Лексическое и грамматическое значение слова
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему
Мультимедийная презентация урока русского языка в рамках аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynaya_prezentaciya.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок № 1 Тема: Лексическое и грамматическое значение слова Раздел «Лексика» (УМК: учебник для 10-11 кл . общеобразоват . учреждений «Р усский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова . – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2006 примерная программа по русскому языку: федеральные государственные стандарты 2004)
Цель урока: сформировать понятие - «лексическое и грамматическое значение» Задачи Обучающая Научить устанавливать различия между лексическим и грамматическим значениями. Подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку (ЕГЭ): задания А5. Развивающая Сформировать умения: организовать лингвистический эксперимент; анализировать исследуемое языковое явление; делать выводы ; включаться в рефлексию деятельности. Воспитательная Воспитывать любовь и интерес к родному языку, сформировать у обучающихся пытливость и научное рвение.
Тип урока : урок-исследование Методы обучения : исследовательский (лингвистический эксперимент); наглядно-иллюстративный . Формы обучения : фронтальная работа групповая работа
Оборудование мультфильм «Про бутявку » по сказке Л.Петрушевской « Пуськи бятые »; дидактический материал (текст для наблюдения и словосочетания для лингвистического эксперимента); русский язык: грамматика . Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл . общеобразоват . учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова . – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2006 Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А.Кузнецов – СПб., 1998; Школьный толковый словарь русского языка/ М. С. Лапатухин и др. – М., 1999; Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова – М., 1994; компьютер, проектор, экран.
Этапы урока Организационный момент (2 мин.) Этап целеполагания (2 мин.) Проблемная ситуация 1 (9 мин.) Проблемная ситуация 2 ( 15 мин.) Лингвистический эксперимент (10 мин.) Итоги работы и рефлексия (5 мин.) Домашнее задание (2 мин.)
I. Организационный момент Деятельность учителя Обращается к обучающимся, используя нестандартный текст приветствия Задача: создать благоприятный микроклимат в классном коллективе; создать психологический настрой на исследовательскую деятельность Деятельность обучающихся Воспринимают речь учителя (1 стадия восприятия, согласно В.Г. Белинскому, - стадия восторга).
Приветствие Учитель , обращаясь к классу, произносит: - Хайрете пайдес ! Каллой кай агатой ! Здравствуйте, прекрасные и совершенные. Именно так обращался к своим ученикам учитель древнегреческой школы. Представляю, каково было бы ваше удивление, если бы я обратилась к аудитории с вопросом: «Ели вы сегодня? Здоров ли ваш скот?» Так приветствовали друг друга жители Древнего Египта и Древнего Китая. Пусть звучит удивительно нежное и мелодичное украинское « Здоровэньк i булы !» или очень звонкое русское « Здравствуйте !» По-разному люди отмечают самое простое и самое важное событие в своей жизни – встречу с другим человеком. Но во всех словах, фразах приветствия заключено большое и важное содержание: «я вижу тебя, ЧЕЛОВЕК. Ты мне приятен. Я желаю тебе самого доброго – здоровья, мира, благополучия. Я несу тебе свой мир и хочу понять твой безграничный мир ». назад
II . Этап целеполагания Деятельность учителя объявляет тему урока; предлагает обучающимся сформулировать задачи, решение которых способствует её раскрытию. Задача : создать ситуацию присвоения целей и задач урока. Деятельность обучающихся формулируют те задачи, решение которых поможет раскрыть тему; вступают в коммуникацию по выделению главных задач и подзадач к ним.
Цель урока: сформировать понятие - «лексическое и грамматическое значение» назад Задачи Обучающая Научить устанавливать различия между лексическим и грамматическим значениями. Подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку (ЕГЭ): задания А5. Развивающая Сформировать умения: организовать лингвистический эксперимент; анализировать исследуемое языковое явление; делать выводы ; включаться в рефлексию деятельности. Воспитательная Воспитывать любовь и интерес к родному языку, сформировать у обучающихся пытливость и научное рвение.
III . Создание проблемной ситуации 1 Деятельность учителя демонстрирует на слайде предложение ученого-языковеда Л.В. Щербы организует группы: 1 группа «Ассоциативное восприятие»; 2 группа «Лингвисты»; 3 группа «Аналитики» Задача : включить обучающихся в решение проблемной ситуации через предъявление искусственно созданного для студентов-филологов предложения ученого-языковеда Л.В. Щербы групповую работу по восприятию, пониманию этого предложения Деятельность обучающихся выбирают группу, в составе которой будут работать над пониманием предложения предъявляют результаты работы в группе 1 группа «Ассоциативное восприятие»; 2 группа «Лингвисты»; 3 группа «Аналитики»
назад
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка назад
Задание 1 группе «Ассоциативное восприятие» Прочитайте предложение и восстановите его смысл через определение лексических значений слов, т.е. соотнесённость этих слов с предметом или явлением действительности. назад
Задание 2 группе «Лингвисты» Прочитайте предложение, определите общее значение слов как частей речи и докажите свою точку зрения. назад
Задание 3 группе «Аналитики» Предположите, с помощью каких способов первая и вторая группы восстановят смысл предложения. Найдите ответ на вопрос, как соотносятся грамматическое и лексическое значение. назад
Результат работы 1 группы «Ассоциативное восприятие» Учащиеся высказывают предположения о смысле услышанного, составив конструкции, похожие на данную, заменив слова известными: глокая – большая куздра – корова штеко – больно, шибко будланула – боднула бокра – бычка куздрячит – данному слову трудно подобрать звуковое соответствие, но обучающиеся предлагают: задирает назад
Результат работы 2 группы «Лингвисты» Учитель, выступая в роли координатора, просит представителей группы соотнести версию 1 (условно, «Корова») и версию 2 (условно, «Она»). Версия 1. Учащиеся обнаружат: «На вопрос «что?» или «кто?» отвечает слово куздра ; На вопрос «что сделала?» - слово будланула . Именно на вопрос «что сделала?», а не «что делала». Иначе было бы – « будлала ». Выяснили, что можно даже установить, что бокр – живое существо, а не вещь. Не будь он живым, куздра будланула бы бокр , а не бокра (именительный и винительный неодушевленных существительных совпадает ).
