«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание приставок  ПРЕ-  и  ПРИ-».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

. Урок русского языка в 6 классе

                   по теме: «Правописание приставок  ПРЕ-  и  ПРИ-»

                       Цель урока: научить учащихся грамотно писать

Обучающие цели:  научить различать приставки  ПРЕ-  и  ПРИ-   по лексическому значению слова, сформировать навык письма приставок пре-  и  при-

Развивающие цели: способствовать развитию речевой компетентности,  развивать умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы

Воспитательные цели:  формировать ценностное отношение к слову и его лексическому значению

               Тип урока:  урок изучения нового материала

               Ведущий метод:  объяснительно-иллюстративный

               Оборудование: индивидуальный лист обучающегося,  сигнальные карточки обратной связи,  презентация, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

                                                             Ход урока

I.  Организационный момент

II. Повторение.

  Мы продолжаем изучать раздел русского языка  «Словообразование»

  1. Блиц-опрос    Слайд 3

     - Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?

     - Назовите  основные способы образования слов в русском языке.

     -  Какой способ  называется приставочным?

     - Какую морфему называем приставкой?

      - Приставки бывают изменяемые и приставки, написание которых  зависит от определенных условий.  В начале урока повторим правописание приставок, оканчивающихся на  з  и  с.

        - Записываем дату в тетради.

            2.  Выборочный диктант.    Слайд 4                                                                                                          ( 1 вариант выписывает слова с приставкой на  -с; 2 вариант – с приставкой на  -з;  3 вариант  -  слова, начинающиеся на з- ).                                                                                                                     Повторить правописание приставок, оканчивающихся на –з  и  -с.

   Бе..крайний,  ра..бить,  во..горание,  бе..снежный, ..доровье,   бе..вкусный,  ра..писание,  и..целить, ра..чистить,  ..делать,  бе..болезненный,  ра..тереть,  бе..шумный,  бе..заботный,   ра..цветать, ..десь,  и..тратить,  во..кликнуть,  …бить, ..дание,   и..пытать.

          Проверка.   Слайд 5-7

          Вывод.   Какое правило  нужно было вспомнить, выполняя данную работу?

          Назовите условия выбора  написания приставок на «з»  и «с»?                                                                     О чем нужно помнить при написании слов сделать, сбить, здесь, здоровье, здание?   (Приставка «с-«  неизменяемая,  в слове здесь  приставки нет)

  1.  Формулирование темы и цели урока.
  1. Работа с текстом.  Чтение текста.   Слайд 8                                                                                                                                                       Незваные гости

         Пр..строился дятел, пробил в кленовой коре дырочку, напился сладкого соку.  За дятлом длиннохвостая синица пр..скакала и носик помочила.  Муравей пр..полз, усами шевелит.  Комарик пр..летел и ногами в патоке  увяз.  И ещё кто-то пр..тащился бы, но тут дятел вспорхнул.  Муравей пр..полз и к дятлу на язык пр..лип.   Запил  пр..мудрый дятел кислого гостя сладким соком.

                                                                       ( По Н.Сладкову.)

   -  В какой морфеме пропущена орфограмма?

   -  Обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы вставить пропущенную орфограмму?

   -  Какой будет тема и цель нашего урока?

   

  Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают  тему в тетрадях:

    Правописание приставок  пре-  и  при-

     Цель: познакомиться с правилом написания приставок  ПРЕ- и  ПРИ-  слайд 9

    -  Как узнать правило написания приставок?

    -  Хочу вам предложить поисковый путь знакомства с новым материалом.

IV. Презентация нового материала.

    - У вас есть карточка с группой слов.   Слайд 10                               

     1.   Задание :   систематизировать по тематическим группам слова:

Прибежать,  приклеить,  прескверный,  приехать,  приоткрыть,  пришить, предобрый, присесть,  прискакать,  прилечь,  премилый,  привязать,  привстать                                                                                                          (1 группа   - систематизирует слова по тематическим группам и самостоятельно определяют название  тематических групп;

2 группа   -   систематизирует  по тематическим группам данные слова.

1 группа называют группу, а 2 – читают слова этой группы  )

Приближение: прибежать,  приехать,  прискакать   Слайд11

   

- В детской радиопередаче «Радионяня» герои пели песню о том, как лучше запомнить правило об этой приставке. Вот слова из этой песенки  слайд 12

.      Приближение

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной –

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ- непременно.

Присоединение:   приклеить,  пришить,  привязать   Слайд 13

Неполное действие:  приоткрыть,  присесть,  прилечь, привстать  Слайд 14,

А герои «Радионяни»  пели:  слайд 15

Присоединение :  приклеить,  пришить,  привязать.                                                               Неполное действие:  приоткрыть,  присесть,  прилечь,  привстать

. Присоединение

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Пишем ПРИ-, говоря обо всем,

Что добрые руки сделали.

Неполное действие

Язык примерз  -  не совсем отмерз,

Пригорело  -  не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ-

«Очень»:  прескверный,  предобрый,  премилый    Слайд  16, 17, 18

 Поэтесса А.Катюнина  помогает запомнить приставку пре- своим стихотворением

. Пре-

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка ПРЕ-

Особа преотважная,

Важная-преважная

Гордая-прегордая

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой

Был у нее прелестный пудель

Прехрабрый пес по кличке Дудель

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка ПЕРЕ-

Она сказала: « На заре

Я уезжаю.Друг мой, ПРЕ-

Меня не будет тут три дня ,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи, я спешу.

