в тетради на печатной основе «К пятерке шаг за шагом..»на с. 11, № 4. -Укажите род, падеж и число имен существительных. 2. Распределительный диктант. Выпишите из пословиц имя существительное в 2 столбика. Подумайте как можно распределить слова. По какому признаку разделили слова? Вывод: по падежам: что? – именительный падеж, чем? творительный падеж. Письменная работа в тетради на печатной основе «К пятерке шаг за шагом..». Самопроверка по перфокарте. Самооценка. Рассуждение. Письменная работа в тетради. Вывод на основе ранее изученных знаний. Самостоятельная работа . Сверка с ключом по слайду 2. Самооценка. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 2. П остановка эвристических вопросов . - Выполните морфемный анализ существительных в творительном падеже. Поставьте ударение. Подумайте, какое слово во 2 столбике лишнее? Докажите. ( знанием ). В какой морфеме сомнительный гласный? В какой позиции? ( в слабой – безударной ) - После каких согласных? (шипящих ) Какие шипящие согласные вы знаете? Какую закономерность вы заметили? -Есть предположения, какая будет тема нашего урока? Письменная работа в тетради. Рассуждение, сравнительный анализ. Сверка с ключом. Слайд 3. Вывод темы урока на основе рассуждения. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 3 Новый материал. Цель: организация коммуникативного воздействия, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. 1.Определение темы урока. - Сформулируйте тему нашего урока. -Тема урока: правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. 2. Определение цели урока. -Сформулируйте цели урока, используя начало предложений: 1) Сегодня на уроке я узнаю … 2) Сегодня на уроке я научусь ….. Основная цель урока: научиться писать слова с орфограммой о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Вывод темы урока . Слайд 4. Определение личной цели урока для обучающегося. Слайд 5. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 3. Наблюдение над орфограммой. Перед вами слова. В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существительное, окончание) За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц ) - А какая это может быть гласная? ( о или е ) Проверьте себя по ключу. Оцените себя. - Выделите окончание, поставьте ударение. - Теперь есть какие-нибудь гипотезы? - Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных? -Сформулируйте правило. В каком падеже стоят эти существительные? (в творительном падеже) 4 . Работа с учебником - А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило, § 99, стр.76, (учебник, 2 часть). Слайд 6 Рассуждение. Письменная работа в тетради. Сверка с ключом. Слайд 7 Самооценка. Формулировка правила. Сопоставление вывода с правилом учебника. Пересказ правила. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 4 Первичное з акрепление. Цель : закрепление правила написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, корректировать ошибки. 1. Составление алгоритма. -Любая теория проверяется практикой, поэтому предлагаю вам самостоятельно составить алгоритм написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. 2. Самостоятельная работа. -Выполните упражнение № 556. -Проверьте написание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, по алгоритму. -Допустили ошибки? Какие знания и умения отрабатывали? Физкультминутка . Рассуждение. Самостоятельная работа . Проверка по ключу. Слайд 8. Самооценка. Самопроверка по алгоритму. Слайд 8. Коррекция. Флэш-документ Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 5 Самоконтроль и самопроверка Цель : проверка орфографических навыков правописания слов с о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. 1. Тест . Задание 1 . Выпиши цифры, которой обозначены слова с О после шипящих и ц в окончаниях Задание 2. Выпиши цифры, которой обозначены слова с Е после шипящих и ц в окончаниях существительных 2. Коррекция. Какие были допущены ошибки? Почему? Какие знания и умения понадобились? ( Правописание слов с о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных ). Задание - слайд 9. Самопроверка слайд 10, Самооценка. Задание - слайд 11 Самопроверка слайд 12, самооценка. Исправление ошибок. Повторение правила. Слайд 13 Вывод. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 6 7. Применение знаний в новых условиях. Цель : в ыявление границ применения новых знаний. 1. «Исправь ошибки в диктанте ученика». - Исправь ошибки в диктанте, запиши правильно. Рефлексия . Цель : оценить результаты учебной деятельности. – Какую цель перед собой ставили? Достигли ли мы ее? Когда пишется в окончаниях имен существительных О, когда - Е? Оцените свою деятельность Работа с эпиграфом « Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Почему эта пословица стала эпиграфом к нашему уроку? Самостоятельная работа. Слайд 14 Самопроверка по слайду 15 Самооценка. Слайд 16 Вывод. Самооценивание . Слайд 17 Рассуждение. Ход урока
№ Содержание учебного материала Деятельность ученика 8 9 Оценивание деятельности учащихся. Комментирование оценок обучающимся. Информация о домашнем задании. Цель : инструктаж по домашнему заданию. 1.Стр. 76, выучить правило. 2. Стр. 77, упражнение № 557. Задание: запишите существительные в именительном и творительном падежах единственного числа. Используйте предлоги над, под, перед, с. 3. Составьте и запишите 2 предложения со словами, содержащими о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц . Восприятие оценки своей учебной деятельности. Слайд 17. Обсуждение. Работа с дневником. Ход урока