Результат работы 2 группы «Лингвисты» Учащиеся установят, что по отношению к версии 2 есть доказательства, и составят схему простого предложения, осложненного однородными сказуемыми, причем укажут, что первое сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, т.к. имеет суффикс –л-, а второе – глаголом настоящего времени, т.к. имеет окончание – ит ( з-е л.ед.ч.); очевидно, что подлежащее – женского рода, т.к. согласуется в роде и числе со сказуемым, которое имеет окончание –а.
Результат работы 2 группы «Лингвисты» Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка и назад
Результат работы 3 группы «Аналитики» Аналитики делают вывод: слова предложения ученого-языковеда Л.В.Щербы имеют грамматическое значение, лексического значения у слов данного предложения нет или они не известны. назад
IV . Создание проблемной ситуации 2 Деятельность учителя демонстрирует мультфильм «Про бутявку » по сказке Л.Петрушевской « Пуськи бятые »; проводит фронтальную беседу по восприятию мультфильма; предлагает ознакомиться с текстом сказки Л.Петрушевской « Пуськи бятые »; организует работу над текстом учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (стр.20) Задача : понять, может ли грамматическое значение являться средством художественной выразительности Деятельность учащихся воспринимают мультфильм; соотносят с текстом сказки; готовят выступающих с лингвистическим текстом о лексическом и грамматическом значении
назад
ПУСЬКИ БЯТЫЕ Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша волит калушатам : - Калушаточки ! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые . От бутявок дудонятся . А Бутявка волит за напушкой : - Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые ! назад
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (стр.20) назад
Лингвистический текст «Грамматическое значение как средство художественной выразительности» Грамматическое значение может являться средством художественной выразительности. Это средство писатели используют в различных ситуациях: 1) если невозможно сказать о действительности прямо; 2) если автор предполагает, что целевой аудиторией понимающих текст должны стать не только взрослые, образованные люди, но и дети; 3) если позиция автора специально завуалирована (например, Саша Черный «Мирная война», Людмила Петрушевская « Пуськи бятые » и др.) назад
V . Проведение лингвистического эксперимента Деятельность учителя Предлагается выполнить наблюдение над словосочетаниями: глухой согласный и глухой голос – I группа; просторная столовая и столовый нож – II группа; целая десятка и красивая десятка - III группа. Задача : выяснить, приводит ли изменение лексического значения слова к изменению его грамматического значения и наоборот Деятельность обучащихся «изобретают» версии, как можно выяснить, приводит ли изменение лексического значения слова к изменению его грамматического значения и наоборот (например, версии 1, 2, 3): Посмотреть в толковом словаре лексическое значение. Определить, как лексическое значение влияет на отнесенность слова к той или другой части речи. Изменить слово по родам, числам, падежам
VI . Подведение итогов работы и рефлексия Деятельность учителя организует этап рефлексии Задача : определить, сформированы ли понятия «грамматическое значение» и «лексическое значение» Деятельность учащихся обучающиеся высказывают отношение к происходившему на уроке; сообщают, с помощью каких способов они сформировали понятия.
VII . Домашнее задание Упражнение 30 (страница 21). Выпишите из стихотворения все слова, обозначающие понятие судна, лодки. Укажите общие признаки всех этих слов, объясните их лексическое значение (каждого в отдельности). В чем разница в обозначении предметов? Для работы использовать словарь иностранных слов, толковый и этимологический словари. Индивидуальное задание: используя различные средства информации (учебник, электронный учебник, интернет), создать мультимедийную презентацию по теме урока.
Самоанализ урока Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Содержание урока соответствовало требованиям государственного образовательного стандарта. Для достижения поставленных целей и задач мною был организован урок-исследование как один из типов уроков формирования ключевых компетентностей обучающихся. Важнейшим признаком исследовательского метода, отражающим его сущность, явилась самостоятельность деятельности обучающихся при выходе из проблемной ситуации и поиске способа действия. Используемый на уроке материал научен, соответствует учебным возможностям, возрастным и психологическим особенностям детей. Нестандартное начало было направлено на преодоление некоторой разобщенности обучающихся, на создание условий для адаптации учеников – выпускников разных школ города. Учебная активность вела к формированию научного рвения, обучающиеся прошли путь исследования языковых явлений – от минимизированных выкладок учебника – к составлению понятия. Практическая направленность урока прослеживалась в том, что ученики выполняли задания, включенные в ЕГЭ (А-5), овладевали умениями анализировать, делать выводы, устанавливать связи между языковыми явлениями. Материал усвоен. Оценивание обучающихся происходило по предъявлению результатов групповой работы, обучающиеся вели карту самооценки. Характер домашнего задания соответствовал нестандартному тексту сказки Л.Петрушевской – упражнение 30 учебника также основано на «детском» тексте, однако содержало сложные в языковом смысле обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"
На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...
Урок по русскому языку для 9 класса. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Цели урока:Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупрежд...
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...
Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных
Урок русского языка в 6 классе. Тип урока - изучение нового материала. Педагогическая технология - проблемно-диалогическая. Цель урока: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значени...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...