Собственная методическая разработка " Формирование регулятивных УУД на учебных занятиях по русскому языку и литературе на этапе контроля в форме « общественного зачета» "
методическая разработка

Кудряшова Елена Владимировна

В работе описывается поэтапное  проведение " общественного зачета " 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dl_ayla.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  регулятивных УУД на  учебных занятиях по русскому языку и  литературе  на этапе контроля  в форме  « общественного зачета»

Содержание методической разработки :

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1Регулятивные УУД

2.2 «Общественный зачет» как форма проверки знаний  на этапе контроля и оценки по формированию регулятивных УУД по  русскому языку и литературе

2.3 Разные формы  проведения «общественного зачета»

      3.Заключение

      4.Список литературы

      5.Приложение

  1. Введение

        Переход на   ФГОС второго поколения  обязывает педагогов использовать в педагогической деятельности новые современные образовательные технологии и в первую очередь личностно-ориентированное обучение, именно личностно-ориентированное обучение открывает новые принципиальные подходы и тенденции к решению вопросов «чему» и «как» учить сегодня.  На наш взгляд ,современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Без сомнения, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет « Русский язык»  относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. В Программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные . В данной работе хотелось  бы  более подробно остановиться на формировании регулятивных универсальных учебных действий.

 

  1. Основная часть

2.1 Регулятивные УУД

       По  словарю Ушакова значение слова «регулятивный»  - регулирующий определяющий направление , развитие  чего-нибудь , вносящий порядок . планомерность во что-нибудь.

     Чтобы быть успешным  в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации.  Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи помогают в решении жизненных  проблем..

Для того чтобы учащиеся самостоятельно справлялись со своими задачами у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.  

   Перед учителем встает  проблема отбора методических  форм для формирования регулятивных универсальных учебных действий . Рассмотрим  подробнее  приемы формирования действий  контроля и оценки . 

   2.2 «Общественный зачет» как форма контроля  на этапе формирования регулятивных УУД  по русскому языку

   По мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, правильность и полнота  выполнений операций, входящих в состав действий. Что же касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

      Наиболее эффективной  оценкой , на наш  взгляд , является

« Общественный смотр знаний» или « Общественный зачет», опыт проведения которого будет описан в данной работе .

    Общественный смотр знаний является одной из эффективных форм отслеживания (мониторинга) уровня обученности школьников по основным предметам школьной программы и вместе с тем - одной из форм проверки качества знаний учащихся.

Основными целями и задачами общественного смотра знаний являются:

  1. пропаганда и актуализация  знаний учащихся;
  2. развитие у учащихся интересов и мотивов к научной деятельности, исследованию окружающей природной и социальной среды, качественной подготовки к экзаменам;
  3. создание необходимых условий для выявления и развития детской одаренности;
  4. повышение качества образования;

Система  общественных смотров знаний является

  1. открытой общественной формой определения уровня  обученности учащихся, т.к. на каждом смотре  присутствуют те, кто напрямую  не является участником образовательного процесса в ОУ, а именно: члены Управляющего Совета школы, члены родительских комитетов классов, родители учащихся  
  2.  знания  учащихся проверяет и оценивает не только учитель - предметник, ведущий данную   учебную дисциплину в конкретном классе, но и  независимая комиссия из числа учителей - предметников соответствующего методического объединения школы, руководитель методического объединения соответствующего цикла, отметки, выставляемые учащимся, являются объективными и отражают реальный уровень знаний и предметной компетентности учащихся;
  3. общественный смотр знаний является одной из форм подготовки учащихся к ОГЭ и  ЕГЭ т.к. задачи смотра в целом совпадают с целями ОГЭ и ЕГЭ:

   

  2.3 Формы « общественных зачетов»

  В моей педагогической практике используются различные формы проведения  такого вида зачета как по русскому язык ,так и по литературе.

Рассмотрим некоторые формы «общественных зачетов»

1 Литературная игра «Умники и умницы» как форма «общественного зачета»

   (в качестве примера возьмем произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

   Игра может быть использована

  1. в качестве проверки знаний по содержанию пьесы  как перед её изучением (тогда надо пересмотреть вопросы, не касающиеся собственно текста пьесы) так и после изучения;
  2. может  использоваться как форма урока обобщения после изучения пьесы (тогда можно ввести задания теоретического характера: например, черты классицизма и реализма в пьесе; что включают в себя понятия «век нынешний» » и «век минувший»; знание афоризмов (для зрителей) и т.п.);
  3. может быть использована в качестве материала для литературного праздника или внеклассного мероприятия по предмету.