Урок русского языка проведен в соответствии с программными требованиями по учебно-методическому комплекту для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, Л.А., Л.А. Тростенцовой и др. Учебное занятие проведено в разделе темы «Морфология. Имя существительное.» и является 19 уроком из 22 уроков данного раздела. Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний. Тема: « Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Цель для учителя: организация деятельности детей на поиск и обработку информации с целью получения новых знаний по теме урока. Задачи для учителя: сформулировать правило правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных путём постановки проблемы и на основании выдвинутых гипотез; перевести деятельность обучающихся с репродуктивной на творческий за счет использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задачи для обучающихся: актуализировать знания о написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; в результате наблюдений за позицией написания о-е после шипящих и ц вывести правило написания; развивать навык правописания слов с о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; развивать речь и мышление на основе операций классификации, анализа и синтеза; развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний; воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету через содержание учебного материала. Самоанализ учебного занятия
Для достижения данных целей был подобран соответствующий материал. Структура построения урока выдержана с учетом логики процесса занятия изучения и первичного закрепления знаний Организационный момент – 2 мин. Актуализация опорных знаний – 7 мин. Новый материал – 9 мин. Первичное закрепление – 7 мин. Физкультминутка – 1 мин. Самоконтроль и самопроверка – 6 мин. Применение знаний в новых условиях – 7 мин. Рефлексия – 4 мин. Информация о домашнем задании – 2 мин. Самоанализ учебного занятия
Использование на уроке системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения не только новых учебных знаний, но и нового социального опыта . Основной формой работы ученика на уроке была системная самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала. Моя задача на уроке заключалась в том, чтобы сделать работу обучающегося на уроке успешной, чтобы он получил удовольствие от проделанной им работы. Дети под моим руководством определили те знания и умения, которые необходимы для организации их учебно-познавательной деятельности. В ходе фронтальной деятельности подвела обучающихся к выделению существенного, необходимого для урока материала, при отработке которого ученики пришли к нужному выводу. На уроке четко был виден деятельностный принцип , так как большую часть урока обучающиеся работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. В течение урока шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся. Самоанализ учебного занятия
Этому способствовали такие методы как : эвристический; словесный; практический; практически-дедуктивный; объяснительно-иллюстративный. В течение всего урока поддерживала интерес у обучающихся к обучению. Была создана ситуация успеха через формирование ответственного отношения к учению, через самооценку. Старалась учитывать на учебном занятии рефлексивную деятельность, систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Самоанализ учебного занятия
Работоспособность в течение всего урока поддерживалась с помощью выполнения различных заданий, работы с электронной презентацией к теме урока, различных видов опроса, применения физминутки , а также рефлексии. На уроке была доброжелательная атмосфера, обучающиеся принимали активное участие на всех этапах урока. Мультимедийная презентация - позволила активизировать зрительную память. Применение ИКТ на уроках усилило положительную мотивацию обучения, а также позволило в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций. 2. Принцип доверительности. 3. Принцип обратной связи. 4. Принцип занятия исследовательской позиции. 5. Принцип творчества. 6. Принцип психологической комфортности. Проверка знаний с её помощью позволила сэкономить время на выполнение задания и его проверку. Наиболее эффективными средствами включения ученика в процесс творчества на уроке являлись: создание положительных эмоциональных ситуаций; самостоятельная работа; системно-деятельностный подход. Самоанализ учебного занятия
Здоровьесберегающая работа заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузкой на всех обучающихся, также тем, что при подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся: высокий интерес к изучению предмета, развитые на достаточном уровне умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к творческой деятельности, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась похвалой за активность, самостоятельность, созданием благоприятного климата, проведением физминутки , интересными и познавательными пословицами по теме урока. Считаю, что на уроке поставленные мною задачи были выполнены . Объем и сложность учебного материала соответствовали учебным возможностям данного класса. Структура урока, вопросы и задания направлены на развитие активной познавательной деятельности, на развитие самостоятельности и способностей всех детей. Главная цель урока: организация деятельности обучающихся на поиск и обработку информации с целью получения новых знаний по теме урока достигнута. Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что позволило реализовать поставленные задачи. Самоанализ учебного занятия
1.Есть сердце, да закрыто дверцей. 2.Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 3.Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Проверь себя Именительный сердце мир человек Творительный дверцей сердцем солнцем знанием мечом калачом
Проверь себя Творительный двер ц е й серд ц е м солн ц е м знанием ме ч о м кала ч о м
Тема урока Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Сегодня на уроке я: узнаю применять правило написания о–е после шипящих и ц . научусь способ действия при выборе написания о - е в окончаниях сущест - вительных после шипящих и ц .
