Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока русского языка, проведённого в 5 классе.
Тема урока: «Слово. Лексическое и грамматическое значения слова».
Цели урока для учителя:
*образовательная: познакомить учащихся с определением понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова», с толковыми словарями;
*развивающая: сформировать умение различать лексическое и грамматичес-кое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
*воспитательная: воспитывать в учащихся важность обогащения лексического запаса, воспитывать потребности пользоваться толковым словарём.
Цели урока для учащихся:
*знать: определение понятий «Лексика», «»Лексическое и грамматическое зна чения слова», важность обогащения лексического запаса;
*уметь: различать лексическое и грамматическое значения слов, пользоваться толковым словарём.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедиа, раздаточный мате-риал, толковые словари.
Эпиграфы: «Слово не стрела, да острее стрелы».
«Ветер горы разрушает –
Слово народы поднимает». (Пословицы).
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте откроем тетради, запишем число, классная ра-бота, тему и эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку.
У: Ребята, сегодня на уроке мы от- правимся в путешествие на удивитель- ную планету, название которой «Лекси-ка», где живут не менее удивительные су щества – лексы. Богатства этой планеты дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В её кладовых хранятся все слова русского языка – от самых-самых древ-них до только что родившихся. Там по крупицам собиралась вся мудрость рус-ского народа. Так вот, жители, населя-ющие эту планету, бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольстви-ем разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек та же бережно и аккуратно обращается со словом. Почему же надо обращаться с ни бережно?!? На этот вопрос ответил извес ный русский писатель Владимир Галак-тионович Короленко: «Слово дано чело-веку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохнове-ния, которым он обладает, другим лю-дям». В: Ребята, как вы понимаете эти сло ва? У: Ой, нас уже ждёт космический ко рабль, нужно спешить! Отправляемся в увлекательное путешествие. Впереди нас ждут удивительные открытия. Путе-шествуя по Галактике русского языка, мы ещё раз убедимся в достоверности слов Николая Васильевича Гоголя: «Ди-вишься драгоценности нашего языка: чт ни слово, то подарок; всё зернисто, круп-но, как сам жемчуг, и, право, иное назва-ние ещё драгоценнее самой вещи». Чтобы попасть на эту удивительную планету, мы должны показать себя знающими путешественниками. |
- Повторение пройденного материала.
У: Внимание! Планета «Фонетика»! В: Ребята, мы с вами уже встреча-лись со словом «Фонетика». Давайте вс-помним, что оно обозначает. В: Какие звуки существуют в языке? В: В чём отличие в образовании гла ных и согласных звуков? | О: Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи. О: В языке существуют гласные и согласные. О: При образовании гласных зву-ков воздух не встречает никаких пре-пятствий в ротовой полости, а при об-разовании согласных – встречает раз-личные препятствия. |
Творческое задание. | |
У: Корабль плавно опустился на твё дую поверхность. Люки открылись, и в отверстиях показались существа: О, П, Р, С, Т. В: Что это? У: Чтобы пройти таможенный до-смотр, нам необходимо из этих букв сло-жить как можно больше слов. На это нам отводится 3-5 минут. В: Кто назовёт больше? У: Ну что ж, буквы и звуки на места | О: Буквы. О: Спорт, порт, спор, трос, рост… |
Фонетическая пятиминутка. | |
У: Теперь давайте покажем своё уме ние производить фонетический разбор слов: ученик разбирает у доски – корабл (1 ряд – подъём, 2 ряд – приятель, 3 ряд – проверка). Молодцы! Мы справились с зада-ниями. Но, к сожалению, нам нужно от-правляться дальше, к новым горизонтам. |
- Изучение нового материала.