     Цель обобщение (или проверка) знаний о характерах героев пьесы (умение узнать героя, вспомнить его жизненные принципы, отношение с другими персонажами, точное и уместное цитирование текста произведения).

 Подготовительная работа: Чтение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; Изучение биографии А.С. Грибоедова.

   Группа поддержки заранее готовит театрализованную инсценировку отрывка комедии на выбор продолжительностью 5-7 мин.

 За 20 мин. до начала игры агонисты получают тему для выступления в Прологе на конкурсе «Риторика» : «Актуальна ли комедия «Горе от ума» в наше время и почему?»

 Жюри :учителя –предметники ,родители

https://nsportal.ru/user/698944/page/igra-umniki-i-umnitsy

2.Литературная игра  «Суд над литературным героем»

   Урок-суд над литературным героем – это форма урока литературы, которая в своей основе имеет ролевую игру, строящуюся на подготовленных монологах действующих лиц и неподготовленных диалогах, диалогах-импровизациях, неизбежно возникающих в ходе «судебных прений».

   Подготовительная работа :

1)выбор  детьми тех ролей, которые они хотели бы исполнять,

 2) перечитывание  произведения с целью отбора «своего» материал,

3) создания собственного варианта выступления.

    Ученики выступают  в роли прокурора и свидетелей обвинения, адвоката и свидетелей защиты, а родители  -общественные наблюдатели ,присяжные

 Предлагаем список произведения для литературной игры « Суд над литературным  героем»

  1. М.Ю. Лермонтов « Беглец»
  2. Н.В.Гоголь « Мертвые души»
  3. И.Гончаров «Обломов»
  4. И.С.Тургенев «Отцы и дети»

В  качестве примера возьмем произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»  )

    Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 Цель: Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Задачи: 1. Проследить развитие характера Печорина, объяснить его поступки, понять социальные и психологические мотивы поступков Печорина и других героев, понять идейный замысел романа; 2. Способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии; 3. Воспитывать интерес к отечественной литературе.

Оборудование и материалы: Класс оформлен в виде зала суда.

На столах - таблички с надписями: СУДЬЯ, ПРОКУРОР, АДВОКАТ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОБВИНЯЕМОГО Г.А. ПЕЧОРИНА.

 На доске записано название открытого мероприятия: Суд над Печориным (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

     Игровые уроки, каким является суд над литературным героем, открывают учащимся широкие возможности для самовыражения, с помощью игры создаётся высокая мотивация. Игра позволяет ребятам сымитировать реальные ситуации, пережить их на эмоциональном уровне, позитивно влияет на межличностное общение подростков. Ребята разыграли роли  судьи, прокурора, адвоката, Максима  Максимыча,   Азамата, драгунского офицера, княжны Мери,  доктора Вернера, княгини  Лиговской, ундины, Печорина, секретаря суда.   В процессе урока каждый смог определиться: в каком обличии предстал перед ним лермонтовский  герой, злодей это или герой?
https://nsportal.ru/user/698944/page/literaturnaya-igra-sud-nad-literaturnym-geroem

3. Интеллектуальная игра по русскому языку « Слабое звено» как одна из форм «общественного зачета»

    Такая форма зачета направлена на формирование познавательного интереса к изучению родного языка, развития речи учащихся, воспитание любви и уважения к русскому языку. Подобранный языковой материал не только увлекает учащихся, но и расширяет кругозор, развивает наблюдательность, приобщает к основам исследовательской деятельности. Представленный материал можно использовать при организации внеклассной работы по русскому языку и на уроках.

Цели:

  1. повторить сведения по русскому языку, полученные на уроках
  2. развивать культуру речи и поведенческую культуру учащихся, их творческие возможности, наклонности и задатки;
  3. воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  4. Укреплять дух товарищества, взаимовыручки.

Форма проведения: игровая.

Целевая аудитория: учащиеся 5-11 классов.

