Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_osnovnye_sposby_obrazovaniya_slov_v_russkom_yazyke.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Якушкинская средняя общеобразовательная школа
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»
Конспект урока русского языка для 6 класса
Тема урока:
«Основные способы образования слов
в русском языке»
Подготовила:
Романова Л.Н.
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Образовательная цель: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.
Развивающая цель: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.
Тип урока: урок изучение нового материала.
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2. Орфографическая разминка.
Текст для орфографического разбора уже написан учителем на доске
Вечерн… з..ря дог..рала. Начал расст..лат(?)ся туман. Я решил вернут(?)ся домой.Быстрыми шагами пр..шёл я мимо зар..слей кустов. У ног моих т..нулась р..внина а дальше стеной стоял мрачн… лес. Я осм..трел окрес(?)ность и спустился с холма. Высок… трава на дне долины расст..лалась ровн… скатертью.
3. Повторение изученного материала.
Беседа.
- Что изучает морфемика?
- Что называется корнем?
- Что называется приставкой?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
- Какие слова называются однокоренными?
4. Применение теоретического материала на практике.
Задание 1.В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово
с омонимичным корнем):
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
Задание 2. Назовите слово с приставкой.
1. Вьюга
2. Пьедестал
3. Декорация
4. Объявить
5. Cлушатель.
Задание 3. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.
1. Оборонительный
2. Смертельный
3. Содержательный
4. Уравнительный
5. Подсознательный
Задание 4. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.
1. Отъезд
2. Обрывок
3. Обсудить
4. Обидный
5. Полегче
Задание 5. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
1.Ответ
2. Отвар
3. Увидел
4. Отросток
5. Вьюжный
Ответы:
Задание 1: 1) долг, 2) загородка, 3)водитель
Задание 2 - 4
Задание 3 - 2
Задание 4 - 5
Задание 5 - 3
5. Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На доске учитель пишет слово бант) Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать бант маленьким? (Добавляет суффикс -ик-.) Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
– Если к слову гореть мы добавим приставку до-, то получится слово…?
(догореть) Как называется этот способ? (Приставочный) Запишите схему и название способа.
– Какую приставку и суффикс нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (перелесок) Этот способ называется приставочно-суффиксальным. Запишите схему и название способа.
– Следующий способ называется бессуффиксный. Как вы понимаете значение этого слова? Почему в слове бессуффиксный две С?
(Пишет на доске слово переход) От какого слова образовалось слово переход? (От слова переходить). Оно образовалось путём отсечения суффикса. Запишите схему и название способа.
– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов ( суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный)
6. Физкультминутка
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай,
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать—
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
7. Работа по учебнику.
Чтение теоретического материала (с 94) Выполнение упражнения 168.
– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 95. Кто первый их найдет?
– Слова могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, например лесопарк от лес и парк, или без них, например Ивангород), сложением слов (например, диван-кровать), переходом одной части речи в другую (например, столовая из столовая комната)
8. Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
9. Тест.
1. Определите однокоренное к слову «бежать»:
А. бежит
Б. бежим
В. бегу
Г. хождение.
2. Определите форму слова «брить»:
А. бритва
Б. бритвенный
В. бреем
Г. бритый.
3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
А. перелесок
Б. переход
В. вкатиться
Г. вывести
4.Каким способом образовано слово «безработица»?
А. приставочный
Б. суффиксальный
В. приставочно-суффиксальный
Г. сложение основ
5.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
А. прилететь
Б. прилет
В. покупатель
Г. Прибайкалье.
Ответы:
Задание 1 - Г
Задание 2 - В
Задание 3 - А
Задание 4 -В
Задание 5 -Г
10. Подведение итогов занятия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолели?
- Как бы вы себя оценили? Какую оценку вы себе бы поставили? Почему?
(Выставление отметок)
Домашнее задание: упражнение 174
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Способы образования слов в русском языке
Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
План - конспект урока "Способы образования слов в русском языке" (ФГОС)
Помещённый материал содержит план-конспект современного урока русского языка и слайд-презентацию....
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...
Урок русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке»
Презентация с синтаксической пятиминуткой....