Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"
Цели урока: Определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи,развивать связную речь и творческие способности детей,совершенствовать навыки самооценки и работы в парах,привить любовь к русскому языку.
Оборудование:схемы,карточки,словарь.
Ход урока:
1.Повторение.
Учитель:Ребята,мы с вами продолжаем работу по теме"Лексика".Что же такое лексика?
Учащиеся:Лексика - раздел науки,который изучает словарный состав языка с точки зрения его лексического значения.
Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочитаем слова,записанные на доске.
Берёза,бабушка,ёлка,доска.
Учитель:Что общего у этих слов?
Ученик: Грамматическое значение.
Учитель:Давайте докажем это.
Ученик:У этих слов окончание -а- ,оно показатель грамматического значения.Оно указывает на Ж.Р.,ЕД.Ч.,ИМ.П..Общие грамматические значения рода,числа и падежа.
Учитель:А у этих слов есть что - либо общее?Грамматическое значение?
Запись на доске: помидор, капуста, баклажан, морковь
Ученик:Нет
Учитель:Лексическое значение?
Ученик: Да.Это овощи.
Учитель: По какому признаку мы выделяем группы слов?
Ученик: По грамматическому и лексическому значению.
Учитель:Давайте попробуем сформулируем тему урока?
Ученики:Лексическое и грамматическое значение слова.
2.Анализ материала.
Учитель:Сегодня мы определяем,какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.
Задание 1. Определите лексическое значение слов: Сосна, зелёный, стоит
Ученик: Сосна - вечнозелёное хвойное дерево
Зелёный - цвет травы
Стоять - находиться . не передвигаясь, в вертикальном положении.
Учитель: Лексическое значение известно.Можно эти три слова считать предложением?
Ученик:Нет.
Учитель:Почему?Что нужно сделать с этими словами,чтобы получилось предложение?
Ученик: Изменить окончание, по другому сказать - изменить форму слова.
Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником ,работающим у доски:
Стоит зелёная сосна.
Учитель :Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.
Стоит - ед.ч,3 лицо. ,наст . вр.., зелёная - ед.ч, ж .р ,и.п.,, сосна -ед.ч. ,ж.р. ,и.п..
Учитель: В какой части слова заключено грамматическое значение?
Ученик: В окончании
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: В основе слова.
Учитель: Если мы закроем окончания ,что можно сказать о словах?
Ученик: Знаем, о чём говорят , но не знаем, какие между ними отношения.
Учитель: Можно ли , не изменяя грамматического значения .построить предложение?
Ученик: Нет. Слова должны быть связаны грамматически.
Учитель: А теперь ,что вы можете сказать о словах: налесный, молодильник ,перемахал ,рувицу?
Ученик: Ничего не понятно. Но слова между собой связаны.
Учитель: Докажите это и определите часть речи.
У доски работает один ученик.
Налесный - прил.,ед.ч., м.р., и.п., молодильник - сущ.,ед.ч.,м.р.,и.п., перемахал -глаг.,ед.ч.,м.р.,прош.вр., рувицу - сущ.,ед.ч.,ж.р.,в.п..
Учитель: Почему трудно определить лексическое значение?
Ученик :Потому что слова не связаны с жизненными явлениями ,но грамматическое значение определить можно.
Учитель: Значит ,у нас не получится предложение ,если мы не знаем лексического значения ?Давайте посмотрим на доску ,там вы видите слова: брыкаться, круглый, чай?
Постройте предложение?
Ученик :Брыкается круглый чай.
Учитель: Получилось предложение ?Мы же знаем лексическое значение всех слов?
Ученик: Нет лексической сочетаемости ,т.е. смысла.
Учитель: Что нужно знать ,чтобы построить предложение?
Ученик : Лексическое и грамматическое значение ,учитывать лексическую сочетаемость.
3.Работа в парах.(группах)
Учитель :Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.
а) Наружнный твёрдый слой хлеба ж.р. ,ед.ч., и.п.
б)Передвигаться по воздуху: прош .вр. ,ед,ч., м.р.
в) Имеющий цвет неба: ед,ч, м.р., дат .пад..
г) Раздел науки о языке ,изучающий словарный состав языка : ж.р.,ед.ч.,им.п..
Проверка в парах.
Учитель :По лексическому и грамматическому значению находим слово.Молодцы,все справились с этим заданием, а теперь задание посложнее.
Посмотрите на грамматические модели .выпишите слова к указанным моделям и докажите,что сделали верно.
1ряд- род(постоянный),число ,падеж.
2ряд - род, число ,падеж
3ряд - время, число ,род, лицо
Снег, дождь, дуют ,скользский ,пришла ,замечательный ,мороз, бодро,воды,был,горячий,подул,ветер,выпал,,зима,коньки,лыжи,катался, долгожданный ,тихо.
Учитель :Прочитайте слова к своим моделям? Почему не все подошли?
Ученик: Не у всех есть окончания.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Все они относятся к зиме.
4.Творческое задание .Рефлексия.
Напишите сочинение -миниатюру на тему"Зима пришла"
5.Итог урока6
Что было главным на уроке ?Интересным? Что запомнилось?
6.Домашнее задание: Определите лексическое и грамматическое значение слов невежа и невежда. Составьте предложения с этими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическое и грамматическое значение слова
Мультимедийная презентация урока русского языка в рамках аттестации....

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"
Урок ознакомления с новым матермалом. (ФГОС)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...