Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе. Тип урока - изучение нового материала. Педагогическая технология - проблемно-диалогическая. Цель урока: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением порядковых числительных, научить отличать числительные от других частей речи, сформировать умение отличать порядковые числительные от количественных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskoe_i_grammaticheskoe_znachenie_poryadkovykh_chislitelnykh.docx | 327.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Просянкина Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2001 г.Москвы
Урок русского языка в 6 «В» классе по теме «Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных»
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогическая технология: проблемно-диалогическая.
Цель урока: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением порядковых числительных, научить отличать числительные от других частей речи, сформировать умение отличать порядковые числительные от количественных.
Этапы урока | Ход урока (учитель) | Ход урока (ученики) |
I. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Готовы? | |
II. Языковая разминка. | - Проведем языковую разминку. Запишите предложения. Я люблю слушать птичьи голоса, когда в четыре часа утра просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. - Подчеркните грамматические основы, объясните постановку знаков препинания, дайте устную характеристику предложений. | 1-е предложение СПП, состоит из 2-х частей, части связаны подчинительным союзом когда и интонацией. Части СП разделяются запятой. 2- предложение простое, двусоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное. |
II. Актуализация изученного. Постановка учебной проблемы № 1. | - Назовите в записанных предложениях слова, отвечающие на вопрос какой? - Определите, какой частью речи являются данные слова. - Какое слово вызвало затруднение в определении части речи? Почему? Аргументируйте свой ответ. | Птичьи, светлоголовые, пятом, звонкие. Птичьи, светлоголовые, звонкие – имена прилагательные, пятом – прилагательное? числительное? Слово пятом. Это слово может быть именем прилагательным, так как отвечает на вопрос каком? И может быть числительным, так как обозначает число пять. |
IV. Формулирование учебной проблемы. | - Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? (запись вопроса на доске). | К какой части речи относится слово пятом. |
V. Поиск решения (открытие нового знания). | - Проанализируем два словосочетания - добрый человек и пятый человек – и определим, какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос какой? - Назовите значения частей речи, по которым они отличаются друг от друга. - Определите лексическое и грамматическое значение слов добрый и пятый. - Какой мы можем сделать вывод? К каким частям речи относятся эти слова? | Записывают словосочетания. Лексическое и грамматическое. Добрый. Грамматическое значение – признак предмета, лексическое значение – черта характера человека. Пятый. Обозначает число, счет. Добрый – это имя прилагательное, пятый – числительное. |
VI. Актуализация изученного. Постановка учебной проблемы № 2. | - С какими числительными вы уже знакомы? Дайте их определение. - Числительное пятый отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество предметов? - Можем ли мы с уверенностью утверждать, что является количественным числительным? - Какое возникает противоречие? | Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? И обозначают число, количество предметов. Нет. Это числительное, но не количественное, тогда какое? |
VII. Поиск решения (открытие нового знания). | - Смоделируем жизненную ситуацию. Прошу выйти к доске ребят, занимающих первые парты. Постройтесь в шеренгу. Представьте, что вы находитесь на уроке физкультуры, а я - учитель физкультуры и даю вам такое задание: «По порядку рассчитайтесь!». - Ребята, определите ключевое слово фразы «По порядку рассчитайтесь». - Предположите, исходя из этого ключевого слова, как может называться разряд числительных? - Каково грамматическое значение порядковых числительных? Что они обозначают? | Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. По порядку. Порядковые. Порядок при счете. |
VIII. Формулирование определения. | - Сформулируйте тему урока. - Запишите тему урока (запись темы урока на доске и в тетрадях). - Изучая новую часть речи, какие вопросы мы исследуем в первую очередь? Задайте эти вопросы! - Сформулируйте определение порядковых числительных, ответив на эти вопросы. - Откройте учебник на стр.171 и прочитайте определение порядковых числительных. - Совпали ваши выводы с определением в учебнике? - Молодцы, значит, мы хорошо поработали. | Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. 1.Что эта часть речи обозначает? 2.На какие вопросы отвечает? (запись вопросов на доске) Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? |
IX. Физминутка. |
| |
X. Развитие умений. Применение нового знания. | 1. Выполните упражнение 399. - Образуйте порядковые числительные, графически обозначьте морфемы. - От слов какой части речи образуются порядковые числительные? - Сформулируйте вывод. 2. Прочитайте текст, обращая внимание на склонение числительных. Метеовыпуск. Завтра в Москве осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 5 745 892 снежинки. Над территорией Бирюлево уже скопилось не менее 3 253 640 снежинок, причем к ним добавится ещё около 2 300 065 снежинок, которые пока зависли над Южным Чертаново, но к 25 января северный ветер донесёт их до Бирюлево. Более 1 273 000 снежинок упадёт на 2001 школу, так что учителям и ученикам этой школы придётся одеться теплее. Прогноз составлен метеобюро учащихся 6 «В» класса. Хорошей вам погоды, москвичи! Самостоятельная работа (работа в парах). - Задайте вопрос к числительным и определите их значение и разряд. - Назовите порядковые числительные, встретившиеся вам в тексте. - Как вы это определили? - Назовите разряд остальных числительных. - Как вы это определили? | Порядковые числительные образуются от количественных числительных, обозначающих целые числа. Двадцать пятому, две тысячи первую, шестого. Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Количественные. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов. |
XI. Итоги урока. | - Подведем итоги. - Каковы были проблемы урока? - Какой ответ мы нашли? - Как вы оцениваете свою работу? | Определить часть речи, а затем разряд слова пятый. Слово пятый является порядковым числительным, так как обозначает порядок при счете и отвечает на вопрос какой? Мы молодцы, с поставленной задачей справились. |
XII. Домашнее задание. | Выучить определения на стр.171, выполнить упражнение 402. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"
На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...
Лексическое и грамматическое значение слова
Мультимедийная презентация урока русского языка в рамках аттестации....
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Урок русского языка "Порядковые числительные, их грамматические признаки, склонение. Морфологический разбор числительных"
Маршрутный лист дистанционного урока...
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...