У: Люки вновь закрылись, и корабл взмыл вверх. Но вот вдалеке показался огромный, сияющий космодром. Мы приземляемся. Вы, ребята, пока не подо-зреваете, сколько диковинного и интере ного увидите на планете Лексика. Итак, мы приступаем к изучению раздела «Ле сика». !!! Открываем наши тетрадки-слова-рики и записываем определение лекси-ки. Слова. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, Означено словами. А.Шибаев. В: Как вы думаете, о чём нам хотел поведать А.Шибаев? У: Все слова какого-либо языка об-разуют его словарный состав, или лекси-ку. Так, русские слова составляют лекси-ку русского языка, турецкие слова – лек-сику турецкого языка и т.д. В: Сколько же всё-таки слов в наше языке?! У: Известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и упо ребляет в своей речи. Слова в нашем языковом госу-дарстве удивительно многолики. И в ка дом уже знакомом нам разделе рассмат-ривается какое-то особое «лицо» слова. Во владениях фонетики мы изучали зву-ковой состав. Это наружная оболочка слова. «А что же прячется в этой обо-лочке?!?» - спросите вы. – Наверное, зна-чение слова?!?». Конечно. Его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет две грани. Например, есть птица голубь и слово го-лубь, называющее эту птицу. Оно имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение – птица с серова-то-голубым или белым оперением и большим зобом, а грамматическое – имя существитель-ное единственного числа, мужского ро-да. А у глагола – это время, лицо и чис-ло. | Лексика (от греч. lexikos – «слове ный», «словарный») – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается. Все предметы, которые нас окру-жают, имеют своё название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смог-ли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много рус-ских слов. С.У.: Например, в «Словаре рус-ского языка» Сергея Ивановича Оже-гова – 70 000 слов, в 17-томном «Слова-ре современного русского литератур-ного языка» - более 120 000 слов. На са-мом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все сло ва, которые есть в языке. Лексическое значение – это смыс ловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно устанавливает связь между словом и тем, что оно обозначает. Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зре-ния принадлежности к определён-ной части речи. |
- Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперёд нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
- Изучение нового материала (продолжение).
У: Лексические значения слов разъ-ясняются в толковых словарях. Есть волшебная страна, Что распахнута пред нами, Та, которая словами, Что людьми населена. Правит ими государь По прозванию Словарь И относится он к ним, Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать… Уважаем государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, Я об этом достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к Словарю. Я.Козловский. Ребята, у вас на партах лежат толко-вые словари. | С.У.: Словари – это особые спра-вочные книги, которые состоят из сло-варных статей. Словарная статья включает толко вание значения, характеристику стро-ения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемос-ти слова, грамматические характерис-тики слова. Работа со словарной статьёй:
Аллея, -и, ж. дорога с рядами де-ревьев по обеим её сторонам. Липовая аллея. |
- Закрепление изученного материала.
У: Итак, ребята, мы вплотную подо-шли к воротам планеты Лексика. Одна-ко, нам не позволят открыть ворота, по-ка мы не покажем, как умеем применять только что полученные знания. А) Работа с раздаточным материа-лом. 1. Прочитайте и сравните высказы-вания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании? Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и ра достные. Они поражают людей просто-той и величием. Слова эти необыкновен-но дружны между собой. Покоряют сво-ей прелестью, нежностью и лёгкостью слова. Берёза, Солнце, Счастье, Весна, Ра дость, Молодость, Космос, Луноход, Кос-модром, удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хо-чется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова геро ические, справедливые, весенние, прино сящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из жур-нала «Русская речь»). По слогам твердим, едва осиля Вяжущую губы немоту: Мама, небо, хлеб, роса, Россия – Камушком катается во рту. Зачерпнул – и доверху ведёрко. Русской речи речка глубока. Топчется в кругу скороговорка, Кулаками подперев бока. Всю-то жизнь спешим, куда – незнамо. Сколько лет минуло, сколько зим. Облака, земля, берёза, мама – Не наговоримся говорим. А.Кафанов. У: А вот и таможенный досмотр. Пр верка документов, знания лексического значения слов. | |
Лексический диктант. | |
Запишите слова, расставьте их по алфавиту, определите лексическое и гра матическое значения. Гость, хижина, страус, загадка, кос-тюм. | |
Синтаксическая пятиминутка. | |
В России морозы распушили де-ревья и рисуют на стёклах лебединые перья. | |
Разгадываем кроссворд. | |
1. Красна, сладка, душиста, растёт низ ко, к земле близко. 2. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? 3. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. 4. Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … 5. Вкус у ягоды хорош, Не сорви её поди-ка: Куст в колючках, будто ёж, Вот и назван … 6. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. 7. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё … | О: Земляника. О: Белка. О: Берёзка. О: Василёк. О: Ежевика. О: Декабрь. О: Алфавит. |
- Итоги урока.
У: 1.Что такое лексика? 2.Что такое лексическое значение слова? 3.Что такое грамматическое значе-ние слова? 4.Объясните пословицы, взятые эпи рафами к уроку. | О: Лексика (от греч. lexikos – «слове ный», «словарный») – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается. Лексическое значение – это смыс ловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно уста-навливает связь между словом и тем, что оно обозначает. Грамматическое значение – это ха-рактеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой час ти речи. |
- Домашнее задание:
*для слабых учеников: стр.133 (правило) упр.322.
*для сильных учеников: стр.133 (правило) работа по предложенным карточ-кам (1.Определить слово по его лексическому значению; 2.С отгаданными словами составьте 3-5 предложений; 3.Выясните по толковому словарю лексическое значе-ние данных слов и определите их грамматическое значение).
- Выставление оценок.
Список использованных источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...
План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс
Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...
Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....