Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Просянкина Татьяна Васильевна

Урок русского языка в 6 классе. Тип урока - изучение нового материала. Педагогическая технология - проблемно-диалогическая. Цель урока: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением порядковых числительных, научить отличать числительные от других частей речи, сформировать умение отличать порядковые числительные от количественных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Просянкина Татьяна Васильевна,                                                                                                           учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2001 г.Москвы

Урок русского языка в 6 «В» классе по теме                                             «Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных»

Тип урока: урок изучения нового материала

Педагогическая технология: проблемно-диалогическая.

Цель урока: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением порядковых числительных, научить отличать числительные от других частей речи, сформировать умение отличать порядковые числительные от количественных.

Этапы урока

Ход урока (учитель)

Ход урока (ученики)

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Готовы?  

II. Языковая разминка.

- Проведем языковую разминку. Запишите предложения.

Я люблю слушать птичьи голоса, когда в четыре часа утра просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда.

- Подчеркните грамматические основы, объясните постановку знаков препинания, дайте устную характеристику предложений.

1-е предложение СПП, состоит из 2-х частей, части связаны подчинительным союзом когда и интонацией. Части СП разделяются запятой.

2- предложение простое, двусоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное.

II. Актуализация изученного. Постановка учебной проблемы № 1.

- Назовите в записанных предложениях слова, отвечающие на вопрос какой?

- Определите, какой частью речи являются данные слова.

- Какое слово вызвало затруднение в определении части речи? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Птичьи, светлоголовые, пятом, звонкие.

Птичьи, светлоголовые, звонкие – имена прилагательные, пятом – прилагательное? числительное?

Слово пятом.  Это слово может быть именем прилагательным, так как отвечает на вопрос   каком? И может быть числительным, так как обозначает число пять.

IV. Формулирование учебной проблемы.

- Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? (запись вопроса на доске).

К какой части речи относится слово пятом.

V. Поиск решения (открытие нового знания).

- Проанализируем два словосочетания - добрый человек и пятый человек – и определим, какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос какой?

- Назовите значения частей речи, по которым они отличаются друг от друга.

- Определите лексическое и грамматическое значение слов добрый и пятый.

- Какой мы можем сделать вывод? К каким частям речи относятся эти слова?

Записывают словосочетания.

Лексическое и грамматическое.

Добрый. Грамматическое значение – признак предмета, лексическое значение – черта характера человека.

Пятый. Обозначает число, счет.

Добрый – это имя прилагательное, пятый – числительное.

VI. Актуализация изученного. Постановка учебной проблемы № 2.

- С какими числительными вы уже знакомы? Дайте их определение.

- Числительное пятый отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество предметов?

- Можем ли мы с уверенностью утверждать, что является количественным числительным?

- Какое возникает противоречие?

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? И обозначают число, количество предметов.

Нет.

Это числительное, но не количественное, тогда какое?

VII. Поиск решения (открытие нового знания).

- Смоделируем жизненную ситуацию. Прошу выйти к доске ребят, занимающих первые парты. Постройтесь в шеренгу. Представьте, что вы находитесь на уроке физкультуры, а я - учитель физкультуры и даю вам такое задание: «По порядку рассчитайтесь!».

- Ребята, определите ключевое слово  фразы «По порядку рассчитайтесь».

- Предположите, исходя из этого ключевого слова, как может называться разряд числительных?

- Каково грамматическое значение порядковых числительных? Что они обозначают?

Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой.

По порядку.

Порядковые.

Порядок при счете.

VIII. Формулирование определения.

- Сформулируйте тему урока.

- Запишите тему урока (запись темы урока на доске и в тетрадях).

- Изучая новую часть речи, какие вопросы мы исследуем в первую очередь? Задайте эти вопросы!

- Сформулируйте определение порядковых числительных, ответив на эти вопросы.

- Откройте учебник на стр.171 и прочитайте определение порядковых числительных.

- Совпали ваши выводы с определением в учебнике?

- Молодцы, значит, мы хорошо поработали.

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

1.Что эта часть речи обозначает?

2.На какие вопросы отвечает?

(запись вопросов на доске)

Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

IX. Физминутка.

 

X. Развитие умений. Применение нового знания.

1. Выполните упражнение 399.

- Образуйте порядковые числительные, графически обозначьте морфемы.

- От слов какой части речи образуются порядковые числительные?

- Сформулируйте вывод.

2. Прочитайте текст, обращая внимание на склонение числительных.

Метеовыпуск.

  Завтра в Москве осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 5  745 892 снежинки. Над территорией Бирюлево уже скопилось не менее   3 253 640 снежинок, причем к ним добавится ещё около 2 300 065 снежинок, которые пока зависли над Южным Чертаново, но к 25 января северный ветер донесёт их до Бирюлево. Более 1 273 000 снежинок упадёт на 2001 школу, так что учителям и ученикам этой школы придётся одеться теплее.

 Прогноз составлен метеобюро учащихся 6 «В» класса. Хорошей вам погоды, москвичи!

Самостоятельная работа                     (работа в парах).

- Задайте вопрос к числительным и определите их значение и разряд.

- Назовите порядковые числительные, встретившиеся вам в тексте.

- Как вы это определили?

- Назовите разряд остальных числительных.

- Как вы это определили?

Порядковые числительные образуются от количественных числительных, обозначающих целые числа.

Двадцать пятому, две тысячи первую, шестого.

Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

Количественные.

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов.

XI. Итоги урока.

- Подведем итоги.

-  Каковы были проблемы урока?

- Какой ответ мы нашли?

- Как вы оцениваете свою работу?

Определить часть речи, а затем разряд  слова пятый.

Слово пятый является порядковым числительным, так как обозначает порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

Мы молодцы, с поставленной задачей справились.

XII. Домашнее задание.

Выучить определения на стр.171, выполнить упражнение 402.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"

На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...

Лексическое и грамматическое значение слова

Мультимедийная презентация урока русского языка в рамках аттестации....

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...