Вставь пропущенные буквы Дворц …м , товарищ…м, шалаш…м, задач… й , меж… й , репортаж…м, бойц …в, юнош …. й
Проверь себя Дворц о м , товарищ е м, шалаш о м, задач е й, меж о й, репортаж е м, бойцов, юнош е й
Алгоритм правописания о-е после ж,ч,ш,щ и ц в окончаниях существительных
Выпиши цифры, которой обозначены слова с О после шипящих и ц в окончаниях существительных 1.Карандаш…м 7. Рубеж…м 2.Товарещ…м 8.Капюш… н 3.Борц…в 9.Крыж…ник 4.Борщ…м 10.Реш… тка 5.Сердц…м 11.Свеч… й 6.Задач… й 12.Юнош… й
Проверь себя 1, 3, 4, 7, 11
Выпиши цифры, которой обозначены слова с Е после шипящих и ц в окончаниях существительных 1. Шалаш...м 7. Учительниц... й 2. Врач...м 8. Парч ... й Гвардейц ...м 9. Плющ...м Камыш...м 10. Куриц... й 5. Зеркальц ...м 11.Чертеж...м 6. Ландыш...м 12. Левш ... й
Проверь себя 3, 5, 6, 7, 9, 10
Запомни правило! После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о , без ударения - е
Флаг над каланчёй, огорчиться неудачой , машина с кирпичом, крутить обручим, угостить калачом, следить за матчом , беседовать со старцим , за гаражём , острым ножом, красивым лицём , укрыться плащом, напряжение перед финишим . Исправь ошибки в диктанте ученика, запиши правильно
Флаг над каланч о й, огорчиться неудач е й, машина с кирпич о м, крутить обруч е м, угостить калач о м, следить за матч е м, беседовать со старц е м, стоять за гараж о м, острым нож о м, красивым лиц о м, укрыться плащ о м, напряжение перед финиш е м. Проверь себя
Я все понял, но у меня есть вопросы. Я все понял, могу работать самостоятельно. Я все понял, могу объяснить другим.
Задание 1 . Стр. 76, выучить правило. Задание 2 . Стр. 77, упражнение № 557. Задание: запишите существительные в именительном и творительном падежах единственного числа. Используйте предлоги над, под, перед, с. Задание 3. Составьте и запишите 2 предложения со словами, содержащими о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц . Домашнее задание
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная разработка учебного занятия
Мультимедийная разработка учебного занятия...
Структура мультимедийной разработки учебного занятия
образец http://www.myshared.ru/slide/804118/...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Мультимедийная разработка учебного занятия
Тема урока: «Эпоха Дворцовых переворотов»Предмет: История РоссииКласс: 7 класс...
Мультимедийная разработка учебного занятия «Параллелограмм»
Цель урока: Создание условий для формирования понятия «параллелограмм» и способа нахождения его свойств....
Мультимедийная разработка учебного занятия русский язык 9 класс
Мультимедийная разработка учебного занятия 9 кл.Типы сложного предложения с средства связи между его частямиЦель: закрепление и систематизация знаний учащихся о сложных предложениях и сред...
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...