Правила:

  1.  в зачете участвуют все учащиеся ;
  2. вопросы  по определенной теме задаются по очереди каждому  ученику;
  3.  после окончания   зачета  ребята ( по количеству набранных очков ) определяют, кто является «самым слабым звеном» на данном этапе игры.
  4.   Учащиеся, кроме теоретических вопросов , выполняют  практические задания
  5. Оценивают «игроков»  родители , учителя – предметники

Подготовка к  игре – это самый сложный и ответственный этап , который предполагает :

  1. Выбор темы  «общественного зачета;
  2. Подбор вопросов  теоретического материала;
  3. Подбор практического материала по выбранной теме ,в том числе дифференцированные задания
  4. Определение сроков проведения мероприятия
  5.  Создание комиссии для оценивания участников зачета

Учащиеся сначала  отвечают на теоретические  вопросы по выбранной теме  в форме интеллектуальной игры «Слабое звено», затем приступают к выполнению практической части .Родители , учителя- предметники оценивают  учащихся , заполняют таблицу

Фамилия Имя

Оценка за теорию

 Оценка  за практику

Тест

Общая оценка

Примечание ( помощь родителей )_

Иванов К.

4

5

4

4

+

Предлагаю список тем по русскому языку  для проведения интеллектуальной игры « Слабое звено»:

  1. Имя существительное
  2. Имя прилагательное
  3. Глагол
  4. Причастие
  5. Деепричастие
  6. Имя числительное
  7. Местоимение

 3.Заключение

    Несомненно , нельзя ограничивать проверку усвоения материала только итоговыми тематическими зачетами , проводя их в конце изучения темы .В ходе изучения темы  можно использовать  различные формы проверки знаний и умений учащихся : устный опрос, тесты,  объяснительные  словарные  диктанты, проверочные письменные работы.

Таким образом , к зачету уже учитель имеет предварительную картину успеваемости каждого ученика , что позволяет управлять подготовкой учащихся к зачету.

  Необходимой частью «общественного зачета» является работа с родителями, которым надо рассказать , в чем заключается особенность зачетной системы, их роль в проведении мероприятия. Родителям важно объяснить,сто их поддержка  играет большую роль в его успехах по учебному предмету .

Практика проведения «общественных зачетов» показывает ,что при любой форме   наиболее эффективна такая организация , когда ученик узнает результат либо во время зачета , либо после его завершения : успешно справился  ли  с поставленной работой , в каких заданиях допустил ошибки.

Когда учащиеся привыкают работать по данной системе , меняется стимул обучения : оценивать их будет не только учитель- предметник , но и родители , поэтому стараются получить на «общественном зачете»  хорошие отметки. Кроме того, такая форма оценки качества знаний дает возможность не только учителю  увидеть  реальную картину знаний , но и  самому ученику  объективно  оценить себя .

     Таким образом, «общественный зачет» - это одна из конструкций  форм формирования регулятивных УУД на  этапе контроля и коррекции знаний в структуре процесса обучения, проводимая учителями с целью независимой комплексной оценки знаний, умений и навыков по изученному разделу школьного курса и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ .

Список использованной литературы :

  1. Статья «Регулятивные  универсальные  учебные действия» http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/05/regul...e-uchebnye-deystviya?
  2. Толковый словарь Ушакова http://slovariki.org
  3. Статья «Формирование регулятивных универсальных действий» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/06/formirovanie-regulyativnykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy

Приложение :

   Результаты , которые удалось достичь благодаря применению методической разработке :

  1.  повышается качество знаний учащихся ,успеваемость по предмету русский язык составляет 100%, качество знаний имеет положительную динамику

 Качество знаний по русскому языку

2015-2016уч.г

2016-2017уч.г

2017-2018уч.г

55,6

57,1

73,3

  1. Ежегодно выпускники показывают высокие результаты ЕГЭ по русскому языку , которые превышают средние показатели по району . республике , России

Результаты ЕГЭ с 2015-2017г по русскому языку

2013-2014уч.г

2014-2015уч.г

2015-2016уч.г

2016-2017уч.г

64,91

70.19

68,48

72.28

  1. Растет число участников научно- практических конференций , конкурсов

Победители и призеры  в научно-практических конференциях, конкурсах

2015-2016уч.г

2016-2017уч.г

2017-2018уч.г

8 человек

6 человек

14 человек

  1. Высокие баллы  на Всероссийской проверочной работе  по основному предмет .  

    Результаты ВПР по русскому языку

     2015-2016 уч.г- 91 ,3

      2016-2017 уч.г- 79,4

Методической разработки была представлена на стажировочной  площадке  в г. Перми и г.Владивостоке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения внеклассного занятия по русскому языку и литературе "Юный филолог"

Проведение подобных занятий требует предварительной подготовки и учителя, и учащихся. Это способствует расширению знаний детей, через занимательный материал активизируется инт...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....