             А.Каютина

  -  Замените словосочетание  словом с приставкой ПРЕ-: человек, переступивший закон  -  преступник                                                      

           -  От каких условий зависит выбор  е  и  и   в приставках  ПРЕ- и  ПРИ-?  (значение )

     (значение приставки  ПРИ-  : приближение, присоединение , неполное  действие,  …

Приставки ПРЕ-  :    «очень», …

  1. Поиск новой информации.  Работа с учебником .                                                                                                         -  Внимательно прочитайте правило на странице 66 .

      - Как вы думаете, что необходимо добавить в презентацию «Приставки  ПРЕ-  и  ПРИ-?

 (значение приставки ПРИ-  «близость», «около», отсутствовали примеры приставки  ПРЕ-  со значением  ПЕРЕ-)

- Какие примеры допишем в тетрадь?  (пришкольный, прибрежный, преградить, преступник)

- Сделайте общий вывод, когда пишутся приставки  ПРЕ-  и  ПРИ-

- Из текста вами выписаны слова с приставками, написание которых вы не могли объяснить. Каково же значение  приставок в этих словах?

V. Закрепление изученного.

      1)  Комментированное письмо ( у доски по цепочке)  упр.154

      2)  Работа с текстом Сладкова .  Слайд 20

     - Достаточно ли у вас знаний, чтобы объяснить пропущенные орфограммы в тексте?

       (Самостоятельно вставляют орфограммы и объясняют свой выбор)

VI. Проверка знаний по новой теме.                                                                                             1. Распределительный диктант.    Слайд 21                                                                                                              – Запишите слова в две колонки с приставкой  ПРЕ-  и  ПРИ- .  Выделите  приставки графически.

     Приморский, премилый, приехать,  прилечь, приклеить,  прибежать,  преосторожно,  припаять, приоткрыть, преграда, пришкольный, прекрасный, преступник, приземлиться, прескверный, прикрепить, беспрерывно.

             Самопроверка.  Слайд 22, 23  

  - Кто выполнил работу без ошибок?   У кого одна ошибка? У кого две ошибки?

В каких словах были допущены ошибки?  Как вы думаете, почему?                                                                      О чем нужно помнить при написании   ПРЕ-  и  ПРИ-?

  1. Творческая работа. Слайд 26

Используя слова с приставками пре-  и  при- ,

1 уровень –  создать связный текст из 5-7 предложений  

2 уровень  -   записать  7-8 словосочетаний

VII.  Рефлексия  слайд 25

        Сегодня на уроке

  1. Я вспопнил  (а)                                                                                                       .
  2. Узнал (а)                                                                                                              .
  3. Запомнил (а)                                                                                                        

Оценивание. В течение урока вы  оценивали себя сами, итоговую оценку вы получите после проверки индивидуального листа.

VIII.  Домашнее задание:        слайд 26                                                                                                                               1) Правило с.66                                                                                                                                              2) Упр.155 или упр.156                                                                                                                                               3)  Сравните в предложении омонимы.  На чем основана разница в правописании

Ленивый достоин презрения, а немощный  -  призрения.

Вот об этом мы и поговорим на следующем уроке.

 Приложение                                                                                                                                                                                     Карточка      к уроку по теме:   “Правописание  приставок ПРЕ-  и  ПРИ-»

                      1 ГРУППА

Определите тематические группы и систематизируйте слова по этим группам

         Прибежать, приклеить, прескверный, приехать,  приоткрыть,  пришить,  предобрый,  присесть,  прискакать,  прилечь,  премилый,  привязать,  привстать

/      Карточка к  уроку по теме:   “Правописание  приставок ПРЕ-  и  ПРИ-»

                      2 ГРУППА

         Распределите по тематическим группам  данные  слова

         Прибежать, приклеить, прескверный, приехать,  приоткрыть,  пришить,  предобрый,  присесть,  прискакать,  прилечь,  премилый,  привязать,  привстать

Приближение

Присоединение

Неполное действие

 «очень»

Индивидуальный лист                 Фамилия имя                                                             .

  1. Работа с текстом

Выразительно прочитайте текст.                                                                                                          

                                                               Незваные гости

         Пр…строился дятел, пробил в кленовой коре дырочку, напился сладкого соку.  За дятлом длиннохвостая синица пр...скакала и носик помочила.  Муравей пр…полз, усами шевелит.  Комарик пр…летел и ногами в патоке  увяз.  И ещё кто-то пр…тащился бы, но тут дятел вспорхнул.  Муравей пр…полз и к дятлу на язык пр…лип.  Запил пр…мудрый дятел кислого гостя сладким соком  и пр…творился спящим.                                                                      

                                                                                                                                ( По Н.Сладкову.)                       .

   -  В какой морфеме пропущена орфограмма?

   -  Обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы вставить пропущенную орфограмму?

   -  Какой будет тема и цель нашего урока?

  1. Распределительный диктант

.

                Пре-  

                   При-

                           

                                                                                                                 Моя оценка             .

  1. Творческое задание

1 группа -  написать связный текст  (5-6 предложений) на тему «На уроке труда» , используя слова с приставками пре-  и  при-                                                                                                                                  

                     

                                         

2 группа – записать  6-7 словосочетаний на тему «На уроке труда» , используя слова с приставками пре-  и  при-                                                                                                                                  

                                                                                                 

       4. Сегодня на уроке

  1. Я вспомнил  (а)                                                                                                       .
  2. Узнал (а)                                                                                                              .
  3. Запомнил (а)                                                                                                        .  

                                   Итоговая оценка                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                           

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.

Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.....

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....